Заметки после повторного просмотра Blade Runner'a.
Рик Декард по Дику: усталый невротик, отягощённый чувством недооценённости и зависящей от эмпатоскопа женой, которая сознательно выбирает депрессию, так как её положение кажется ей крайне безнадёжным. Держит на крыше поддельную овцу, так как на настоящую нет средств, а забота о живых существах после пришествия радиоактивной пыли стала одним из показателей статуса в обществе. Этот компромисс мучает его изо дня в день.
Рик Декард у Ридли Скотта: закончивший карьеру главный специалист, не нуждающийся в деньгах, которого приходится шантажировать для подобной работы. Не женат, никаких животных не держит, сбежавших за волей андроидов воспринимает совершенно однозначно весь фильм - как преступников, не особо задумываясь об этичной стороне дела. Его внимание к Рейчел никак не объясняется - достаточно того, что она сама пришла к нему за ответами.
В романе основным вопросом становится проблема: возможно ли андроиду быть полностью подобным человеку. Отсутствие у них эмоциональной реакции - сознательная мера, позволяющая отделять помощников человечества от своих создателей, как и короткий жизненный срок. Тест Войта-Кампфа наглядно показывает реакцию на вопросы, задевающие моральные установки и эмоциональные потребности людей, частью которых стали забота о животных и единение в сеансе эмпатоскопии. К концу романа Декард разрешает свои сомнения, оставив у себя найденную электронную жабу в качестве нового питомца и не отказывая ей в сострадании, даже понимая, что она - не настоящая.
Фильм, как ни странно, нивелирует это главное отличие и практически подразумевает, что андроиды к концу своего жизненного срока тоже начинают обладать эмоциями, когда сумма их знаний и опыта трансформируются в подобие привязанности, любви, ненависти или внутренней необходимости помогать другим. Пятеро сбежавших анди находятся на крайней грани от распада, и именно в этот момент их стремление выжить отягощается эмоциональной сферой. Хорошо иллюстрирует это пример самого Декарда, который, по желанию Скотта (и в противоречие книге) тоже - сбежавший андроид, только получивший другую память и жизнь. Вопрос стоит лишь в том, имеют ли люди право ограничивать в жизни существ, которые настолько подобны им самим.
Плюс экранизации: визуальная сторона.
Минус: совершенно потеряна атмосфера оригинального романа, моральные конфликты сглажены и поданы через монологи Бати.
Совершенно точно, роман нравится мне больше.