Прошлое. Никогда не угадаешь, где оно настигнет тебя.
С немалым удивлением обнаружил, что довольно долго (года полтора примерно) не вспоминал Трансформеров.
Не думать о Трансформерах - все равно что не думать о медведе. Известный нюанс - попробуй изгнать какой-нибудь навязчивый образ из головы, и кончится тем, что будешь думать лишь о нем одном. Как они это делают? На какие потаенные кнопки жмут? Почему слоган "времени нет - и насморка нет!" всегда со мной по жизни, хотя рекламный ролик с ним был so last season еще во времена Голубкова? Как я, ни разу по своей воле не слушавший Ваенгу или Михайлова, с пары аккордов узнаю каждый хит и способен подпевать почти без расхождений с текстом? Отчего самый бессмысленный и неприятный мусор навеки оседает в памяти во всех подробностях, которые так хотелось бы забыть?
Я смотрел "Месть падших" то ли трижды, то ли вовсе дважды, а "Темное лунное" вообще единожды. Этого было достаточно. Стоило совершенно случайно, при обдумывании совсем других вещей зацепиться мыслью за TF, как они разложились пред моим внутренним взором мириадами пугающе детальных и даже интимных подробностей - подвиг, который подсознание бессильно воспроизвести при размышлениях о виданном никак не менее 11-ти раз "Аватаре", - и, не успев охнуть, я в мгновение ока как наяву пережил все невыносимые семь часов этой великой художественной трилогии...
Стоп. Трилогии ли? Я не возмусь со всей уверенностью утверждать нижеследующее в приличных домах, пока не пересмотрю эти фильмы физически (подвиг, на каковой я еще очень нескоро решусь пойти), но право же, мне открылось иное. Как мог я быть так слеп? Нет, Dark of the Moon - не продолжение Фаллоса. Это сиквел тех же первых "Трансформеров", невозмутимо игнорирующий событья Revenge of the Fallen и на голубом глазу выстраивающий свой, альтернативный, таймлайн, мирно (а может и нет) сосуществующий параллельно предыдущему. На понятном примере - помните, как выглядит мартимакфлаевское настоящее до и после вмешательства Биффа Таннена из будущего в свое прошлое? Вот это оно самое. Я, правда, не знаю, какой из сиквелов более похож в своем уродстве на сей метафорический "Мир Таннена". На мой скромный вкус, оне оба.
Пока вы офонарело осмысливаете, как я докатился до жизни такой, я попробую объяснить, что побудило меня прийти к таким вот умозаключеньям.
В процессе размышлений на тему обескураживающе примитивных, в плане психологической проработки, изображений Первого Контакта в сокровищнице фантастического кинематографа, я совершенно случайно зацепился краем мемории об TF, вспомнив, что в Фаллосе же тоже, пусть мельком и никак, был продемонстрирован Первый Контакт. Какие последствия вспоминание TF имело для моей неокрепшей психики, частично описано выше; среди прочего, я утратил нить рассуждений на означенную тему (робко надеюсь, что еще когда нибудь восстановлю это по памяти, додумаю до конца и распишу как следует в компактный постег), потому что мысли мои всецело переключились на киновселенную TF. И чем больше я думал о них и вспоминал их, тем больше подтверждений находил своему внезапному открытию.
Лучше всего это просматривается по стержневой для всей три... кхм, дилогии в двух лицах (quick note: аааа, это же РЕАЛЬНО трэнс-фо-мааа: есть вот так выглядящий сиквел, а есть - шр-шр-шр-шр - вот этак! Бля, flash of genius as it is, как я не видел этого раньше? Бог есть, я нашел хоть что-то unrelated к безукоризненному техническому исполнению сиквелов, что мне в них нравится! Так, тихо, спокойно, дышим глубже...) линии - взаимоотношений Сэма и Микаэлы. Внезапно. Или вы думали, что в фильмах с названием "Трансформеры" главное - это трансформеры? Не, режиссер и большинство продюсеров явно считали аналогично, но хоть среди сценаристов, этих святых людей, отыскался один не циник и не даун. Только благодаря ему первый фильм работает, а сиквелы отчаянно пытаются (а что они падают смертью храбрых в неравной больбе с остальными составляющими марлезонского кордебалета, то не их вина, - ну кто, право же, в принципе способен конкурировать с вражеской мошонкой?). Давайте просто вспомним, что это за люди. Сэм - лох и ботан, но так-то приятный смышленый парень. Микаэла - foxy lady, неприступная, надменная и упоительно безмозглая. У них нет ничего общего, и у них ничего никогда не выйдет. Что самое смешное, оба это понимают, но он с достойным сочувствия упорством расшибает лоб и рога о врата Сезама, а она с легким подобием интереса ждет, что треснет первым (и хотя исход немного предсказуем, женское сердце не может не надеяться - "ну а вдруг?"). Сей союз обречен изначально, но тут обоим на голову сваливаются инопланетные засланцы. А дальше сами понимаете - противоположности притягиваются, вместе пережитые испытания сближают и прочие розовые сопли, нещадно эксплуатируемые и идеализируемые Голливудом. Я не впечатлен. Спросите меня, что в TF1 правдоподобнее: разумные инопланетные роботы или любовь между Сэмом и Микаэлой - и я без колебаний укажу на первых. Но, может быть, я слишком требователен. Это же фантастика. Ок, ладно; верую, ибо абсурдно.
