о.Иоанн Охлобыстин "Я ни коим образом не хочу навредить авторитету Церкви"

Nov 30, 2009 12:45


Священник Иоанн Охлобыстин напиcал в своем блоге о том, что возможно обратится к патриарху Кириллу с просьбой отстранить его от священнослужения. После этого в эфире радиостанции Вести ФМ, о.Иоанн уточнил, что сам не намерен отказываться от сана а только задает вопрос церковным властям, не вредит ли его участие в публичных проектах авторитету Русской православной церкви. "Я ни коим образом не хочу навредить авторитету Русской Православной Церкви, я не хочу вызывать критику Церкви", потому что "ее авторитет непоколебим для меня лично, и чтобы там ни было, что бы со мной ни случилось, авторитет этот не должен пострадать".
С этим вопросом мы обратились к участниками Ассоциации православных экспертов.

Екатерина Орлова, член Президиума Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, главный редактор редактор издательства "Даниловский Благовестник" , координатор АПЭ

Возлюбленный о Господе отец Иоанн! Батюшка!
С сердечной болью читали сообщение о том, что Вы ходатайствуете перед Святейшим Патриархом об оставлении священнического служения. Найдем ли мы такие слова, чтобы просить Вас не делать этого? Вы, Отче, несомненно, талантливый актер. Ваши роли запоминаются и еще долго заставляют сопереживать Вашим героям, размышлять об их судьбах и о том, как может священник настолько убедительно играть, а главное - совмещать два столь несовместимых, кажется, дела?
Это стало особенно очевидным для нас после просмотра фильма Павла Лунгина "Царь". Уверены, никто кроме Вас не смог бы создать более глубокий и яркий образ шута царя Иоанна, никто не заставил бы зрителя испытывать к шуту столь сложные чувства, никто не смог бы показать еретика так правдиво, что даже естественное человеческое сочувствие становилось здесь духовным деланием, требующим усилия. Не каждый современный христианин, возможно, до встречи с шутом задумывался о собственном отношении к подобному явлению. И этот образ создали Вы, любимый отец Иоанн.
Может быть, именно Ваша горячая, искренняя любовь к Богу дала Вам силы и уверенность в том, что это надо было сделать? Может быть, именно она позволила показать человека, отвергнувшего ее, таким, каков он есть на самом деле. Кто смог бы это сделать лучше Вас? Чтобы показать отсутствие Любви, надо знать, что такое Любовь. Знает ли кто-нибудь из современных актеров о Любви больше, чем знаете Вы? Может ли показать это на экране?
Вы - честный человек: были им до служения, уверены, останетесь и после него, если Господь попустит именно такое развитие событий. И все же мы смиренно просим Вас прежде принятия окончательного решения вспомнить и том, что есть православные люди и среди творческой интеллигенции, и в молодежной среде. Именно таким людям Вы нужны именно как священник. Именно Вам они, с надеждой на понимание, скорее откроют свои сердца и доверят свои души. Вы - свой для них, и они не осуждают Вас за покрытое татуировками тело и любовь к семье, друзьям и работе. Наоборот, наблюдая за Вашей жизнью и Вашим восхождением ко священному сану, мысленно принимают саму возможность этого пути, если не для самих себя, то для своих потомков. И, поверьте, эта возможность очень дорога для них и для нас.
Еще раз просим Вас, Батюшка, не забывать о своей пастве при принятии столь важного решения и о том, что каким бы ни было это решение, в сердцах многих людей Вы навсегда останетесь любимым отцом Иоанном, честным священником и талантливым актером.
Помощи Вам Божией во всем

Дмитрий Володихин, писатель, историк, координатор АПЭ
Я, признаться, думаю, что от священного сана отказываться нехорошо в любом случае. Это слишком высокая вещь, чтобы пытаться измерять ее какими-то картинками, которые показывают по телевизору. Это вещи несравнимые в принципе. Полагаю, что поступок этот выглядит странно, и одобрения ему в своей душе я найти не могу.
У нас в канонах нигде нет запрета на съемки в кино и на ношение татуировок. Поэтому то, что Церковь не утвердила в апостольских правилах, в канонах, в решениях Поместных соборов как запрещенное, запрещенным не является.

Кирилл Фролов, глава АПЭ
Я буду молиться, чтобы Святейший Патриарх благословил о.Иоанну оставаться и в сане, и в киноискусстве.
Исходя из принципа икономии, благословил продолжать оба служения. Икономия (снисхождение) есть допущение в данной конкретной ситуации для пользы церковной, с целью спасения многих и многих душ. Дело в том, что для многих из "того", киношного мира о.Иоанн, когда находится среди них, является единственным проводником в мир Церкви.Такие проводники необходимы. И мне кажется, что если о. Иоанн сам осознает свою миссию такого проводника, то все встанет на свои места. Действительно, кто из активных миссионеров действует в Москве после убийства одного из самых активных проповедников - о. Даниила Сысоева? Их можно пересчитать по пальцам: о. Андрей Кураев, о. Сергий (Рыбко), о. Иоанн (Охлобыстин). "Остановить", "сдать"хотя бы одного из них - значит оставить миссионерское поле оголенным, ибо замены им, "других писателей" у нас, к сожалению, нет.

Вадим Булатов, координатор АПЭ
Проблема совмещения священнического служения и актерского ремесла это проблема не для священноначалия (покойный патриарх Алексий благословил о.Иоанна сниматься в кино) и даже не для о.Иоанна, который будучи священником с 2001 года, наверное ее уже решил для себя. Это проблема для некоторых активных в интернете мирян и священников, которые "безусловно против".
Так, к о.Иоанну ими предлагается применить 6 апостольское правило "Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина" и 54 правило Лаодикийского собора: "Не следует лицам священным или клирикам смотреть на какие-либо зрелища, даваемые на браках или на пиршествах, но должно им вставать и уходить до прихода людей, имеющих дать представление". Нетрудно заметить, что будучи примененными эти правила разом лишат Церковь практически всего духовенства. Почему эти правила прилагаются блогерами исключительно к о.Иоанну, остается загадкой. Церковное начальство применять эти правила к о.Иоанну не собирается.
Естественно, нужно разбираться, какое зрелище было тогда и какое сейчас. Какие зрелища допустимы, а какие - нет. о.Иоанн вовсе не собирается сниматься в комедиях или эротических драмах. Он снимается и будет сниматься в авторских фильмах, имеющих большое нравственное значение. Некоторые рассуждают о пути воина, пути шута и пути священника, почему-то полагая что о.Иоанну надо выбрать что-то одно. Напрасно мы будем искать рассуждения об этих "путях" в Писании и Предании Церкви, потому что это не церковные а типично интеллигентские, отвлеченные представления. Давайте тогда изгоним из Церкви всех поющих священников во главе с иеромонахом Романом. Давайте зарпетим священникам упражняться в приемах красноречия для проповеди. Давайте запетим дьяконам и священникам распевать прокимны, прошения и возгласы, ведь они делают это нарочито театральным, концертным способом. О.Иоанн умеет своим талантом выражать духовные истины, так путь это и делает дальше.

Борис Кнорре, публицист
Если о.Иоанн останется священником, то это будет большая победа Церкви, церковных людей, которые станут гораздо более устойчивее к современной жизни и способны на возможность маневра, критическую самооценку. Отец Иоанн - это умение абстрагироваться от принятых эстетических форм, способность посмотреться на себя со стороны, способность не абсолютизировать самого себя, наконец, что очень важно для христианина.
Если так просто смиримся с уходом отца Иоанна, то значит, займем двойственную позицию жизни. Если такое служение невозможно для священника, то оно вообще невозможно для христианина. Если же возможно для христианина - то значит, возможно и для священника. Иначе мы так и останемся с двуличной пропастью между мирянами и духовенством, которая у нас, к сожалению есть.

.II. культура

Previous post Next post
Up