Детский специализированный сад

Mar 08, 2014 13:41


Как участник этого проекта, три месяца проживая с этими детьми по 10 часов в день  - я Счастлив!
Раньше, работая над разными проектами, я никогда не был так счастлив, счастлив отдавать свои силы и знания, счастлив видеть как на глазах меняются дети, и как этому радуются сотрудники - как это воодушевляет!

"Эссе о саде
Елена Цымбаленко

С огромной признательностью к людям, которые прошли этот нелегкий путь вместе со мной: моему мужу Олегу Цымбаленко, Наташе Горбань, Марине Гукасовой, Маше Зверевой, Вике Шинкаренко, Игорю Береговому. Отдельное спасибо моей коллеге, подруге и консультанту Оле Котовой


Вот уже третий месяц в Центре АВА-терапии работает группа полного дня. За это время все мы приобрели совершенно бесценный опыт, которым хотелось бы поделиться. Надеюсь, он будет полезен родителям и педагогам.

Вначале немного предыстории, как мы, собственно, дошли до такой жизни.

Решение открыть группу полного дня было очень непростым, т.к. изначально политика Центра строится на максимальном вовлечении родителей в процесс реабилитации. К сожалению, в формате сада, участие родителей в жизни ребенка сводится к минимуму. Но реалии жизни таковы, что работающие родители не имеют возможности проводить время с детьми в течение дня. В такой ситуации посещение ребенком сада для детей с аутизмом, в котором все подчинено ключевой цели - реабилитации и социальной интеграции, видится единственной альтернативой няням и государственным специализированным садам. Таким образом мы пришли к необходимости создания абсолютно нового структурного подразделения, рассчитанного на длительное пребывание детей с особенностями развития.

Основные трудности, с которыми мы столкнулись на пути от идеи до реализации проекта заключались в отсутствии готовой модели подобного заведения и сложностях с подбором педагогов. Все существующие на сегодня в Украине модели групп полного дня и садов для детей с аутизмом обладают рядом дефектов, которые казались нам несовместимыми с нашим видением подобного заведения. В поисках модели, на которую можно опереться, я обратилась к нашему другу и прекрасному педагогу Ольге Котовой, которая создала уникальный мини-сад для детей с аутизмом и другими задержками в городе Таганроге. Опираясь на ее опыт, мы разработали концепцию нашего сада. Изначально мы определились с тем, что сад должен воссоздавать модель семьи, в которой дети живут и учатся. В этой семье каждого любят таким, какой он есть, каждого поддержат и помогут, но при этом, как и в любой семье, каждый ребенок имеет обязанности. Именно слово обязанности стало камнем преткновения на этапе подбора персонала. К сожалению, специалисты, выпускающиеся из вузов не имеют ни малейшего представления, что делать с детьми с задержками развития. Как бы не кичились некоторые представители коррекционной педагогики своим образованием, толку от него никакого. Каждый педагог, который остался с нами - это бриллиант. Люди, которые планируют работать с особыми детьми, как правило, видят свою задачу в окружении этих детей максимальным комфортом, ощущении своей нужности и важности и получении за это плюсов к карме. На деле все оказывается не так конфетно-приторно. В жизни приходится заставлять детей делать вещи, которые им не очень интересны, часто через истерики, требовать выполнения поставленных задач, при этом сохраняя позитивный посыл. Как правило, на этом месте у специалистов происходит разрыв шаблона. Их так не учили. Поэтому из 150 резюме мы нашли друг друга только с двумя педагогами. Вот такая статистикаJ Из 150 работать могут и хотят 2. Но эти педагоги действительно ПЕДАГОГИ. И я счастлива, что мы встретились.


Относительно стратегии и тактики у нас нарисовалась следующая концепция. Группа полного дня рассчитана на 6 детей. Ежедневно каждый ребенок занимается индивидуально в течение 40мин. с АВА-терапистом, в остальное время он занимается в группе. Коррекционными педагогами проводятся три занятия в утреннее время (логоритмика, физкультура, декоративно-прикладное занятие), и три в послеобеденное - физкультура, игровое занятие и чтение. Основная цель групповых занятий - обучение детей навыкам учебного поведения, умению слышать и выполнять групповую инструкцию, базовым навыкам взаимодействия и коммуникации. Также значительное внимание мы уделяем навыкам самообслуживания, умению вести себя социально приемлемым образом в момент принятия пищи, туалетных процедур и т.д. Одним словом, весь образ жизни детей в саду подчинен тому, чтобы обучить их навыкам, необходимым для успешной социальной интеграции. Мы видим свою задачу в том, чтобы подготовить ребенка к успешной социальной интеграции. Это является основной целью, которой подчинены все обучающие процессы в саду.

Еще одной ключевой задачей является работа с родителями по изменению шаблон поведения родителей по отношению к детям в семье, что позволит успешно обобщать полученные навыки и интенсивнее продвигаться в направлении нашей основной цели. Как показывает практика, просто разъяснительной работы оказывается недостаточно, поэтому в планах провести практический семинар для родителей, на котором отработать поведенческие стратегии, необходимые для успешной работы в семье.

