"Он прошел рядом с ней, совсем близко, не видя ее, потому что она была из тех, кто не выдаст своего существования, кого нужно терпеливо расспрашивать, на ком нужно уметь остановить взгляд. В былые времена художник сделал бы из этого портрет - жанровую картинку. Она была бы белошвейкой, женщиной с кувшином или кружевницей."
И зачем я это пересматривала? Совсем обессилела, поникла. Вопрос второй: Почему я не люблю Бродского? Это тот гнусный тип так называемых поэтов, которые много размышляют о любви, но на деле им это чувство неведомо. Играя в "любовь", они никогда это чувство не испытывали, не примечали ни в ком: ни в случайных прохожих, ни в тех людях, что рядом. Их интерес к противоположному полу сродни научно-исследовательскому любопытству. Эти исследователи (кого-то и себя драгоценного в ком-то) - соляные столпы, обломки из кристаллизированных праздноизмышлений и окостеневших скверных шуточек. Так и герой Горетты - человек, не способный любить. В этом нет его вины, таким он уродился - инвалидом, уродом душевным. Таким он и воспитывался, в подходящей рассудительной и бездушной, совершенно отвратительной в своем цинизме-эгоизме средой (семья, друзья). Вот они - друзья пресловутые - вроде и сострадают униженной кроткой девушке. Но сострадание, сочувствие их - какие-то искусственные..или бумажные, как те мертвые, бесполезные книги по лингвистике, которые они штудируют.
Что там влюбленный Бродский пишет? Бедняжечка, брошенный, боль у него там, нытье, колики и резь уязвленного самолюбия..и гипертрофированного чуйства собственной важности.
(из «20 сонетов к Марии Стюарт»)
Я вас любил. Любовь ещё (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги,
Всё разлетелось к чёрту, на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее, виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Чёрт! всё не по-людски!
Я Вас любил так сильно, безнадежно,
как дай Вам бог другими - - - но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит - по Пармениду - дважды
сей жар в груди, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться - «бюст» зачеркиваю - уст!
(1974)
Бррр. Словно меня в грязь уронили. Мусье Бродский никогда б не застрелился от несчастной любви и вапще никогда б не решился на убийство себя яхонтового, это ясно как божий день.
Вот и главгерой, почти броцкый, добившись, покорив безропотную, хрупкую деточку, потерял к ней, такой - по его мнению - скучной и безграмотной, безнадежной и бесперспективной - всяческий интерес. У него только одно решение всех бед разом - избавиться от девы, как основной, назойливой проблемы. И судьи ему - бог да внутренний глас совести.
Что Вы плачете здесь, одинокая глупая деточка,
Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы?
Вашу тонкую шейку едва прикрывает горжеточка,
Облысевшая, мокрая вся и смешная, как Вы....
Вас уже отравила осенняя слякоть бульварная
И я знаю, что крикнув, Вы можете спрыгнуть с ума.
И когда Вы умрете на этой скамейке, кошмарная,
Ваш сиреневый трупик окутает саваном тьма...
Вот и наш герой, подобно Бродскому, лежал, не поднимая век, и размышлял о мире многоликом. Да о скуке. И о себе, таком жалком, несчастном, блеклом. Вместо того, чтобы смотреть по сторонам да на ту единственную, которая тебя, несносного, любит и могла бы спасти. Если б ты только позволил.. А тем временем единственная тихо погибала. Не беспокоя никого, она медленно уходила вниз, в небытие, в кромешную тьму, в пасть безумия. Связываться с такого рода женщинами - дело гиблое, человек берет на себя великую ответственность, непосильную ношу. И если ты таков, как наш герой, то есть бессильный червь-себялюбец, то и не лезь в эту петлю, коль не в силах с ней справиться.
Нашла на wordpress.com старый забытый стих свой, и оказался он подходящ к теме:
Меня ты в свете не ищи.
Я в подземелья, щели, ямы
Уйду пломбировать свищи,
аннигилировать изъяны.
Как странно: князь-то мразь и плут,
Как мышь церковная он нищ.
Не он остаться должен тут
Среди Харона тихих пастбИщ.
А тот, кто должен, - он жесток
Взгляд отрешенный. Хладной ночью
Харкает желчью в потолок.
И впредь ни с кем играть не хочет.
Он цианид моей души,
Сарком Капоши Синдерелла.
С люмпеншей не спешит дружить
До тела бледного нет дела.
Но ты не плачь. Мне всё равно
Пускай текут из глаз чернила.
Пусть кто-то выпрыгнет в окно,
Чтоб мне чуть радостнее было.
ПС: Бывший генерал боснийских хорватов (осужденный на 20 лет тюрьмы за военные преступления) Слободан Пральяк принял цианистый калий в Гаагском трибунале и помер (новость от 1 декабря 2017 года). А вы бы? Что выбрали: яд или 20 лет за решеткой...или просто-напросто не ввязываться никогда - ни под каким предлогом и дулом пистолета - в свершения преступлений против человечества?
почти 100 кадров (со спойлерами)>