В высотке на Котельнической набережной проживало много знаменитостей, а музей открыт только один - балерины Галины Улановой. Попасть в музей не так просто. Группы маленькие, часы работы ограничены, в субботу выходной день, записываться нужно заранее по телефону. Мы записались на экскурсию за месяц.
Нас встретили в роскошном вестибюле дома, проверили по списку, и в сопровождении администратора и лифтера мы поднялись на лифте на 6 этаж. Не дав нам возможности разбрестись по лестничной площадке (этот просторный холл не совсем правильно так называть) и помешать спокойствию жителей дома, нас быстро провели в квартиру 185, где последние годы жила Галина Уланова. Она прожила в этом доме 46 лет, сначала в трехкомнатной квартире на 9 этаже, а в 1986 году съехалась со своей помощницей, обменяв 2 их квартиры на эту, четырехкомнатную, и уже в этой жила до последних своих дней. Наследников у Улановой не было, и в этой квартире. где все сохранили так, как было при жизни балерины, в 2004 году открыли музей.
Родилась она в 1910 году в Петербурге в семье артистов балета, служащих в Мариинском театре.
Она не хотела быть балериной, но случился 1917 год, и родители решили, что в новых условиях обязательно нужно получать профессию и отдали ее в бывшее императорское балетное училище, где ее первым учителем стала ее мама. Позже наставницей ее стала знаменитая Агриппина Ваганова. Галина часто сбегала с уроков, ненавидела эти занятия, но родители заставили. И, видимо, оказались правы.
Итак, квартира...
Прихожая
Нам предложили повесить наши вещи во встроенный шкафчик, и появилось ощущение, что мы пришли в гости.
В шкафчике напротив, сделанном из кладовки висят вещи Галины - верхняя одежда известных брендов, дорожные сумки, все очень элегантное, Галина Сергеевна была модницей, и могла себе позволить такие дорогие вещи. До последних дней носила обувь на каблучке.
Квартира 145 кв.м., симметричная, из узкого коридора двери ведут в комнаты, а сразу из прихожей - двойные двери в самую большую комнату - гостиную.
Гостиная
Мебель в квартире в основном антикварная. Сама Уланова не была коллекционеркой, мебель, картины и прочая старина в основном подарки друзей и поклонников. Но есть вещи, которые она привезла с собой из Петербурга, переехав в Москву по настоянию партийного руководства в 1944 году. Кстати, она не хотела переезжать, и до конца жизни считала себя петербурженкой.
Этот мягкий уголок она привезла из Петербурга, он приобретен на эрмитажных распродажах, тогда проводились такие, и можно было приобрести ценные старинные вещи за умеренную плату.
Зеркало тоже привезено из Петербурга, это часть очень большого зеркала, которое они с мамой разделили пополам.
Такое большое зеркало было нужно для занятий. Специального станка в квартире не было, Галина Сергеевна использовала спинки стульев. Занималась она каждый день обязательно! Сохранила вес 49 кг при росте 156 см.
Над пианино висит картина одного из Кукрыниксов художника Соколова, с которым Уланова была дружна.
В квартире очень много статуэток на тему балета - балерины, лебеди, все это подарки. Автор высокой скульптуры слева - Вера Мухина. В центре, изогнувшаяся в танце фигурка - это фигурка Айседоры Дункан. Она танцевала "Интернационал" в Большом театре обнаженная, с алым шарфом .
Девушка в голубом - статуэтка была выпущена лимитированным тиражом в Лондоне в честь Галины Улановой, солировавшей в роли Жизели в лондонском Ковент-Гардене.
Фарфоровые скульптуры самой Галины Сергеевны выполнены одной художницей, Еленой Янсон-Манизер, жены советского скульптора Матвея Манизера, создавшего образы на «Площади Революции».
В этом шкафчике у окна собрано много интересных предметов.
Внизу - красивая посуда завода Кузнецова и Императорского фарфорового завода, которой пользовались, на средней полке коллекция подаренных лебедей. Экскурсовод все время подчеркивала, что Галина Сергеевна бережно хранила все подарки, из чего бы они не были сделаны, независимо от их ценности. (И именно поэтому в квартире много мягких игрушек. Они довольно странно выглядят в этой обстановке старины.)
А вот на верхней полочке - подарки американской поклонницы Улановой по имени Эвелин Кёрнант. С 1951 года Уланова стала её кумиром и в течение 13 лет на всех гастролях балерина получала букеты цветов с запиской “от Эвелин”. Во Франции Эвелин основала свою балетную труппу и взяла псевдоним Анна Галина, в честь двух великих русских балерин. Это она подарила Улановой коллекцию ценных театральных предметов. Это и кошелёк, вышитый бисером самой Марией Тальони, первой балериной, которая встала на пуанты; портсигар Шаляпина с его автографом. Есть здесь и маленькая скульптура - автопортрет Анны Павловой, которую балерина вылепила сама - головка на красной подушечке.
Над диваном висит акварель с дарственной надписью, подаренная Галине Сергеевне ее мужем, театральным художником Рындиным, любимые балериной полевые цветы.
