Богородская игрушка
Сергиево-Посадские игрушки отличаются высоким мастерством, сложившимися традициями ремесла и искусства, среди которых едва ли не главное - работа «с живства», то есть наподобие реальности. Жизненные наблюдения, тонко подмеченные детали и характеры, типы людей, звери и птицы служили неисчерпаемым источником оригинальных игрушек-скульптур.
Кормилица, первая пол. XIX века Барыня-"пеленашка", первая пол. XIX века
Кормилица (фрагмент)
Особенно популярны были нарядные жеманные барыни и франтоватые гусары. Высокие, стройные, они позируют на небольшом возвышении, сохраняющем форму трехгранной чурки, из которой словно высвобождены рукой мастера. Их вырезали ножом, затем в деталях прорабатывали мелкими стамесками и круглым долотом, с помощью которого наносили характерные вертикальные желобки на подставках-постаментах.
Гусар и барыня, первая пол. XIX века
Барыня (фрагмент)
Гусар и барыня, XIX век
Разной формы прорезки и последующая роспись эмалевыми красками подробно передают великолепные гусарские мундиры и дамские туалеты, выявляя фактуру тканей, мехов, перьев на шляпах. Кукольны и замкнуты их глуповатые лица. Эти образы-типы точны и выразительны в своих характерах и социальной принадлежности. Ироничное отношение мастеров к своим героям не мешает любоваться их дорогими нарядами.
Отщепы от больших поленьев шли на мелкий «щепной товар» - изображения нянек, кормилиц, крестьянок, «китайскую мелочь» - аналогичные миниатюрные фигурки. Делали и многофигурные наборы - солдатиков, музыкантов, монахов, из которых можно было составлять разнообразные композиции. И мелким игрушкам свойственны острые и меткие характеристики персонажей.
Кормилицы. XIX век
Китайская мелочь. Середина XIX века
Кормилицы, XIX век
Кормилица (фрагмент)
Клюющие куры, 1930-е гг.
Солдатики и военный оркестр, XIX век
Территориальная близость Сергиева Посада и с. Богородского привела к содружеству и взаимовлияниям в искусстве двух старейших центров. Богородцы делали неокрашенную игрушку - «белье», которое иногда возили расписывать посадским «красилам». Пример тому «Пляшущие крестьяне» - мужик и баба, запечатленные в танце, который они исполняют истово и серьезно.
Пляшущие крестьяне, первая пол. XIX века
В подобных произведениях ощутимо также влияние на народную игрушку модной в то время фарфоровой пластики. Жанровые сюжеты игрушек, их персонажи, композиции, размеры близки фарфоровым статуэткам, которыми украшали комоды и горки с посудой.
По примеру Богородского в конце XIX века в Посаде бытовали неокрашенные игрушки, особенно фигурки зверей и птиц. К их числу принадлежит изящная длинноногая цапля с рыбой в клюве и сказочный павлин, выполненные знаменитым резчиком И.К. Рыжовым-Плешковым.
Павлин, начало ХХ века (Сергиево-Посадская игрушка)
Цапля, начало ХХ века (Сергиево-Посадская игрушка)
Однако при всех взаимовлияниях игрушки-скульптуры Сергиева Посада и простодушные «балбешки» богородских мастеров имели свои отличия. В Богородском главными героями были степенные благообразные крестьяне и крестьянки, изображенные за обедом или занятые в хозяйстве. Участливо, со знанием дела передают резчики их облик, одежду, обстановку действия.
Крестьянин, XIX век
Обед, XIX век
Музыканты, вторая пол. XIX века
Многие фигурки укреплены на дощечках, планках, стержнях, пружинках, веревочках, с подвесами и другими остроумными приспособлениями, которые шутливо отражают приметы реальной жизни. Помощниками крестьянина выступают конь и медведь, два любимых персонажа богородских резчиков. Своего рода символом богородского искусства стали «кузнецы» - медведь и крестьянин на двух планках, поочередно бьющие молотом по наковальне. Эта лаконичная в пластике, выразительная по силуэту и забавная в движении игрушка давно повторяется многими поколениями богородцев.
Кузнецы, конец XIX века
Кавалер и дама, начало ХХ века
А.Я. Чушкин (1854-1933)
Испанская королева, конец XIX века
А.Я. Чушкин (1854-1933)
У разбитого корыта, 1943г.
И.К. Стулов (1902-1979)
Царь Дадон и звездочет, 1944г.
И.К. Стулов (1902-1979)
Гусары на разводе, 1960
Н.И. Максимов (1910-1986)
Насмешливая ирония сквозит в образах дам и кавалеров, нарядных седоков в каретах, монахов.
«Монах и монахиня» - шедевр богородского искусства. Талантливый безвестный мастер, едва коснувшись ножом лица и облачений, превратил природную форму заостренной щепки в образы-характеры.
Монах и монахиня, XIX век
В 1960-1970-е годы главным героем богородцев стал медведь. Уподобленный в своих действиях людям, он озабочен самыми разными человеческими делами - от столярного ремесла до полетов в космос.
Толстый и тонкий, 1963
Н.Е. Левин (1912-1980-е)
Эти весёлые, занимательные в движении игрушки вызывают невольную улыбку, столько в ним мастеровитой изобретательности, остроумной выдумки, доброго юмора.
_____________________________________________________
Источник: Русская народная игрушка в собрании Государственного Русского музея, Альманах, вып. 18, СПб, 2002г.