Так, раз пошла такая пьянка коли уж речь зашла о мультиках и меня в три уже пять часов ночи почему-то совсем не тянет спать, то вот.
Под катом текст, который вы могли прочитать почти полгода назад. Я собирался опубликовать его в последних числах ушедшего года и не сделал этого потому, что текст был не дописан. Две трети его я осилил одним махом, но тут вдохновение рраз - и ушло. Я надеялся выдавить из себя остаток усилием воли, но случилось одно, потом другое-третье-десятое, на дворе конец мая, и пора бы уже признаться себе - в том виде, в каком я помнил оставшуюся треть, я ее уже не напишу. Что ж теперь, пропадать остальному добру? Пусть будет. Без правок (а спустя полгода они, конечно, уже не помешали бы), в исходном виде. А нереализованная треть - тезисно, галопом, гавнатвиттастайл.
Анимация-2012. Итоги
Я не помню, чтобы когда-нибудь поводил итоги в отношении игрового кино. Причина, всегда меня останавливавшая, состоит в том, что фильмов ежегодно появляется слишком уж много, - никогда нельзя быть уверенным в том, что ты ничего не упустил. С мультиками намного проще - их в этом году накопилась всего сотня. И хотя всегда есть шанс, что очередная CG-поделка из Китая окажется совсем не поделкой, а вполне себе маленьким шедевром, ориентироваться в столь коротком списке при отделении зерен от плевел несравнимо легче.
В этот раз я принял решение разделить “самых-самых” на три категории. Первая - шедевры или близкие к этому творения, лицо и гордость анимационной отрасли на годы вперед. Вторая - выдающие или очень хорошие мультфильмы, немного не дотянувшие до первых мест по разным причинам. Третья - крепкие середнячки, которые, однако, тем или иным образом выделяются из средней массы в лучшую сторону. И бонус - список потенциально хороших мультфильмов этого года, посмотреть которые получится только в следующем (из-за отсутствия их как в прокате, так и на торрент-трекерах). Плюс к каждой позиции я постараюсь предложить достойную альтернативу (также из лент этого года, разумеется) - в итоге чуть ли не 1/6 всех мультфильмов года получит положительную рекомендацию. Да, я чрезвычайно благодушен. Поехали.
Epic win 2012
- Волчьи дети Амэ и Юки (おおかみこどもの雨と雪, реж. Мамору Хосода)
Завораживающий, душераздирающий, воодушевляющий, обезоруживающий. Нервный, нежный, смелый, зрелый. Этот мультфильм заслуживает всех хвалебных эпитетов, что уже существуют, и всех, что еще не придуманы. Невероятно смешной в одну секунду и невыносимо грустный в следующую, он подарит вам одно из самых эмоциональных переживаний среди того, что вам когда-либо предлагала анимация (а то и Большое Кино, чего уж там). Безупречно озвученный (я тут, правда, про дубляж, но озвучка “Реанимедии” - это отдельная песня; после этих людей на дубляжах других студий хоть уши затыкай, настолько разительна разница) и очень красивый (несмотря на пару сомнительных дизайнерских решений вроде обвислых щек, из-за чего персонажи поначалу кажутся жертвами флюса). Лучший в 2012-м.
Если вам понравилось и хочется еще (далее ЕВПИХЕ): см. пункты 2 и 3. Собственно, по эмоциональному накалу все остальные даже рядом не валялись.
- ПараНорман или как приручить зомби (ParaNorman, реж. Крис Батлер и Сэм Фелл)
На редкость поучительная история о благих намерениях, людской натуре, предрассудках и природе страха. Вплоть до недавнего просмотра “Волчат” “ПараНорман” лидировал в моем топе лучших с большим отрывом. Он лишь самую чуточку уступает - “Волчата” прекрасно сбалансированы, а вот “ПараНорман”, увы, слегка провисает в середине, из-за чего нетерпеливый зритель, избалованный ежесекундной гиперактивностью голливудских мультиков, рискует заскучать. Но вскоре режиссеры спохватываются и начинают беспощадное наступление на зрителей, к финалу оставляя от оных дымящиеся и мокрые от слез останки. Серьезно, не разрыдаться на “ПараНормане” смогут разве что суровые челябинские мужики, да и то не факт. В драматичности “ПараНорман” абсолютно на равных, и вполне способен “вставить” посильнее “Волчат”.
ЕВПИХЕ: см. пункты 1 и 3.
- Ральф (Wreck-It Ralph, реж. Рич Мур)
Казалось бы, еще вчера Pixar задавал стандарты для всей отрасли, а упоминание Диснея провоцировало здоровый смех. И как же все изменилось. Два года назад я включил “Рапунцель” в тройку лучших, а триквелу “Истории игрушек” так и не нашлось места в итогах. Я не думал, что подобный расклад повторится, но в этот раз я определенно предвзят: как человек, чье детство и юность неразрывно связаны с видеоиграми, я не мог не оценить прелесть идеи и изящество исполнения “Ральфа”. При этом мульт универсален: даже если “шестерни каловдутия” -единственная отсылка, которую зритель может опознать без подсказки, ему все равно сделают смешно. Да и с драматической составляющей полный порядок. Из минусов можно отметить разве что некие “сиропность” и унифицированность, неуловимо присущие всем диснеевским продуктам. Если вы их не ощутите, за вас можно только порадоваться, ведь ничто не омрачит вам просмотр.
