Выставка из Третьяковской галереи в Туле

Nov 13, 2019 08:08

Совсем недавно я писала здесь о том, что было бы здорово, если бы художественные музеи разных городов обменивались своими коллекциями и устраивали своего рода передвижные выставки. А еще лучше, если бы наши крупные федеральные музеи иногда доставали из своих запасников что-то для выставок в провинции.
И вот!
Не поверите!
В Туле в сентябре открылась выставка "Русский портрет XVIII - первой половины XIX веков" из собрания Третьяковской галереи.
Хоть и совсем небольшая выставка, всего 25 портретов, но какие художники! Брюллов, Венецианов, Рокотов, Тропинин..., работы выполнены с 1745 до 1850 года.
Эта эксклюзивная выставка, специально подготовленная для тульского музея,  подарок тулякам к 100-летию Тульского музея изобразительных искусств.
На открытие приехала заведующая отделом живописи  XVIII - первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи, доктор искусствоведения, профессор Людмила Маркина. В числе прочего очень интересного она рассказала, что у Тетьяковки строгая концепция: никаких передвижных выставок, для каждого региона готовится уникальная выставка, учитывают специфику города, возможности музея. Вот видимо исходя из того, что у нас старый город, с большой историей, нам и приготовили именно такую выставку.
Так что моей идее о передвижных выставках видимо не суждено сбыться, у музейщиков другая концепция.
Всё не так просто... Каждая картина сначала внимательно изучается экспертами, дается заключение переживет ли картина переезд. Даже если принято положительное решение, оказывается перед транспортировкой реставраторы особенным образом проводят обработку картины - как минимум обеспыливают, промывают стекла , а то и что то более сложное делают.

Самый старый портрет на выставке был написан в 1745 году.
Это парадный портрет нашего земляка из династии предпринимателей Демидовых, Акинфия Никитича Демидова, основателя множества заводов на Урале и в Сибири. Портрет написал немецкий художник Георг Кристоф Гроот, придворный художник императрицы Елизаветы Петровны.


Вот такой "Портрет детей Волконских с арапом" Карла Брюллова стал украшением этой выставки.
Его, как и другие портреты, достали из хранилища Третьяковки, и после выставки он опять займет свое место в хранилище.
По- брюлловски яркий портрет.


А вот смотрите какое лицо.
Это портрет Марии Ивановны Мюссар, автор Д.Г. Левицкий, 1790-е годы.
Эта дама владела пансионом благородных девиц в Санкт -Петербурге.


А вот женщина в русском костюме супруга художника Венецианова.
Автор - А.Г.  Венецианов.
На мой взгляд некрасивая женщина, а может ей не идет этот наряд. А вот  художнику видимо нравился, раз он вот так написал портрет своей супруги. И рука, такая нежная, молодая, совсем не сочетается с этим суровым взрослым лицом.


Некоторые лица из прошлого на портретах казались мне знакомыми. Я вдруг стала видеть сходство с некоторыми современниками.
Вот посмотрите вот на этот чудесный портрет сестер Сухово-Кобылиных.
Вам не кажется, что девушка в центре похожа на актрису Ольгу Будину?
Это портрет художника Орлова. Он посещал Императорскую Академию художеств, а потом уехал в Италию, и там жил и работал.
Девушка в центре Евдокия Васильевна Сухово-Кобылина, вышла замуж за отставного полковника, помещика Петрово-Соловово (новая фамилия тоже двойная!). Известна была своей благотворительной деятельностью.  А брат ее тот самый драматург Сухово-Кобылин.
Сестры слева и справа тоже были известными личностями. Слева - Елизавета Васильевна писательница, хозяйка литературного салона. Справа - Софья Васильевна - художница.
Красавицы!


На этом портрете мне опять видится знакомое лицо.
Ну посмотрите как мужчина похож на знаменитого "знатока" Александра Друзя. Нет?
А между тем это портрет участника Отечественной войны 1812 года Воекова Д.П.
Он изображен на портрете с дочерью и англичанкой-гувернанткой.
Портрет написан Тропининым В.А. в 1842 году.


А вот парные портреты руки Боровиковского В.Л., 1801 год.
Это супруги Яковлевы.
Дарья Семеновна из древнего грузинского княжеского рода Баратовых. Посмотрите какая прическа интересная, часто встречается что-то подобное на портретах того времени.
Супруг в чине надворного советника с орденом св. Анны на шее.


Этот красивый мужчина - скульптор, архитектор Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург.
Самая известная нам всем его скульптурная работа - "Укротители коней" на Аничковом мосту в Петербурге.
Те самые кони Клодта.
Автор портрета - Ф.А.Горецкий, 1850г.
А ведь тоже вполне можно принять его за нашего современника.


И покажу еще один портрет. Вот это лицо для меня точно из прошлых веков.
Это портрет Великой княгини Марии Николаевны, автор Тимофей Андреевич Нефф, 1846г.
Учился в Дрезденской Академии художеств, а потом переехал жить и работать в Петербург, стал придворным художником.
Лицо как будто с иконы.


Когда я была на выставке посетителей было много. Приезжали даже экскурсионные автобусы из других городов.
Что приятно, детей тоже приводят. Я удивилась, будет ли деткам интересно. Но послушала немного их экскурсовода, и мне очень понравилось. Вполне на их уровне, думаю детям было интересно, внимательно слушали и смотрели.


Думаю туляки подарок оценили. Очень хотелось бы надеяться, что нам не придется ждать следующего большого юбилея нашего музея, чтобы увидеть  такую же интересную выставку.
Ждем, надеемся!

выставка, Тула

Previous post Next post
Up