Собственно, перед нами выдающийся фильм Хусарика, посвящённый жизни и творчеству венгерского художника-самоучки Тивадара Костка Чонтвари, которого считают шизофреником. При жизни художник не пользовался успехом и на его картины не было ни спроса, ни положительных отзывов. Наиболее известная и примечательная работа Чонтвари - «Старый рыбак», тайну которого раскрыли лишь спустя почти столетие.
"На первый взгляд ничего особенного в этой картине нет. Старик со странным лицом, за его спиной море, часть берега и возвышающихся гор. Береговая линия усыпана домиками, из труб которых поднимается дым. Это свидетельствует о жизни, старик не отшельник, он живет среди людей. С одной стороны море спокойное, а с другой - бушует. Старец одет довольно традиционно, возможно только головной убор делает его похожим на художника.
Выражение лица героя пугает, оно перекосилось в странной гримасе. Его кожа покрыта чешуйками, видимо старец все время находится на ветру. Руки натружены, а взгляд уставший. Можно сказать, что этот человек несет на себе тяжелое бремя работы и бытовых проблем. Сквозь взгляд можно ощутить огромный жизненный опыт рыбака.
Оказывается, если приложить зеркало по центру картины, то можно увидеть два абсолютно разных изображения в зависимости от того, в какую сторону зеркало будет направлено.
В одном случае получается изображение Бога на фоне спокойной водной глади. В другом случае вырисовывается образ Демона на фоне бушующего моря. Этот эффект обнаружил работник музей и совершил настоящую революцию. Живописца считают больным шизофренией, но все же отношение к его работам в корне изменилось."
Почти рифмованный почти сюжет вкратце :
Природа тревоги
И тревога природы.
С вершины скалы раздаётся мой вопль,
Одинокий,
Который никто не услышит...Никто.
Жизнь устремилась к закату,
Последний раз
В тумане безмолвия горных хребтов
Сверкая видений плеядой.
Как душа моя в этот час,
Оцепеневшие на мгновенье,
Срываются в пропасть потоки воды.
Счастлив ли ты,
Друг мой, чёрный ворон?
Моё отраженье,
В высях простертых исчезнувшее...
Теперь лишь ветер да я один,
Неприкаянный, призрачный странник,
Нарушаем безмолвный покой
Этих полуистлевших руин
Человеческих жизней, дремлющих
Останков дворцов, возводимых неустанной
когда-то людской рукой.
КАДРЫ: