Который день я размышляю о характерах и судьбах двух женщин, оче́рченных в последних рассказах в журнале Лидии
lidiamp. Учительница из рассказа
"Школьная история" и колхозница, мама Зины из рассказа
"Детство мое босоногое". Две женщины, чьё становление характера происходило примерно в одно время - до войны. И проявление уже состоявшихся личностей происходило тоже примерно в одно время - после войны. (Причем в случае с учительницей это время было более благоприятное - 60-е годы.)
И вот что не дает мне покоя. Мы привыкли считать, что характер, судьбу, а, стало быть, взаимоотношения и поступки в конкретных ситуациях определяет
матрица - то, что в нас было заложено в детстве. И еще - вопрос спорный - но считается, что матрица в формировании личности, характера может оказаться сильнее генетики. То есть, в каких условиях мы воспитываемся, какую «пищу» едим, то из нас и вырастает. (Под «пищей», я подразумеваю всё: окружение, книги, игры, отношения родителей и учителей; слова́, ска́занные и вре́завшиеся в память, незабываемые события, и даже СМИ.) По этому поводу хорошо высказался Владимир Высоцкий в песне «Баллада о борьбе» из кинофильма «Стрелы Робин Гуда»:
«Значит, нужные книги ты в детстве читал.»
Всё так. Но я смотрю на женщину из рассказа "Школьная история", и вижу монстра, «партийного функционера», с заколочеными наглухо ставнями души, с неприкрытой агрессией ко всему, что выделяется из серой массы - не важно, светлым лучом или темной тучей. Я вижу проявления уже состоявшейся личности, и задаю себе вопрос: «Почему?» Так ли уж всё просто, и виновато время, сформировавшее маленьких Сталиных, расплодившее их по Русской земле?
В этом рассказе я вижу женщину-учительницу уже в проявлении сформировавшегося характера; можно было бы сказать, «матрицу в действии». Формировалась она, предположительно, в довоенное время, прошла войну, время после войны - отсюда следует, что «пища», возможно, была та же, что и у мамы-колхозницы из рассказа "Детство мое босоногое".
Но в «Школьной истории» я лишь могу предположить, что сделало учительницу такой, какой она стала (ее прошлое остаётся за кадром). Тогда как в «Детстве босоногом» мама-колхозница, поднимающая троих детей, показана в тех условиях, в которых жила тогда, сразу после войны, вся советская деревня. И условия эти, надо сказать, были ужасными. Просто уму непостижимо, как можно было выжить и остаться человеком. И здесь я вижу образ матери-героини, матери-воительницы, защищающей своих детей. В рассказе четко обрисовано, в какой обстановке происходило это сражение. Но не раскрыто, как потом сложилась судьба этой женщины; не озлобилась ли она, не закрылась ли... Мне почему-то хочется верить, что нет.
И вот возникает вопрос: одно время, одно, как говорится, племя, схожие тяготы, и не известно еще, что́ осталось за кадром, какие невидимые подвиги или невидимые мучения. А люди выпестываются разные; по-разному складывается характер, его стержень, его, можно сказать, символ веры; по-разному он потом и проявляется, и влияет на других людей.
Так только ли матрица «виновата»?
Как будто ответ, открылась страница...
"Герой сегодня и всегда". Хорхе Анхель Ливрага - отрывок из книги «Сокровенный смысл жизни».
"В человеке, говорили древние, заложено семя всего, что есть во Вселенной. В каждом из нас живет нищий и король, плут и честный человек, тот, кто убивает, и тот, кто умирает, преследователь и преследуемый. В каждом из нас есть тот, кто покоряется обстоятельствам, кто смиренно страдает, понурив голову, словно вол, и есть тот, кто эти обстоятельства пытается преодолевать во имя благородного и высокого дела. "
"Мы должны понять, где та скрытая пружина, которая поможет нам превратиться в героев, которая сможет вывести нас из-под общего знаменателя, вырвать из серой массы, чтобы выделить нашу индивидуальность согласно нашим главным достоинствам, нашим самым великим мечтам."
"Как нам открыть в себе героя - героя, которым мы так восхищаемся? И неважно, как его зовут: Александр, Эней или, скажем, Дон Кихот - персонаж, который никогда не существовал физически, но реально существует психологически. Сколько раз нам хотелось вырваться из рутины повседневности, в которую мы так погружены, защитить слабых, заступиться за женщин и детей, даже если для этого потребуется надеть на голову кастрюлю, взять прут, выйти на улицу и сразиться со всеми злыми, несправедливыми, непорядочными! В чьем сердце не живет такая мечта? И, может быть, рядом с нами окажется добрый Санчо, который будет напоминать о том, какова повседневная действительность, или мы сами станем таким Санчо, готовым пойти вместе с Дон Кихотом. Все это, как утверждал Платон, идет от присутствия в человеке и «того», и «другого»."
"В каждом из нас может родиться герой."
В. Высоцкий "Баллада о борьбе" из к/ф "Стрелы Робин Гуда"