Diamonds of the Night / Démanty noci [1964, Jan Nemec]

Jul 29, 2020 01:20





Очень сильная вещь! Посмотрела один раз. Вроде все понятно. Но только не мне. Посидела в задумчивости и тут же повторно глянула. Мальчики - еврейские, но не похоже. Отчего-то подумала, что они чехи. Надеюсь, в этом безумном-безумном мире никогда не настанет тот день, когда начнут в качестве еврейских мальчиков показывать публике афроамериканских девочек. Может, нефига не разобралась я поначалу оттого, что в фильме мало что поясняется, и вообще речи нет, если не считать песен подшофе гнусных германских старцев-охотников. Чехословацкий Немец в возрасте 27 лет снимает кино про нехорошесть немцев и фашизм. Отрекаясь так сказать от фамилии и детства. Вообще, технически фильм мне напомнил Слона Алана Кларка и позднего Годара.




Вот вам нелинейный монтаж, какие-то нарезки, мерцания, вспышки света, урывки памяти, всполохи гнева и скорби. Как и у Кларка, мы волею афтара волокемся по следам героев..скачет по горам и долам злосчастный оператор, болтается камера и нас укачивает.
Мы убиваем, нас убивают, как это часто не совпадает.
Один из двух спрыгнувших с германского поезда (направляющегося в концентрационный лагерь) и бегущих черти куда пареньков хромает, из-за него товарищи не могут догнать грузовик и сбежать. С какой же холодной ненавистью (и в то же время - смирением) смотрит на него брат по несчастью. Хромоногий то и дело снимать ботинок пытается, и это меня пугает больше неизбежности пыток, казни, смерти, забвения. Кажется, вот сейчас он его скинет, а там пустота. Нет больше стопы. Не бывает людей исключительно добрых-хороших, как ангелы, бывают просто люди. И с той, и с другой стороны. Просто люди, которые полны и света, и тьмы в душе своей мечущейся. Отчего же многострадальных немцев с таким зловещим презрением, омерзением, германофобией и геронтофобией молодые чехословацкие творцы изображають-с? Будто бы режиссер Немец лично от рук фашистов пострадал, именно он, а не автор автобиографической книги, которую режиссер экранизировал. С другой стороны, он показал, - в этих хаотических круговертях образов, которые больше всего именно на механизм памяти похожи, - и человечность отдельно взятых представителей "арийской расы" времен второй мировой. Вот деревенская женщина впускает в дом беглеца, угостив хлебом. За что и падает бездыханным мешком, получив палкой по лбу. А потом мы снова ее видим живой и невредимой. Возможно гость, желая возмездия, лишь в мыслях своих убивает ее. В общем, наверно стоит книгу прочесть, чтоб хоть какую-то ясность внести относительно сей истории в голову свою глупую. Как и Кларка, и у суровой действительности, мораль сей басни, полагаю, такова (как мы видим. уж не знаю, как там афтар замышлял) - куда бы и с какой скоростью ты не бежал,  все равно пуля - хитрей и быстрей.

















































































































































































jan nemec, кадровый отчёт

Previous post Next post
Up