Константа / Constans [1980]

Mar 14, 2018 19:41





Главный герой сей драмы - Витольд Партыки - робкий, скованный молодой человек, имеющий обострённое чувство справедливости и мечту попасть в Гималаи. Своей праведностью, "правильностью" и какой-то что ли блаженно-юродивостью наш герой напоминает Алешеньку Карамазова (которого писатель намеревался после монастыря сделать революционером), однако ему не хватает решительности, уверенности в себе, своих деяниях и идеологиях, не хватает ему той самой "деятельности" карамазовской, он ближе к героям-мечтателям Достоевского, или, вернее всего, застрял между образами "деятеля" и "мечтателя". Нет, он не похож на бесстрашного, несгибаемого бунтаря, скорее - на подвывающего, ропщущего из своего темного угла маленького человечка, но и таких вот людей можно довести до ручки, переполнить чашу их неистощимого терпения, пробудив в них праведный гнев, испепеляющую звериную ярость. Герой Занусси призван разоблачить истинное лицо социалистической Польши. Заветная мечта идеалиста Витольда - накопив денег, отправиться в Гималаи, к месту, где погиб его отец-альпинист. Стоит добавить, что дед Витольда (поляк) был убит во время Второй Мировой, дабы усилить воздействие на публику этой информации, Занусси включает в фильм документальные кадры, запечатлевшие ужасы войны. Однако, после смерти матери его мечты стремительно рушатся и Гималаи отдаляются от него всё пуще и пуще.

"Вы действительно верите, что мир исправится, если в вашем лице прибавится один справедливый человек?" - вещает профессор математики, чьи лекции Витольд посещает в свободное от работы время. А герой отвечает кротко: "да". И тут не знаешь, аплодировать ли в восхищении ему стоя, или плакать над блаженным от жалости.

Идеология тихого борца за справедливостью обречена, как и он сам; никто не прислушивается к нему, никто с ним не солидарен, у него нет ни друзей, ни единомышленников. Смертельная болезнь матери и скверная обстановка на работе (с начальником - ворюгой и подлецом) - лишь усугубляют ситуацию и психологическое состояние и без того тревожного героя.

Волею судеб герой попадает в армию (а именно, оказывается в десантных войсках). Все бы ничего, и вроде убедительно и бодро его служба выглядит, но мимолетная сцена с прыжками с парашютом, где не горящего желанием сигать в бездну Витольда обуял кратковременный панический ужас, наглядно демонстрирует его слабину, его надломленность. И таких сцен, чередующихся с моментами просветления, борьбы и сопротивления, режиссер ещё немало нам покажет. Порой так и хочется врезать сквозь экран чем-нибудь тяжелым Витольду в лоб, или пнуть, как следует; ответив на вопрос "за что?" - "А за то, что ты тряпка", тряпка с великим нерастраченным потенциалом, тряпка, упустившая все свои возможности. Но его ли вина в том? Он словно бы родился не в том месте и не в то время. И, как писал об Алеше сам FM Достоевский:
.


После десантуры Витольд устраивается на работу в некое бюро, организующее всяческие выставки за границей. Благодаря этой работе, сулящей заграничные командировками и полные карманы валюты, у героя появляется возможность осуществить свою давнюю мечту. Но самое интересное, это коррупция, царящая среди его коллег и начальства. Строптивый работничек, не желающий мириться с таким положением дел, не обнаруживает сочувствия в коллегах, рискует потерять работу и забыть про гималайские вершины.

Болезнь матери, как уже было сказано выше, усугубляет взаимоотношения Витольда с обществом, отправив мать на лечение в больницу, герой видит, что эскулапы, как и все прочие приспособленцы к правилам нового мира, - взяточники. Вакханалия и воровство, с коими молодому человеку приходится сталкиваться ежедневно, порождают в нем протест, что приводит к конфликту с начальствами и коллегами. Подлые товарищи по службе вшивают в подклад куртки Витольда у него же краденную валюту (в размере, кажется, около полутора тыщ долларов) и докладывают об этом незаконном провозе "крупных денежных средств" работникам таможни, и так срывается его путешествие к гималайским горам.

Следующим рабочим поприщем Витольда становится - промышленный альпинизм.
При столкновении с добропорядочным и откровенным идеалистом, свершающим свои поступки в соответствии с некоей высшей моралью, общество с его кризисом и человечьи пороки принимают выразительные и омерзительные черты.
Целью режиссера было не только изобразить смутные восьмидесятые социалистического отечества, но и выявить сущность нонконформизма, причины его происхождения и цели его. Математик объясняет герою, что формулу действительно можно упростить (как это сделал Витольд), однако, при этом это решение не будет "красивым", оно и не подходит для более сложных величин.
Протест героя - примитивен и бесполезен, это просто бездеятельное "нет", блажь инфантильного мечтателя-идеалиста.
"Солидарность" - так называлось движение, изменившее полит.ситуацию в Польше, а "Константа"- это реплика мыслителя-творца, обращенная к борющимся с системой, а не против неё самой.
Именно образ нонконформиста, человека, выражающего протест волновал в тот период польских режиссеров. Выдержит ли он испытание или нет? Когда так велико и навязчиво искушение принять этот новый мир таким, каков он есть, сообразно с всеми другими человеками. То, насколько силен и решителен этот протестующий индивид, этот собирательный бунтарский образ, показывало сумеет ли общество преодолеть кризис.
В фильме всё действо происходит в безликой серости, невзрачном антураже, и мастерство создателя мы видим не в выразительных, ярких сценах, но в самом переходе от частной истории и обыденных случаев к серьезному высказыванию, в этом и заключается значимость сего "кина". Контраст теплых и холодных оттенков в кадре сосредотачивает внимание зрителя на чувственной составляющей конфронтации героя с обществом. Будто бы замороженный в своих чувствах, в отношении к людям и даже возлюбленной, Витольд лишь изредка начинает "пламенеть", но гаснет, оттого что пламя нечем поддержать..и сил духовных все меньше и меньше остается. Режиссер, очевидно, доказывает публике, что подобному типу личности (сколько б он не старался, не мучился) не суждено разжать железные жвала системы.

ПС: единственная увеселительная для меня сцена в этом серьёзнейшем кинотворении: "Их нравы": Герой случайно становится свидетелем индийского ритуала сожжения усопшего, после чего кисейную барышню (Витольда) некоторое время плющит в желудочных спазмах и конвульсиях, и в конце концов питательное содержимое брюха высвобождается на радость случайным прохожим.







Про всех падающих "витольдов" мира:

image Click to view



Ну и у меня опять стишки и могучая куча кадров:

[Spoiler (click to open)]Кто-то стал никем,
Жаждя слыть героем.
Из простейших схем
Этот мир устроен:
Деньги липнут к деньгам,
По системы бескрайним кишкам,
По пустым катакомбам морали
Гроб проносят опять
Не успевшего встать
Ненавистника лживых каналий.
***
Вихрь лихих перемен,
Масс впитав паранойю,
Вожделел насовсем
Его вырвать из строя.
***
Кротко в небеса
Взоры устремляя,
Люди льнут к крестам,
Челюсти сжимая.
Безотрадна высь
Тусклой стали цвета.
Сколько не молись,
Не придет ответа...
***
Не промолвит ни слова, хоть режь!
Над могилами грёз и надежд,
По тропам из песка и тумана
Гроб проносят опять
Не успевшего встать
Ненавистника жадных тиранов,

Тех, кто совесть на стол
Положил и листом
Не прикрыл своего изъяна.
А, где совесть была,
Там зияет дыра,
Но полны серебра карманы.









































































































krzysztof zanussi, кадровый отчёт

Previous post Next post
Up