Leave a comment

farfareaster December 9 2018, 11:13:57 UTC
Есть очень сильное у Татьяны Толстой про чёрный квадрат.

«Художник «послеквадратной» эпохи, художник, помолившийся на квадрат, заглянувший в черную дыру и не отшатнувшийся в ужасе, не верит музам и ангелам; у него свои, черные ангелы с короткими металлическими крыльями, прагматичные и самодовольные господа, знающие, почем земная слава и как захватить ее самые плотные, многослойные куски. Ремесло не нужно, нужна голова; вдохновения не нужно, нужен расчет. Люди любят новое - надо придумать новое; люди любят возмущаться - надо их возмутить; люди равнодушны - надо их эпатировать: подсунуть под нос вонючее, оскорбительное, коробящее. Если ударить человека палкой по спине - он обернется; тут-то и надо плюнуть ему в лицо, а потом непременно взять за это деньги, иначе это не искусство; если же человек возмущенно завопит, то надо объявить его идиотом и пояснить, что искусство заключается в сообщении о том, что искусство умерло, повторяйте за мной: умерло, умерло, умерло. Бог умер, Бог никогда не рождался, Бога надо потоптать, Бог вас ненавидит, Бог - слепой идиот, Бог - это торгаш, Бог - это Дьявол. Искусство умерло, вы - тоже, ха-ха, платите деньги, вот вам за них кусок дерьма, это - настоящее, это - темное, плотное, здешнее, держите крепче. Нет и никогда не было «любовного и нежного», ни света, ни полета, ни просвета в облаках, ни проблеска во тьме, ни снов, ни обещаний. Жизнь есть смерть, смерть здесь, смерть сразу.»

Т.Н. Толстая "Квадрат", 2002г.

P.S. Эссе посвящено картине Малевича "Чёрный квадрат", о её значении и оказанном влиянии на современное искусство. Картина во время первой выставки была вывешена в "красном углу" - правом верхнем углу комнаты, где согласно традиции располагали икону.

Reply

deankorrl December 9 2018, 11:41:20 UTC
про икону я в курсе:) и про Малевича немало читано.
про текст Толстой - какое отвратительное человеконенавистническое переливание из пустого в порожнее, разжевывание давным-давно пережёванного.
Малевич - не художник, его искусство - не искусство, а теория и практика эпатажа и провокации. он хотел изменить не только живопись, но и мир, хотел слишком многого, богом себя возомнил. поэтому мне ближе кроткий Ротко с его черными и лиловыми квадратами, пускай и носитель псевдофилософских идей..но он их палкой не вбивал в спины и головы людей, в отличие от малевича.

фу-фу-фу, что это? "ударить человека палкой-плюнуть ему в лицо-взять за это деньги, иначе это не искусство-объявить его идиотом и пояснить, что искусство." нам такое искусство не нужно и такие носители искусства пускай идут лесом:)) пускай себя бьют и обплёвывают.

И ещё раз: Малевич себя художником не считал, хотя и поговаривают что он каким-то чудесным способом смешивал краски, оттенки черного, чтоб добиться идеальной, аттрактивной и неоднородной черноты квадрата, а Ротко-всё же им является. художником, пускай и бездарным может быть. хотя бы потому, что в некоторые вещи свои пытался вкладывать мысли, хотя бы потому что не пытался применять насилие и палки к публике, хотя бы потому, что пытался самовыражаться, поведать сугубо личную историю тем, кого палкой бить надобно..а не занимался бессмысленной манифестацией и богохульством))

«О живописи в супрематизме не может быть и речи. Живопись давно изжита, и сам художник - предрассудок прошлого», - заявлял Малевич.
Слава богу, он ошибся. Во всём. слава богу, которого нет, который торгаш, который слеп (по мнению толстой), всё что осталось от шумного Малевича с его революционно-разрушительными идеями и планами по трансформации мира- его линялый, потрескавшийся квадрат.

Reply

farfareaster December 9 2018, 12:24:17 UTC
По-моему у Толстой по делу всё. Про подмену искусства современными дельцами. И судя по аукционам, в т.ч. которые у вас выше, дело Малевича живёт

Мне близки критерии А.Кончаловского, к-ми он определяет настоящее искусство:
- мастерство
- талант
- культурная преемственность
- чувство прекрасного
- способность вызвать эмпатию

Reply

deankorrl December 9 2018, 12:36:17 UTC
да, вы правы, пожалуй, дело Малевича живет и искусство живет, и радует мысль, что эти вещи не пересекаются:)
у кончаловского всё звучит прекрасно, всё правильно.

вспомнила, вчера кое-что по теме увидала:
давайте вернемся к красному углу и квадрату в нём..и плевкам в лицо человеку и всему святому, и поглядим на простую геометрию глазами другого, одухотворенного, творца, в котором есть тот самый бог, который мёртв в Малевиче - Katedrála, Кафедральный собор Франтишека Купки:


Reply

farfareaster December 9 2018, 12:59:44 UTC
Давайте. Чем вас зацепила эта картина?

Алаверды - вот вам "Селёдку" Петрова-Водкина


Я наблюдал её воочию на выставке в Русском музее этим летом. Хороша?

Reply

deankorrl December 9 2018, 13:19:39 UTC
даже не знаю чем:) цветосочетанием, живостью что ли, тем, что в этих 4-хугольничках виден витраж собора. чем-то, в общем, на некогнитивном уровне. чтобы описать, нужно разбираться в живописях, а я не разбираюсь.
селёдка великолепна!:) и алая голова, прячущаяся за столом. судя по цвету, золотистому - рыба копчёная

Reply


Leave a comment

Up