Как это было

Первые дни нашей основной задачей была коррекция нежелательного поведения детей, чтобы стал возможен какой-либо обучающий процесс. Хотя все дети до этого обучались, группа полного дня стала для них совершенно новой формой жизнеустройства. Процесс коррекции занял около недели, с некоторыми особо сложными детьми это затянулось почти на месяц.  Наши дни в первое время полностью состояли из коррекции нежелательного поведения. Все дети требовали желаемого и пытались избегать не желаемого криком, некоторые писались, какались, обрывали обои и пытались громить все на своем пути. Как правило занятия с детьми не предполагают выполнения массы бытовых моментов из которых во многом состоит жизнь сада. Это оказалось большим камнем преткновения. Ребенок, который с удовольствием работал и на индивидуальном занятии, и на группе, впадал в истерику от того, что ему необходимо было самостоятельно одеться и т.д.  Очень сложно было уложить детей в послеобеденный сон - протестовали все. Но правильно выстроенная стратегия поведения очень быстро дала ощутимые результаты. К концу первого месяца практически ушли проблемы с бытом. Мы стали напоминать обычный сад: пришли, разделись, помыли руки, пошли на занятия и т.д. В первый день
тишины все казалось, что что-то не такJ Постепенно детки стали играть между собой.  Начиналось взаимодействие традиционно с параллельной игры, но как-то достаточно быстро мы увидели полноценную игру.  Богдан начал инициировать игру в догонялки (с призывом «побежали», «попалась!» и т.д.), которую с удовольствием разделяли Лева и Нана.  Игра в кубики преобразовалась в сооружение совместных конструкций, при этом дети стали передавать друг другу кубики, перестали ломать чужие башни. Дети научились самостоятельно организовывать игру в мяч - бросают мяч друг другу, футболят ногами.  На данный момент мы имеем полноценный детский коллектив, где присутствует и совместная деятельность на достижение результата, и взаимовыручка, и, что немаловажно, дисциплина. Дети, которые еще вчера сами любили покричать в знак протеста, сегодня призывают к порядку своих друзей. Естественно, как и в коллективе нейротипичных детей, старшие призывают к порядку младших: посадят того, кто убегает во время занятия, возьмут за руку и грозно посмотрят на «крикуна» и т.д. Очень приятно, когда наша умница и помощница Женя знакомит педагогов с папой, приносит нам стулья, помогает мыть посуду и т.д. А когда на занятиях она берет карточки и начинает сама задавать детям вопросы - это просто чудо! Два месяца назад мы об этом и не мечтали. Дети научились заботится друг о друге. Женя проявляет трогательную заботу о маленьком Женике, пытается его одевать, защищать от строгих педагогов, Саша порывается накормить Леву и маленького Илюшу, Богдан присматривает за Наной, призывает ее к порядку.

У всех детей значительно снизилась частота проявлений нежелательного поведения. Если изначально наш день состоял из преодоления протеста, то сейчас эти случаи очень эпизодичны. Дети научились обращать с просьбой: «дай», «помоги» и т.д. В зависимости от уровня развития ребенка детки просят различными конструкциями - от одного слова до полноценного предложения.

Исчезли проблемы с туалетом, которые изначально присутствовали в полной мере. На данный момент «эксцессы» очень редки и скорее относятся к недостаточно аккуратному выполнению туалетных процедур малышами. Писания и т.д. в качестве протеста практически сошли на нет.

Сейчас очень редки среди детей крики и плач. Они случаются, но для нас это уже событие, в то время как на начальном этапе крики и слезы были обязательной составляющей.

Изначально мы ввели в обязательную программу вечернее чтение. Опираясь на методику Ромены Августовой, мы отобрали литературу с крупными реалистичными иллюстрациями и доступным сюжетом. Каждый эпизод проговаривается, дети рассматривают картинки, отвечают на вопросы по прочитанному. Дети, которые еще не могут отвечать на вопросы, показывают ответ на картинках.  Достаточно быстро (в течение первых двух-трех недель) дети заинтересовались чтением, начали внимательно слушать, повторять, отвечать на вопросы. Родители отмечают, что интерес к чтению проявляется и дома. Дети стали обращать внимание на книги и сами инициировать занятия с книгами дома. И это очень радует!

В послеобеденное время мы вместе с детьми занимаемся уборкой. На сегодняшний день все дети:

- самостоятельно ходят в туалет;

- моют и вытирают руки (с подсказкой);

- самостоятельно едят и относят тарелки;

- моют посуду (с физической подсказкой);

- заметают, пылесосят, моют пол (с физической подсказкой);

- самостоятельно одеваются-раздеваются;

- самостоятельно ложатся спать;

- застилают постели (с физической подсказкой).

Данные навыки играют значительную роль, т.к. ребенок в обязательном порядке должен привлекаться к труду и иметь свои обязанности в семье. Для аутичного ребенка очень важно быть нужным, полезным и знать, что люди вокруг это ценят. Мы обязательно хвалим и благодарим деток за помощь. В результате все дети выполняют просьбы о помощи с видимым удовольствием. Это очень приятно нам и очень важно для них, т.к.  умение приобретать значимость и привлекать внимание социально приемлемыми способами является основой успешной социальной интеграции.

Одним словом, сейчас я могу утверждать, что эффективность коррекционной работы в формате сада превзошла наши ожидания. Но мы не собираемся почивать на лаврахJ У нас еще очень много планов. Продолжение следует…

http://www.aba-therapy.com.ua/content/esse-o-sade

ABA-терапия, Сад, коррекция поведения, aba, психология, Аутизм

Previous post Next post
Up