Самыми передовыми инструментами для изучения космоса по праву считаются Автоматические Межпланетные Станции (АМС).
В Советское время наша страна была бесспорным лидером в этой области. В год полета Юрия Алексеевича Гагарина наша АМС «Венера-1» стала первым в истории человечества аппаратом для исследования других планет. Но поверхности Венеры достигли уже её сестры: «Венера-2» и «Венера-3» (в 1965 году), а мягкую посадку совершила «Венера-4» (в 1967 году). В это же время советскими учеными активно исследовались Марс и Луна. В общей сложности нами было отправлено около семидесяти аппаратов для исследования этих космических тел. Разумеется, не все эксперименты оказались успешными, случались и поломки, и нештатные ситуации, и отказы тех или иных систем. Но мы не отчаивались и продолжали запускать новые, все более совершенные космические аппараты. Упорство и энтузиазм были вознаграждены многими рекордами и большими открытиями. Они навсегда вошли в летописи истории Человечества, а наша Держава с гордостью вписала в географию далеких планет многие имена своих ученых, инженеров, а также названия их рукотворных детищ.
Большой трагедией для отечественной космонавтики стала потеря АМС «Марс-96» (1996 г.), а за ней - АМС «Фобос-Грунт» (2011 г.).
Потеря АМС, к сожалению, сама по себе явление ординарное. Но в XXI веке оказалось, что такая потеря несет не только финансовые, но и репутационные издержки. Не припомню других случаев, когда бы подобные происшествия так долго и так массово смаковалась. Понятно, что в катастрофе есть вина разработчиков и программистов. Известно, что с распадом СССР мы потеряли в космической отрасли больше, чем принято думать. И опытных специалистов, и работоспособные структуры КБ, и эффективно выстроенные горизонтальные связи между предприятиями отраслями, и ориентированность на результат, а не на прибыль. Все так. Это требует внимательной переоценки сложившейся ситуации и ее исправления. Но разве вышесказанное - повод так самоуничижаться при неудаче со станцией? Даже спустя четыре года, если вы «вобьете» словосочетание «Фобос-Грунт» в любую из поисковых систем сети Интернет, она обязательно выдаст вам, помимо прочего, множество карикатур и разоблачительных статей на тему этого запуска. Причем, что характерно, за авторством отечественных журналистов, блогеров и карикатуристов. Почему же авария АМС «Фобос-грунт» породила такое странное явление в нашем обществе? Что заставляет значительное число граждан первой космической державы, с одной стороны, «каяться» и «посыпать голову пеплом», с другой - цинично и жестко высмеивать отечественную космическую индустрию? Здорово ли общество, в массе своей воспевающее лишь космические успехи иностранных государств, при полном безразличии или даже неприятии собственных? Способно ли оно при таком отношении на научно-технические успехи и новые прорывы?
Весьма сомнительно.
Приведу пример того, как ведут себя в отношении своих космических программ другие государства. К примеру, Китайская Народная Республика. Это относительно молодая космическая держава, имеющая куда более скромные успехи в освоении космического пространства, чем у СССР и современной России. Но их энтузиазм и неподдельная радость от каждого очередного свершения (для нас являющегося «космической обыденностью»), вызывает восхищение и вдохновляет. Они верят в себя и в свое космическое Завтра, которого, несомненно, достигнут. Мы же, совершая более крупные успехи, не умеем их ценить, и хуже того, порою отвергаем или попросту не замечаем их. Любые же неуспехи порождают целые информационные цунами желчи и самоуничижения.
Весной 2016 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель Протон с космическим аппаратом ТГО, включавшим в себя посадочный модуль Скиапарелли. Это была не просто очередная АМС для изучения Марса, но также старт целой программы по изучению Красной планеты, разработанной специалистами Европейского космического агентства и Роскосмоса. Напомню, что по программе «Экзомарс-2016» наша страна обеспечила вывод аппарата АМС на орбиту, а также снабдила борт орбитального аппарата рядом научных инструментов.
На следующем шаге программы «Экзомарс-2018» мы должны будем не только вывести станцию в космос, но и обеспечить, с помощью отечественного спускаемого аппарата, мягкую посадку европейскому Марсоходу, который тоже будет оснащен российскими научными инструментами.
Это все ближайшие планы. Что же сегодня?
Экзомарс -2016 мы торжественно проводили 14 марта 2016 года. Он проделал более 55 миллионов километров, и 19 октября вышел на орбиту Марса. Все шло штатно: произошел отстрел посадочного аппарата от станции, посадочный аппарат по графику вошел в атмосферу, раскрылся парашют, сработали тормозные двигатели… а потом сигнал пропал. Более суток в ЦУПе безуспешно пытались восстановить связь со Скиапарелли. В итоге , 21 октября ученым пришлось признать, что аппарат разбился. Фотографии нового марсианского кратера облетели все информационные агентства. Ошибка в алгоритме приземления, отцепившая раньше времени парашюты, привела к провалу всей миссии Экзомарс-2016. К огромному сожалению.
Повлияло ли на что-нибудь это происшествие? Практически нет. Разве что, миссия Экзомарс-2018 была незначительно отодвинута во времени и сменила название на Экзомарс-2020. Никаких репутационных издержек или отмены дальнейших этапов проекта не произошло.
Но вот вопрос, почему несчастный случай с Европейским Зондом не вызвал такой волны злорадства и глумления, какой мы видели в случае с Фобосом-Грунтом? Почему схожая ситуация вызвала в информационном пространстве противоположную реакцию? Не потому ли, что в этот раз ответственность за неудачу лежала на европейских партнерах? А их неудачи «западно-центрическая» интеллигенция критиковать не может и не хочет. Уточню, что я ни в коем случае не призываю радоваться провалу первого этапа миссии Экзомарс -2016, как и любому другому провалу в освоении космоса. Мне непонятно другое - избирательность критиков и двойные стандарты в отношении собственных успехов и неудач.
Быть может, уже довольно самоуничижаться? Нам уже давно пора взять на себя ответственность за собственную репутацию, за нашу богатую и славную космическую историю. Ведь очередной шаг к звездам сможет сделать только человек, твердо опирающийся на научно-технический задел, оставленный нам предшественниками, и гордо шагающий в Светлое будущее, зная, что оно неизбежно.