ЕВПИХЕ: см. пункты 1 и 2. Олсоу, если вам понравится мир “Сладкого форсажа”, в декорациях которого проходит добрая половина “Ральфа”, то на свой страх и риск зацените “Лоракса”. Там такое же буйство красок и фантазии, вот только, к сожалению, он a) слишком детский - даже подросткам ловить уже нечего: и, что намного хуже, b) там поют.
Second Best 2012
- Франкенвини (Frankenweenie, реж. Тим Бертон)
Проникновенная история взаимоотношений живого мальчика и мертвого пса способна растрогать чувствительных зрителей в той же мере, что и фильмы Большой Тройки. Но что-то с ней не так. То ли наличие одноименной короткометражки, ставящее сразу несколько неудобных вопросов: о самоповторе, творческом застое, искуственном растягивании хронометража и т.п. То ли в парадоксальности морали: когда другие мультфильмы учат юных зрителей быть стойкими пред лицом любых, даже непреодолимых обстоятельств, “Франкенвини” нагло внушает им, что таковых нет и даже смерть - дело поправимое. А может, все намного проще и я не могу простить автору жестокое и хладнокровное убиение ни в чем не повинного мистера Кискерса :). В любом случае, при всех достоинствах - только четвертое место.
ЕВПИХЕ: см. пункты 2 и 5. Быть мертвым и довольным этим в 2012-м модно.
- Монстры на каникулах (Hotel Transylvania, реж. Дженнди Тартаковски)
Потенциальный шедевр, полураздавленный неуемным петросянством. Кто-то из создателей (сомневаюсь, что режиссер) решил перестраховаться и нафаршировал тушку мультика гэгами так плотно, что они сочатся изо всех щелей. Беспрестанное хохмачество чем дальше, тем сильнее надоедает, тем более что и качество юмора скачет (есть истерически смешные моменты, есть хтонический ужас вроде громогласных газопусканий, но чаще всего просто что-то умеренно забавное - ни хмыкнуть, ни фыркнуть); но печальней всего, что за нескончаемым каскадом шуток почти потерялась история любви человека и вампира, рассказанная за жалких полтора часа красивее, умнее и попросту, хаха, взрослее, чем в бесконечных “Сумерках”. Так что, дорогой зритель, чем больше местных шуток придется тебе по вкусу, тем больше удовольствия в итоге. От полного восторга до тотального разочарования. Я же, несмотря на утомленность местным юмором, все же включил “Отель” в список лучших. Почему? Ну вот вам пару доводов “за”. Во-первых, все-таки есть очень годные шутки, ради которых стоит вытерпеть все остальные. Во-вторых, Мэвис - няша. Можете смеяться, показывать пальцем и говорить гадости, но для меня это очень серьезный аргумент. В-третьих, здесь нет злодеев. Вообще. Вся драма и все конфликты проистекают из несхожести главных героев. На всякий случай сообщу, что из упоминаемых в списке мультов только три смогли обойтись без антагониста, и два других - аниме. То есть это единственный голливудский мультфильм этого года, где все не сводится к борьбе бобра с ослом. По-моему, это достойно уважения.
ЕВПИХЕ: На загробную тематику - пп. 2 и 4. На наличие отсутствия злодеусов - пп. 1 и 7.
- Берсерк: Золотой век. Фильм II: Битва за Долдрей (ベルセルク 黄金時代篇Ⅱ ドルドレイ攻略, реж. Тошиюки Кубока)
Вы, возможно, не заметили, но уже на предыдущем пункте пошла вкусовщина и двойные стандарты. На этом точно заметите. Ставить обрубок без конца и начала не на последнее место, да и вообще отмечать его в ущерб законченным произведениям? Да, грешен. Но “Золотой век-2” - это вам не какой-нибудь презренный сиквел. Это вторая часть трилогии, единица несамостоятельная по определению. Что ж теперь, их игнорировать? Вон и Киноакадемия в 2003-м не сдержалась… Вообще, я был бы рад указать всю трилогию, но этому мешает два нюанса. Первый - перенос заключительной части на следующий год. Второй - что начало трилогии, оно, как бы это помягче… Посредственное оно. Первые минут десять так просто тихий ужас. К тому же у “Берсерка” предельно некавайный сеттинг: cтатистов расчленяют повзводно, детей без всякого стеснения убивают и насилуют, откровенность сцен секса равна 150% цензурейтинга, а один из основных персонажей состоит в анальном рабстве у другого - добро пожаловать в темное фэнтези, сынок. Собственно, именно присущее анимации по умолчанию благорастворение воздухов и побуждает поставить в топ хоть что-нибудь бескомпромиссное и брутальное. Тем более что “Золотой век-2” этого достоин: в отличии от фрагментарной и скучноватой первой части, посвященной в основном представлению персонажей и их намерений, здесь всех наконец закручивает водоворот страстей и интриг, столь же мощный, сколь и непредсказуемый. Одна беда - обрывается на полуслове, а окончания еще ждать и ждать.
ЕВПИХЕ: Batman: The Dark Knight Returns - Part I. Тоже люди в смешных костюмах, тоже мрачно-реалистично, тоже экранизация, тоже заканчивается на самом интересном.
[Здесь кончается старье и начинается написаннное только что. No ЕВПИХЕs, sorry]
Высокий средний уровень 2012
- Письмо для Момо (ももへの手紙, реж. Хироюки Окиура)
Трогательная добрая детская сказка без претензий на большее. Почти взаимозаменяема с пиксаровской “Храброй перцем”, но при необходимости выбора я на стороне Момо, и именно потому что она без претензий - Пиксар же по обыкновению попытался усесться на все стулья сразу и по обыкновению же (уточение: с недавних пор; раньше у них получалось) мимо всех промазал. Если бы не один сортирный гэг категории ‘what has been seen cannot be unseen’ в середине ленты, Пиксар был бы вообще не конкурент, а так увы.
- Blood-C: Последний темный (Blood-C: The Last Dark, реж. Ниоёси Сиотани)
Очень клевый безмозглый голливудский боевик, только аниме. От Голливуда ровно два отличия: a.) obviously, this is anime и b.) атипичный (именно по голливудским меркам, в аниме-то их легион) главгад. Финал вызывает в пямяти, не к ночи будь помянут,
Tekken: Blood Vengeance, но это, как и то, что мульт из разряда “посмотреть и забыть”, - единственные серьезные претензии.
- Пираты! Банда неудачников (The Pirates! [Band of Misfits / In an Adventure with Scientists!], реж. Питер Лорд)
Лучшая комедия года. Юмор сильно спесифисский и большей частью совсем не детский, этим и подкупает. По здравому размышлению, оно всяко лучше Blood-C, но уж как составил так составил. Правок, говорил же, не будет. Уместнее будет сказать last but not least, мульт этого заслуживает.
Большие надежды
В этом списке потенциально классные мультфильмы (в порядке убывания потенциальной классности), которые могли бы повлиять на расстановку сил в итогах, если были бы доступны для просмотра жителям Интернета, а не только в кинотеатрах великой родной страны. Прошло полгода, все мультики повыходили, ни один из них я еще не смотрел, так что решение обойтись без правок далось мне абсолютно безболезненно. Можете считать эти итоги полулегитимными, черновым драфтом, финальная версия которого будет готова, когда я их все посмотрю и отпишусь о впечатлениях. Ну, что значит “когда”… ЕСЛИ. Вы же меня знаете.
Ernest & Celestine
伏 鉄砲娘の捕物帳
ねらわれた学園
Le Magasin des suicides
Le Jour des Corneilles
Arrugas;
и Rise of the Guardians, который, конечно, был в каждом утюге, но, в связи с особенностями национального проката, когда я собрался-таки его смотреть, делать это было уже негде
Поощрительная номинация “Прометей года”
Евангелион 3.33: ты (не) исправишь (ヱヴァンゲリヲン新劇場版:Q, режиссеры - Хидеаки Анно, Махиро Маэда, Масаюки и Кадзуя Цурумаки)
Я многого еще не сделал в этой жизни - помимо прочего, так и не поведал на весь ЖЖ прохладную историю о том, как у меня появился новый критерий оценки художественного произведения. Как явно следует из названия (дальше СПОЙЛЕР для тех уникумов, что до сих пор не посмотрели одноименный приквел “Чужого”), речь идет о фильме, все составляющие которого - режиссура, актерская игра, продакшен, далее везде - безупречны; все, кроме сценария - вот он настолько безобразно, чудовищно плох, что отравляет и делит на ноль положительное впечатление от всех остальных составляющих (безукоризненных, смею напомнить). И самое смешное, что в год выхода фильма, настолько всеобъемлюще воплощающий сей критерий, что тот был в честь него поименован, главные инопланетяне по эту сторону галактики сумели его в этом превзойти. Дважды. Чомпиона в полнометражной лиге я вам уже указал, а среди сериалов равных не было - и еще долго, полагаю, не будет - Eureka Seven AO. По уровню забористости с ним не сравнятся даже все сценарии Линделофа вместе взятые (последствия для психики можете оценить по человеку, пишущему эти строки ^__^). А, ну и не обязательно “года” - в зависимости от упоротости сценария там может быть хоть “дня”, хоть “тысячелетия”, сами понимаете.