Подготовка к экскурсии в с. Богородское.

Feb 13, 2015 21:28




Богородская игрушка


Сергиево-Посадские игрушки отличаются высоким мастерством, сложившимися традициями ремесла и искусства, среди которых едва ли не главное - работа «с живства», то есть наподобие реальности. Жизненные наблюдения, тонко подмеченные детали и характеры, типы людей, звери и птицы служили неисчерпаемым источником оригинальных игрушек-скульптур.



Кормилица, первая пол. XIX века                                                 Барыня-"пеленашка", первая пол. XIX века



Кормилица (фрагмент)

Особенно популярны были нарядные жеманные барыни и франтоватые гусары. Высокие, стройные, они позируют на небольшом возвышении, сохраняющем форму трехгранной чурки, из которой словно высвобождены рукой мастера. Их вырезали ножом, затем в деталях прорабатывали мелкими стамесками и круглым долотом, с помощью которого наносили характерные вертикальные желобки на подставках-постаментах.



Гусар и барыня, первая пол. XIX века



Барыня (фрагмент)



Гусар и барыня, XIX век







Разной формы прорезки и последующая роспись эмалевыми красками подробно передают великолепные гусарские мундиры и дамские туалеты, выявляя фактуру тканей, мехов, перьев на шляпах. Кукольны и замкнуты их глуповатые лица. Эти образы-типы точны и выразительны в своих характерах и социальной принадлежности. Ироничное отношение мастеров к своим героям не мешает любоваться их дорогими нарядами.

Отщепы от больших поленьев шли на мелкий «щепной товар» - изображения нянек, кормилиц, крестьянок, «китайскую мелочь» - аналогичные миниатюрные фигурки. Делали и многофигурные наборы - солдатиков, музыкантов, монахов, из которых можно было составлять разнообразные композиции. И мелким игрушкам свойственны острые и меткие характеристики персонажей.



Кормилицы. XIX век



Китайская мелочь. Середина XIX века



Кормилицы, XIX век



Кормилица (фрагмент)



Клюющие куры, 1930-е гг.



Солдатики и военный оркестр, XIX век

Территориальная близость Сергиева Посада и с. Богородского привела к содружеству и взаимовлияниям в искусстве двух старейших центров. Богородцы делали неокрашенную игрушку - «белье», которое иногда возили расписывать посадским «красилам». Пример тому «Пляшущие крестьяне» - мужик и баба, запечатленные в танце, который они исполняют истово и серьезно.



Пляшущие крестьяне, первая пол. XIX века

В подобных произведениях ощутимо также влияние на народную игрушку модной в то время фарфоровой пластики. Жанровые сюжеты игрушек, их персонажи, композиции, размеры близки фарфоровым статуэткам, которыми украшали комоды и горки с посудой.
По примеру Богородского в конце XIX века в Посаде бытовали неокрашенные игрушки, особенно фигурки зверей и птиц. К их числу принадлежит изящная длинноногая цапля с рыбой в клюве и сказочный павлин, выполненные знаменитым резчиком И.К. Рыжовым-Плешковым.



Павлин, начало ХХ века (Сергиево-Посадская игрушка)



Цапля, начало ХХ века (Сергиево-Посадская игрушка)

Однако при всех взаимовлияниях игрушки-скульптуры Сергиева Посада и простодушные «балбешки» богородских мастеров имели свои отличия. В Богородском главными героями были степенные благообразные крестьяне и крестьянки, изображенные за обедом или занятые в хозяйстве. Участливо, со знанием дела передают резчики их облик, одежду, обстановку действия.



Крестьянин, XIX век



Обед, XIX век



Музыканты, вторая пол. XIX века

Многие фигурки укреплены на дощечках, планках, стержнях, пружинках, веревочках, с подвесами и другими остроумными приспособлениями, которые шутливо отражают приметы реальной жизни. Помощниками крестьянина выступают конь и медведь, два любимых персонажа богородских резчиков. Своего рода символом богородского искусства стали «кузнецы» - медведь и крестьянин на двух планках, поочередно бьющие молотом по наковальне. Эта лаконичная в пластике, выразительная по силуэту и забавная в движении игрушка давно повторяется многими поколениями богородцев.



Кузнецы, конец XIX века



Кавалер и дама, начало ХХ века
А.Я. Чушкин (1854-1933)



Испанская королева, конец XIX века
А.Я. Чушкин (1854-1933)



У разбитого корыта, 1943г.
И.К. Стулов (1902-1979)



Царь Дадон и звездочет, 1944г.
И.К. Стулов (1902-1979)



Гусары на разводе, 1960
Н.И. Максимов (1910-1986)

Насмешливая ирония сквозит в образах дам и кавалеров, нарядных седоков в каретах, монахов.
«Монах и монахиня» - шедевр богородского искусства. Талантливый безвестный мастер, едва коснувшись ножом лица и облачений, превратил природную форму заостренной щепки в образы-характеры.



Монах и монахиня, XIX век

В 1960-1970-е годы главным героем богородцев стал медведь. Уподобленный в своих действиях людям, он озабочен самыми разными человеческими делами - от столярного ремесла до полетов в космос.



Толстый и тонкий, 1963
Н.Е. Левин (1912-1980-е)

Эти весёлые, занимательные в движении игрушки вызывают невольную улыбку, столько в ним мастеровитой изобретательности, остроумной выдумки, доброго юмора.

_____________________________________________________

Источник: Русская народная игрушка в собрании Государственного Русского музея, Альманах, вып. 18, СПб, 2002г.
Previous post Next post
Up