Из окон всех комнат квартиры и с балконов (их в квартире 2) открывается потрясающий вид на Кремль и реку! Особенно ценила балерина вид на реку, это напоминало о Петербурге.
Спальня
Переходим в спальню. В спальню можно попасть из гостиной, но обычно эта дверь была закрыта, вход из коридора.
И снова прекрасная панорама из окна, выход на балкон.
Не хочется писать штамп "все выглядит так, как будто хозяйка ненадолго вышла из квартиры", но ведь именно так все и выглядит, очень жилое помещение, даже какой-то специфический женский запах ощущается.
Очечник, тапочки возле кровати, фотографии родителей...
Кабинет
Угловая комната кабинет - неправильной формы. Стеллажи с книгами о балете, об искусстве. Всего хранится 2400 книг, более 300 из них - с дарственными надписями.
Много книг об актрисе Гретте Гарбо, любимой актрисе Улановой, она любила посмотреть фильмы с участием любимой актрисы.
На этой фотографии Галине всего лишь 18 лет. Фото сделано после её дебюта в “Лебедином озере”. Это единственное фото балерины, где она смотрит открыто и улыбается. Она была очень закрытым человеком, стеснялась публики и внимания, всегда смотрела вниз. А потом ее научили смотреть поверх зала.
Все к ней всегда относились с огромным почтением, а она была и великой, но скромной. Ее называли "обыкновенной богиней".
Миниатюрное полное собрание сочинений Шекспира на английском языке в 39 томах, подарок из Лондона, уникальное издание, напечатанное на рисовой бумаге вышло в 1902 году - тоже подарок. Специально сфотографировала с рукой экскурсовода. чтобы было понятно какие маленькие книжечки.
Эту музыкальную шкатулку Галина Сергеевна привезла из родительского дома. 8 мелодий, напоминание о детстве.
Коридор
В коридоре стоит большая фигура бутафорского Щелкунчика. Его подарили Галине Сергеевне на 80-летиевместе с афишей, на которой поставили подписи все участники спектакля.
На стене висит много фотографий, в том числе стенд с фотографиями ее четырех мужей. Все они были сильно старше Улановой.
Первый - Евгений Дубовской - дирижёр Кировского театра.
Второй - актер Юрий Завадский, был старше на 16 лет.
Третий неофициальный муж - актер и режиссер Иван Берсенев, прожил до встречи с Улановой в браке с актрисой Софьей Гиацинтовой 35 лет. Это был самый яркий роман балерины, с ним она жила до его смерти.
Четвертый - художник Большого театра Вадим Рындин, рассталась с ним из-за его пристрастия к алкоголю.
Детей у нее не было, она рассказывала, что ее мама просила поклясться, что детей у Галины не будет, потому что дети несовместимы с карьерой балерины.
В коридоре на вешалке одежда, а в стеклянном шкафу парадные наряды Улановой.
Кухня
В противоположном крыле квартиры, симметрично кабинету - кухня.
Уютная, с финским гарнитуром, со всеми новинками и достижениями техники на тот момент. Микроволновка- чудо того времени, кофеварка, холодильник, тостер, телевизор - все импортное.
А под потолком совсем по-советски натянуты веревочки для сушки белья.)
Из кухонного окна тоже вид на реку
Ванная
Все, как при хозяйке - парфюмерия, пузыречки, тюбики...
Еще один шкафчик с подарками на выходе из кухни
Комната Татьяны Агафоновой
И последняя комната, в которой жила ее помощница и подруга. Они познакомились, когда Татьяна, корреспондент "Комсомольской правды", брала у Улановой интервью. Подружились и со временем съехались, т.к. обе были совершенно одинокими.
Здесь интерьер не сохранен, просто хранятся памятные вещи Галины Улановой.
Её сценический костюм - единственный в этой квартире, все остальные она передала в питерский музей.
На стене подлинник Шагала, подарен Улановой самим автором.
Много фотографий учителей и учеников Улановой. Здесь и Надежда Павлова, и Майя Плисецкая, и Екатерина Максимова.
На полу большая фотография Цискаридзе в танце, он тоже был учеником Улановой.
Косметика и другие вещицы Галины Сергеевны
Балетные туфли Улановой и других звезд балета.
Галина Уланова танцевала до 50 лет, что по тем временам было невероятно долго. В 46 лет она еще танцевала Джульетту. Когда она ушла, то многие жалели об этом, уговаривали вернуться. Но она отвечала: “Танцевать можно, но кто смотреть будет?” Ушла она из балета в один день, заранее никому не объявляя о своём решении.
Уланова никогда не была членом партии, всегда была вне политики, никогда не танцевала для Сталина, но четырежды награждалась сталинской премией.
Прожила она 88 лет, умерла от инсульта в 1998 году.
Музей произвел на меня сильное впечатление! Пришла посмотреть квартиру в сталинской высотке, а ушла с ощущением, что прикоснулась к чему-то прекрасному, большому таланту.
Дома я нашла видео, где танцует Галина Уланова, их не много. но кое-что есть. С удовольствием посмотрела.
Все, что я написала - рассказывала нам экскурсовод, в музее работают милейшие люди.
Спасибо всем, кто прочитал.
Уходим...