Статья расскажет
о должности таможенного головы в Русском централизованном государстве XVII веке, его службе и обязанностях.
До 1681 г. должность
таможенного головы обычно занимали выходцы из посадских людей. Но в 81-м году именным указом царя Федора Алексеевича было повелено:
- Выбирать голову гостям и гостинной и суконной сотни торговым людям на Московскую таможню из среды себя, и в городах им же из посадских людей, если они кого из них знают.
- Если же они не знают никого, то выбирать в головы представляется, по-прежнему, жителям города.
- Если в городе посадских людей вовсе нет, или очень мало, то, по-прежнему, позволяется выбирать в головы из стрельцов, казаков, драгунов, пушкарей, затинщиков, воротников, плотников и из иных чинов, из служилых людей, которые живут в тех городах.
- Когда же упомянутых служилых людей в городах мало, а в уездах тех городов есть дворцовые и монастырские крестьяне, то выбирать в головы из среды их по прежнему.
- В случае же неимения в уездах тех городов дворцовых и монастырских крестьян, выбирать голову из посадских и из служилых людей других городов, из которых доведется. Выбирать в эту предписывалось по раз по недружбе, но по самою христианскою правдою... Условия, необходимые для того, чтобы иметь право занимать эту должность были: хорошее поведение, знание дела, зажиточность, грамотность. Впрочем, это условие было не непременное.
Обычно устанавливалась очередность семей, из которых выбирались головы. Однако в случае необходимости срабатывал другой принцип: головами приказывалось выбирать самых добрых и знающих, пожиточных и правдивых людей, кому в сборе государевой казны можно верить, чтобы в том сборе пред прошлыми и учинить прибыль для пополнения государевой казны.
Избранный голова приводился к присяге. При Алексее Михайловиче запись ее была следующей:
«Аз (имя) целую сей святой и животворящий крест господен, государю своему, царю и великому Князю Алексею Михаиловичу всеа Русии на том, что быти нам у его государева, царева и великаго князи Алексея Михаиловича всеа Русии дела (место) в
таможенных головах, и будучи (имя) у его государева дела в таможне сбирати его государева, царева и великаго Князя Алексея Михаиловича всеа Русии Казна с великим раденьем, в правду, без всякия хитрости, по сему государеву, цареву и великаго князя Алексея Михаиловича всеа Русии крестному целованью и по уставной грамоте; а таможенными сборами самим нам не корыстоваться, и государевых печатных мер не убавливать и не переменивать, и на свои расходы и на торговлю государевых денег себе не имать и никому не давать; и мне (имя) ни на каких людех лишних денег не сбирать и государевыми таможенными деньгами будучи у таможеннаго сбору, не торговать и тем не корыстоваться и за своими промыслы и за торгом не ходить, и быть безпрестани у таможенного сбору. Также мне (имя) голове над целовальники в таможне смотреть и беречь того накрепко, чтобы целовальники у таможеннаго сбору, у продажи, и у запасов у покупки были без отлучно, с раденьем и не пьяни, и денег не крали; а клали б деньги за головину печать в ящики, а мимо ящиков государевых денег никуды не клали; а лишних пошлин с товаров не имали, а имали бы пошлину со всяких товаров и с хлеба по уставной грамоте, и указных мер досматривать по часту, чтоб не переменяли и не убавливали, и никакия хитрости не чинили для своей корысти; а увижу аз (имя) или у кого сведаю, которые целовальники в таможенном сборе учинят какую хитрость, и мне (имя) о том сказать воеводе и писать о том к государю, к Москве, прямо в правду, и ничего мне не утаить и животворяший крест господен государю своему и великому Князю Алексею Михаиловичу всеа Руси на том на всем, как в сей записи писано».
Вступив в должность,
таможенный голова обязан был принять от своего преемника таможенные уставные грамоты, все таможенные дела и таможенный завод: месячные печати, печатные трубки и молотки, весчие контари, терези, пудовые гири и фунты и пр., и удостовериться в верности различных мерю.
Несмотря на то, что новый таможенный голова обычно вступал в должность после 1 сентября, расчеты с прежним головою производились именно на этот срок.
С этой целью предшественник оформлял особенную отпись с указанием суммы денег, собранных за установленный срок. Это делалось для спору, чтобы в том году меж их сборов смут не было и в сметной бы в городовой список написать сборы безсмутно с сентября 1-го числа сентября же по 1-е число.
При голове обычно состояло несколько помощников - целовальников. Старший из них, имевший доступ к таможенной казне, хранившейся в специальном ящике - «ларе», назывался «ларечным». Караульные целовальники охраняли таможенную избу. Ходячие целовальники собирали пошлины на торговых площадях. Ему также помогали местные дьяки и подьячие, заносившие в таможенные книги данные о торговцах, их товарах, суммах сборов и пр. Таможенная документация включала росписные списки, приходные книги, расходные книги, отпускные книги, обыскные книги, товарные ценовые росписи и др.
Как самому голове, так и подчиненным ему целовальникам строго запрещалось производить какие-либо операции за собственный счет. Их служба была безвозмездной и считалась почетной.
Купцы за службу в головах назначались гостями. Однако, если служба голов и целовальников приводила к уменьшению суммы таможенных сборов против прежних лет (по причине неумелого или нерачительного управления) с них взыскивали неустойку, а то и наказывали кнутом. Неудивительно поэтому, что освобождение от должности головы почиталось за особенную милость.
При оставлении должности таможенный голова был обязан подать свои собственноручно подписанные таможенные книги наместнику, а иногда - старостам. Если отчеты головы свидетельствовали последние, то они обыкновенно читали их в земских избах всяких чинов людям вслух, не по одно время для того, против сборов своих, таможенные головы и целовальники, пошлинные деньги сполна ли написали и на приказные расходы или себе чего со сбору своего не украли. Счетные списки, за подписью проверявших оные, вместе с таможенными деньгами, отправлялись с теми же таможенными головами в Московский приказ, где им давалась от дьяков росписка в их получении.
В обязанности головы и его помощников входило:
- Отмечать все привезенные на торг товары;
- Лично присутствовать при заключении всех важных торговых сделок;
- Производить оценку таможенной стоимости товаров;
- Взимать таможенные пошлины с продажи (покупки) товаров;
- Оценивать и взимать пошлины с отвозимых с торга товаров в другие русские города и за границу;
- Приобретать все необходимое для осуществления таможенной деятельности. При этом все собранные деньги, равно как и израсходованные, должны были записывать в книги, отделяя различные виды таможенных пошлин, означая время, место взятия пошлины, лицо и товары, с которых она взята и т. п.
Они также должны были отбирать в казну протаможенные товары, записывая их особенной статьей в книги. Поскольку целовальники чаще голов участвовали в сборе пошлин, поскольку именно они записывали полученные деньги, клали их в ларцы, запечатанные печатью головы, но не иначе, как в присутствии всех их. Собранные таможенные деньги головы должны были отдавать ежемесячно: в Москве - в Большой приход; в областях - наместнику и волостелям, за что получали отписи за подписью получивших оные.
Денежные средства, взыскиваемые на перевозах (перевозная пошлина) складывались целовальниками и перевозчиками в особые ящики, и в то время, когда реки начинали замерзать, привозились в Московский приказ.
Вы можете задать Ваш вопрос, отправив его на адрес электронной почты:
declarant.ivanova@gmail.com
Источник
https://tamozhennyy-deklarant.blogspot.com/2022/03/Tamozhennyy-golova-v-XVII-veke.html