Эту поездку я планировал заранее, понимая, что это последняя далёкая вылазка в 2013 году. Моим давним заветным желанием было снять немногие остающиеся на ходу кругломордые электрички. Судя по всему, ближайшими к Москве местами, где это можно сделать, являются Узуново и Рязань. После недолгих раздумий, выбрал Узуново, изучил расписание, запасся термосом, жена нарезала бутерброды, и ранним субботним утром отправился в путь. К сожалению, в последний момент Петр
tiranozavrrex не смог составить мне компанию, но, надеюсь, не в последний раз. лан был такой: из Узуново сесть на поезд на Павелец и поехать в Мягкое, она же о.п. 162 км (следующая за Узуново остановка), а оттуда вернуться по путям назад в Узуново (карта показывала порядка 6 км), и поснимать на месте расхождения веток на Рязань и Павелец.
1. Электричка на Узуново отходит с Павелецкого в 7.40 утра. Называется, "не верь глазам своим" - это моя электричка. Сбылась мечта идиота - прокатился на ЭМ2. Данная ЭМ2-019 1976 года выпуска, откапиталенная в 2002 году. До рассвета ещё примерно два часа, в вагоне достаточно много народу, поэтому что-либо снимать бесполезно. Устраиваюсь поудобнее досматривать недосмотренные за ночь сны.
2. В Узуново электричка прибывает примерно в 10.36. На станции куча полиции - понаблюдав, я понял, что они в принципе встречают каждый прибывающий поезд. Камеру решаю пока не светить, иду покупаю себе билет до 162 км. По дороге понимаю, что это самый идиотский поступок, поскольку на один перегон никто из местных билетов не берёт, и кассирша в окошке не сразу понимает, чего мне нужно. За покупкой билета я прошлёпал прибывший из Волгограда поезд на Москву, а с ним и вожделенный ЭП1М. Ну никак они мне не даются. Плюю на всё, достаю камеру - полиция видит камеру, но ведут они себя корректно. Вон он, ЭП1М, вдалеке, отъезжает от "волгоградца".
3. А к низкой платформе медленно подходит ЭР9пк-157 на Павелец. На ней и поеду в Мягкое. Товарами в дорогу решаю не запасаться. А ЭП1М уже уступил дорогу ЧС2К, который поведёт поезд дальше на Москву
4. Народ грузится в электричку на Павелец достаточно активно. Кстати, местные все как один говорят ПАвелец - с ударением на первый слог. Начал сомневаться, правильно ли мы называем вокзал в Москве. Но, видимо, это тот случай, когда перенос ударения позволяется правилами лингвистики (тут я не силён, ежели кто знает, буду рад услышать компетентное мнение)
5. Сиденья деревянные, как в детстве. Снимать салон и пассажиров не решаюсь, фотографирую замечательный мусорный ящик
6. Прибываем в Мягкое. Ещё по пути я заподозрил, что о.п. может быть совсем маленьким, и что из последних вагонов выходить может быть не слишком удобно, а могут и дверь не открыть. Успел пройти только в предпоследний вагон, когда поезд остановился, дверь открылась, и я увидел перед собой сугроб. Делать нечего, пришлось прыгать в него. Как я и подозревал, платформы хватает на первые два вагона. Но я не расстроен, слава Богу, хоть двери открыли. И тут случилось самое большое расстройство этой поездки - не сменил настройки камеры при выходе из вагона, и жутко засветил те кадры, которые должны были стать главными в этой поездке. Будем считать это художественным приёмом - практически, акварель.
7. Чертыхаясь и проклиная свою забывчивость, спешно переставляю настройки и делаю последний снимок в хвост
8. Станционная инфографика
9. Крупным планом табличка специально для известного коллекционера :)
10. Расписание. В отражении ваш покорный слуга.
11. Вид на Узуново
12. Любопытно, почему так? Неужели здесь пригород периодически локомотивы таскают?
13. Какой-то трансформатор? В этом сооружении что-то тихонько гудит.
14. Ну, что ж, вперёд на Узуново. Здесь не видно, но впереди на путях стая ворон дербанит тушку попавшей под поезд собачки.
15. Иду минут пять, и слышу сзади громкий гудок. Никого нет, но машинисты здесь гудят заблаговременно. Да и вообще, слышимость такая, что поезд слышишь намного раньше, чем видишь. Громкий перестук вдалеке, гудки. Что же там появится? Чмуха с двумя грузовыми вагонами
16. Крупнее - симпатичный номер, зелёненькая, со звездой, всё одно к одному :) Да и машинист приветственно погудел.
17. Иду дальше ещё минут десять, и примечаю симпатичную выемку. Вид с неё вправо
18 И влево …
19. Жду, авось кто поедет, тут-то я его и "подстрелю". Через некоторое время становится зябко. Достаю первую порцию бутербродов, наливаю чай. Временно отогреваюсь, но опять становится зябко. Замечаю, что на путях, скрытых в низинке ветра не было, а тут он вполне себе есть. Прыгаю на месте, размахиваю руками. Пока не идёт ничего, ничего кроме времени. В итоге, через минут 50 ожидания решаю продолжить путь, развлекая себя художественной съёмкой окрестностей. Вот, например, практически, позвоночник:
20. Мрачный пейзаж. Прошёл пока чуть больше километра. Впереди, судя по карте, около пяти.
22. А вот какие замечательные виды впереди. Однозначно, надо сюда приехать весной
23. Несмотря на ветер, останавливаюсь, в надежде на удачу. В ожидании поезда, снимаю разные ракурсы. Что постоянно шумит, отдалённо напоминая тепловоз, но пока никого.
24. И вот так. На светофоре красный - может быть, это значит, что путь открыт встречному поезду?
25. И тут появляется тот, кто так назойливо тарахтел последние десять минут.
26. Ну что ж, надо идти дальше. Как ни жаль терять возможный красивый кадр, но время идёт, а поездов всё нет, и нет. Иду, иду, и выхожу на прямую на Узуново
27. Подхожу ближе. Вижу, как мне думается, разъезд на Рязань. Видимо, тут когда-то был второй путь, а поезда на Рязань, как я тогда подумал, уходят поверху.
28. Видны какие-то люди на косогоре. Приблизившись, вижу, что это играют дети. Ну, эти, наверное, не будут устраивать бучу из-за человека с фотоаппаратом на железной дороге. Прохожу через левый тоннель, и пока размышляю, куда мне подняться, направо, или налево (потому что там есть электрификация, и должны быть пути), слышу слева далёкий гул и гудок. Пулей взлетаю на насыпь, и встречаю грузовик из Рязани:
29. ВЛ10к-1506 с извивающимся по рельсам хвостом. Помахал машинистам, они приветственно погудели мне. Забегая вперёд, скажу, что все машинисты здесь были исключительно приветливы. Гудели в ответ на мои приветствия практически все.
30. С неба начинает сыпаться ощутимый снежок. Решаю пройти поближе к мосту на Рязань, но далеко не уйти не успеваю. Гудок со стороны Узуново, и появляется ВЛ10у-998
31. Он же крупнее. Бригада приветствует меня гудком, но, судя по задумчивым позам, ребята не совсем понимают, что человек забыл на рельсах в такую погоду:
32. Товарняк ушёл, снимаю кривые (кривые, во всех смыслах)
33. Прихожу к тому месту, где я ожидал, что два пути рязанского хода сойдутся. Однако - второго пути нет, хотя когда-то он однозначно был.
34. Здесь и буду коротать время. Примерно минут через 30 должна пройти электричка из Рязани, а через семь минут после неё должна пройти электричка из Павелеца. Вот мой второй шанс снять кругломордую. Семь минут - достаточный промежуток, чтобы передислоцироваться на заранее заготовленную позицию, и полноценно снять ее в движении. А пока - последний перед рязанской электричкой "грузовик" под тройником ВЛ11-719
35. До рязанской электрички ещё минут двадцать. Прогуливаюсь до ветки на Павелец. Вот отсюда я и сниму свою "кругломордую". Правда, есть элемент интриги - а если это будет не "кругломордая", а какая-то другая? Вроде, там ещё ЭМка девятая бегает … В общем, переживаю :)
36. Окраины Узуново
37. Возвращяюсь на рязанский ход. Семь минут, пять минут, две минуты … Пора! … Чего-то она запаздывает … и вдруг, мне кажется … нет, мне кажется … электричка идёт со стороны Павелеца! Минут на пять раньше положенного! Срываюсь с места, и мчусь по неровному снегу и насту. Чорт! Кое-где он скрывает под собой лужи! Земля разъезжается под ногами, понимаю, что на точку не успею. Пора остановиться и снимать. Лучше так, чем никак, хотя проклятые столбы и портят всю малину!
38. Только отстрелялся, как слышу поезд со стороны Рязани. Вот она, голубушка. Издалека вижу, что демих
39. Ба! Так это ж 66-я. Весной попадалась на ярославке, хотя вообще-то, приписана к Казанке, и до сих пор носит её цвета. Теперь в шестивагонной комплектации обслуживает линию Рязань-Узуново.
40. Снимок в хвост.
41. По плану, теперь она должна пройти обратно, после чего должен появиться пдс Астрахань-Москва. Знать бы только, придёт ли он со стороны Рязани, или со стороны Павелеца. Лучше остаться на развилке, примерно посередине, откуда обе ветки хорошо просматриваются. А пока внеплановый гость со Свердловской железной дороги - ВЛ11-418
42. Вообще, планам в этот день не суждено было сбываться. Астраханский поезд тоже появляется раньше расписания! Словно ужаленный в попу Усейн Болт мчусь в полной выкладке по пересечённой местности метров сто, задерживаю дыхание, фиксируюсь, и вот он, мой первый ЭП1М. Жаль, конечно, что не в бело-сине-красном окрасе, но всё-таки:
43. После этого долго пытаюсь прийти в себя и восстановить дыхание. Сил снять медленно проплывающую мимо 66-ю, возвращающуюся в Рязань, в себе не нахожу :). Пытаясь придерживаться расписания, ожидаю следующий пдс. Он пойдёт со стороны Москвы на Волгоград, и уже понятно, что он проследует по ветке на Павелец. А пока снимаю вот такую красавицу. Что здорово, ребята тоже погудели, когда я им помахал:
44. И вот, Москва-Волгоград, тоже под ЭП1М, и тоже под красным
45. На часах 16-05. Последним примерно минут через сорок должен пройти пдс на Балаково. Дождусь его, и пойду потихоньку в Узуново. Где-то по дороге должен буду встретить кругломордую, возвращающуюся в Павелец. А пока посмотрим, что ещё пойдёт не по плану. Вот там что-то движется на Рязань, и если мои глаза меня не подводят, то это БТС-ник!
46. Издалека не вижу номер, и что за машина, но вот ребята приветственно погудели, и начали разгон, и по этому вою я безошибочно понял, что это "боинг". Дома разглядел номер 2ТЭ116-1716
47. Такое надо снимать серией, что я с удовольствием и делаю
48.
49. Набирают мощность.
50. Когда "боинг" набирает ход, то наступает полный капец экологии и всему гринпису. Но в этот момент я нисколько об этом не жалею, я радуюсь, что ветер дует от меня. А также тому, как я был вознаграждён за свои сегодняшние страдания. Признаться, ещё утром, проезжая Ожерелье, загадал, чтобы мне попался тепловоз, но на электрифицированной ветке встретить его сильно не надеялся, и вот на те.
51. Прощальный кадр.
52. А это что такое со стороны Павелеца? Очевидно, мой первый ВЛ80 … другого просто быть не может
53. ВЛ80т-756
54. Так что, поезд на Балаково я прождал совсем не скучая. А вот и он, под вожделенным ЭП1М "правильной" расцветки.
55. Ложатся синие тени, смеркается. Скоро снять состав в движении станет просто нереальным. Решаю идти в Узуново, чтобы снять кругломордую хотя бы у платформы. Вот в тупике стоит мой "злой гений", так меня умучавший за сегодня. Высокие ИСО, короткая выдержка, и изрядное осветление пост-фактум.
56. В процессе обработки появилась ещё такая версия. Немного радикально, но учитывая, каким тёмным был исходный кадр, думаю, эксперименты были уместны
57. Она же с другой стороны и в другой обработке (теперь, когда она полностью моя, я делал с ней,что хотел :)))
58. Иду к станции. Там вовсю идёт работа. Раздаются гудки, подходят составы. Чувствуется, начинается самая движуха. Эх, вот бы поснимать здесь летом! У платформы стоит ЭМ9-004, готовая отправиться на Павелец.
59. Она же в хвост. Через секунду двери ее закроются, и она отправится в путь.
60. До моей электрички на Москву ещё есть пять минут. Мигом перелетаю через мост на дальнюю платформу, зафиксировать отходящую на Рязань ЭР2-1330
61. Также фиксирую какой-то удивительный вагон. Как-будто с войны здесь остался
62. Обратно я еду на ЭМ2-005. Она попадалась в мой объектив ещё в октябре, когда я в первый раз выбрался на Павелягу. Машинист предупреждает, что в восьмом вагоне не работает отопление, но я еду во втором. В нём натоплено на славу, так что сразу запотевает объектив. От Узуново еду один (по меткому выражению
ed4mk_0024 электричка везёт только воздух, ну и немножечко меня).
После шести с половиной часов на воздухе в тепле быстро сморился и заснул. Спасибо всем, кто осилил со мной это путешествие, пусть и виртуально :)