Историческая преамбула.
К началу первого крестового похода, мелкие испанские королевства продолжали борьбу за выживание с арабами. Так, к 718 году часть вестготов, уцелевшая после победоносного марша мусульманской армии в 711 году, обосновалась на севере полуострова.
На территории аль-Андалуса образуется Кордовский эмират, который в первой трети IX века преобразуется в халифат, в конечном итоге к XI веку распавшийся на несколько десятков самостоятельных владений эмиров. Примерно во второй половине XI века территория современной Испании становится ареной, где христианское население севера устраивали быстрые атаки вглубь ничейных территорий, разделявших аль-Андалус и христианские королевства. К концу XI века темпы реконкисты пошли вверх. К 1085 году король Альфонс VI ведет борьбу сперва с таифскими эмирами, затем с альморавидами, от которых терпит историческое поражение при Саллаке.. К 1148 году во владении христиан находились Толедо, Барбастро, Сарагоса, Тортоса и Лиссабон. Однако, дальнейшее вторжение альмохадов на два десятилетия остановили развитие реконкисты в южном направлении.
Со стороны испанских правителей тех лет, помимо привлечения рыцарей Святой земли для целей реконкисты, не менее активно поощрялось и создание новых монашеских орденов, основной целью которых было именно освобождение исторических земель от мавританцев.
Амбула (основана на книге Alain Demurger. Chevaliers du Christ. Les ordres religieux-militaires au moyen age XI-XVI siecle).
Со слов Бернардо де Брито, основателем ордена Алькантары был некто Сауэро, рыцарь из Саламанки. Близ церкви Сан-Хулиан-дель-Перейро в том момент принадлежащей Леону было образовано братство рыцарей. Относительно правдивости данного текста есть сомнения, поскольку в дальнейшем было, например, выявлено, что к 1156 году (когда епископ Ордоньо вручил устав Сауэро), Ордоньо не был епископом Саламанки.
Таким образом, факты, которые подтвердились в последствии - это грамота короля Фернандо II, которой он одаривал Сан-Хулиан и Гомеса Фернандес Баррьентоса, приора церкви Сан-Хулиан, а также письмо тогдашнего папы Луция III, в котором он называл Гомеса Баррьентоса магистром и даровал ему и братьям полное освобождение от юрисдикции епископов, а также закрепляя за образованным братством в качестве миссии защиту христиан. Таким образом 1183 год может считаться переломным, поскольку в этом году орден из разряда братских перешел в разряд военно-монашеских. Также из письма Луция III следовало, что уставом данного ордена становился устав святого Бенедикта. Также не исключено, что с этого момента Алькантары были включены в состав ордена Калатравы, поскольку в 1187 году папа Григорий VIII утвердил в качестве владений ордена Калатравы Эль-Перейро. Оба эти ордена имели одну и ту же миссию - защищать христиан в двух разных точках границы. Свое окончательное название "орден Алькантары" данный орден имел также не с самого начала существования. Так, на заре своего существование, он носил прозаическое имя орден братьев Сан-Хулиан-дель-Перейро по названию церкви. Затем, по названию крепости Трухильо, орден берет себе это имя, а в 1190 году вступает в капитул рыцарей Сито. Однако, в 1195 году альмохады в числе многих крепостей захватывают также и Трухильо и орден снова берет себе имя Сан-Хулиан и, вплоть до 1218 года, когда магистр Калатравы передает права на Алькантару ордену Сан-Хулиан-дель-Перейро, именуется первоначальным именем. В 1218 году орден берет себе имя Алькантары и переносит туда свою резиденцию.