Красоты неописуемой, умопомрачительной операторской техники (навевающей мысль о фильмах Тарра или даже Вайды), вкупе с нетривиальной фабулой, фильм Павла Павликовски..собравший все возможные награды на международных кинофестивалях.
Сюжет с религиозно-мистическим оттенком чем-то напомнил мне "Хадевейх" Брюно Дюмона [2009].
Сказать, что кино тяжелое - ничего не сказать. Однако не настолько глубокое оно, как того хотелось бы, психологизм прописан хреновато. бегло, поверхностно. можно было бы поднапрячься, раскрыв эту тему, изобразить более детальные психологические портреты двух героинь и "убийц" разумеется.
ибо этот вопрос, вопрос всепрощения, настолько быстро разрешился господином Павликовски, что как-то и не по себе становится.
Вопщим, мне кажется стоило бы углубиться, растянуть кино до 2-3 часов экранного времени, не боясь прослыть занудой.
Каково это посмотреть в глаза убийце своего ребёнка, убийце своих родителей..и простить его?
Каково это, продолжать жить и верить в Бога, если он отнял у тебя всё?
Однако эту ленту нельзя назвать абсолютным реквиемом по невинно убиенным еврееям; песнью скорби и безысходности,
так как есть в нём и светлые, чистые, лучезарные лейтмотивы: духовная близость между Анной и Вандой, встреча Анны с очаровательным юношей-саксофонистом, первая влюблённость..
Синопсис:
Павликовски повествует о девушке Анне, готовящейся принять монашеский обет. Анна едет к своей тётке Ванде, которую никогда раньше не видела. От тётки Анна узнаёт, что её настоящее имя - Ида Лебенштайн, и что она - еврейка, чьи родители погибли в войну.
Вдвоём они отправляются в путешествие в прошлое для того, чтобы точно выяснить трагическую судьбу их семьи.
После гнетущего путешествия к месту захоронения родственников и встречи с убийцами,
Ванда едет к себе домой (где вскоре совершает самоубийство посредством дефенестрации), а Анна возвращается в монастырь, её вера пошатнулась.
Ей вдруг захотелось попробовать мирской жизни. Она едет в квартиру Ванду и живёт там некоторое время, пробую пить-курить, предаваться греховным мыслям. Снова встреча с саксофонистом на похоронах тётки, короткий роман, проба "мирской жизни" лишь утвердила Анну в преданности Богу, возвращение в монастырь. (это достойно восхищения!)
Здесь вспоминается диалог между Анной и тёткой в начале фильма:
"- У тебя бывают иногда греховные мысли?
- Да.
- О плотской любви?
- Нет.
- Жаль. Ты должна попробовать. Иначе что это за жертва - эти твои обеты."
[ну вот сопсно она и попробовала]
"Павел Павликовски, британец с польскими корнями, снимавший фильмы о Венедикте Ерофееве и ФМ Достоевском, «Стрингер» с Сергеем Бодровым-младшим и «Последнее убежище» с Диной Корзун, тоже переменил судьбу и вернулся к своему началу. К ранам, войне, памяти, смерти. Он сделал свой выбор - и снял прекрасный фильм."
рутрекер