Развилка пройдена, вероятностные линии начинают расползаться.
Вариант А-Янус, позывной "Месть падших": Сэм и Микаэла типа влюблены, но она как была агрессивной сукой, так и осталась, да и он не шибко изменился: с собой воевать намного тяжелее, чем с мегатронами. Они потихоньку отдаляются друг от друга, но бац, снова война, романтические пробежки от бэйсплоуженов по трупам статистов и прочие проявления принципа "тех же щей, да погуще". Что-то похожее на новый этап отношений случается лишь в самом конце, когда Сэм переживает клиническую смерть, и до Микаэлы доходит, что этот смешной человек может исчезнуть из ее жизни навсегда. Что-то в ее куриных мозгах щелкает, и зритель уже готовится кричать "Горько!.."
Как вдруг фильм заканчивается.
"Ну и ладно", думаешь ты беспечно, "нужно же было что-то оставить на триквел", - еще не догадываясь, что случай скоро бесцеремонно вторгнется в отлаженную машину кинопроизводства с целью изъятия одного из ключевых составляющих механизма: ведущей актрисы. И что услышать эту сказку до конца - и, возможно, наконец в нее поверить, - никому из нас уже не доведется.
Наглости назначить другую актрису на ту же роль ни у кого не находится, и сценаристам, этим святым людям, прищемляют хвосты. Как хотите, так и выкручивайтесь.
И тут все того же из них, который в своем уме, осеняет.
В "Мести Фаллоса", помимо прочего, человечество случайно узнает о существовании братьев по разуму. До того об этом знал очень узкий круг лиц, но правда всплыла брюхом кверху, бывает. Выглядело это примерно так: "Хао, ничтожества, падите ниц и выдайте нам агнца на заклание, или мы истребим вас всех", Я в связи с этим могу только осторожно заметить, что первое впечатление, говорят, - самое важное. И коллективное бессознательное человечества, словив такую вот отрыжку, могло деформироваться самым причудливым образом. Алан Мур в свое время вывернулся наизнанку, в деталях продумывая мир, в котором Бог объективно существует и он американец. Стоило ли повторять его подвиг, пытаясь вообразить таких "Трансформеров", в которых Фаллос сгоряча обложил всех хуями в прямом эфире и Человеку разумному теперь объективно известно, что роботы-экстремисты из открытого космоса хотят его убить?
Да, это был риторический вопрос.
Во-первых, это сложно, думает наш сценарист, а во-вторых, это и не нужно. Зритель идиёт, он ждет пыщь-пыщь и сисек Микаэлы. И то и другое он способен высосать из пальца в любых количествах не приходя в сознание, а остроумные намеки на дивный новый мир все равно разглядят только фанаты. Нужно только аккуратно заменить микаэлины сиськи на чьи-то другие, и тут на него снова нисходит прозрение. В конце концов, ему никогда не нравилась эта залепуха про шуры-муры задрота и бой-бабы. Он же не пальцем деланный: из космоса-то что угодно может прилететь, а вот так - не бывает. Он зловеще улыбается, склоняясь над нетбуком. Вдохновение уже несет его на бледных крыльях.
Последствие причудивых сиих метаморфоз пришло по наши души позапрошлым летом.
Вариант У-Янус, погоняло "Тьма луническая": Сэм спас весь мир, но так и не стал альфа-самцом. Утратив единственную точку соприкосновенья, он и Микаэла еще какое-то время цеплялись друг за друга, но агония была недолгой. Микаэла отделалась легким испугом; все-таки она никогда его не любила. Сэму пришлось потяжелее. Судорожно ища утешения, он парадоксальным образом наступает на те же грабли: не фоне его новой пассии Микаэла смотрится выпускницей Гарварда. Но это же не главное, были бы Чувства. Нам с незначительными изменениями пересказывают первую часть, и нам скучно, потому что мы уже поняли, чем это снова кончится. Хоть ты сто раз мир спасай, естество не обманешь. Франшиза триумфально загнала себя в тупик. Правдоподобно прописать эволюцию истеричной недотыкомки в брюсвилеса - пупок развяжется такое прописывать, да и поздно - три фильма пробегал с выпученными глазами и заевшим воплем "АПТИМЭЭЭЭЭС!!!11", даже чернь почует неладное. Снимать авторимейк "Падших" с Рози - скучно, да и чревато: пацанов не обманешь, когда дважды спасителя Вселенной отшивает Меган Фокс, а сам он готов лить слюни на ТАКОЕ, тут полюбас чёта не так. Шах и мат, получите, распишитесь.
Сценарист растерянно отрывает взор от ноутбука и озирается, ловя на себе сочувствующие взгляды коллег в соавторстве. Один из них осторожно воздевает руку, как отличник на опросе.
- Может, в этот раз, - робко вбрасывает он, - все-таки про Трансформеров?..
Миша будет в восторге.