Запись в Планетарном Руководстве №98

Feb 11, 2011 18:43




ИНТ. КАФЕ
За столиком сидит парочка

Он: И все-таки наука приближается к разгадке тайны брокколи.
Она: Брокколи?
Он: Да, именно что брокколи. Эти адские создания, порождения глубин космоса, которые населяли землю задолго до того как по ней начали ходить динозавры. До сих пор в удаленных уголках, куда не добралась цивилизация можно найти жестокие культы, поклоняющиеся брокколи. Жертвоприношения, все дела, ужас!
Она: Так, ты про те зеленые штуковины, что так не любят дети? Иногда вареные?
Он: Именно. И скоро мы найдем надежный способ их уничтожить, помни мои слова детка!
Она: Калвин, не хочу тебя расстраивать, но, кажется, у тебя есть кое-какие детские проблемы.
Он: *задумчиво* Думаешь?
СЛЫШЕН ПРИГЛУШЕННЫЙ ЗВОНОК ТЕЛЕФОНА
Она: Хвала ДНК!


Каждый разом, когда я иду в кино, небольшая частичка меня задается вопросом технологий. Какие будут в этот раз, как они будут вплетены в повествование, какие еще идиотские ляпы допустят вроде бы работающие с техникой сценаристы. Просто поразительно, как иногда товарищи киношники думают, например, что третьи Герои играют со звуками из Марио и прочее, вроде странного применения техноболтовни. С другой стороны поразительно, что какая-то частичка меня действительно интересуется такими мелочами, даже когда я этого не замечаю.



Но что замечает даже не уголок моего подсознания заинтересованный в технологии, а весь мозг (ну или тот процент что я использую) так это мобильные телефоны. Кино пытается угнаться за технологиями - ему от этого не спрятаться. Каждый зритель по самые гланды заряжен техникой, он может одновременно находится сразу в нескольких сетях, вести переговоры, звонить друзьям и все это не покидая пределов кино. При этом получая по голове бутылками и ведерками из-под попкорна с задних и передних рядов. Зритель знает о технике и ждет, что этой техники на экране будет много, что она будет вплетена в повествование. Технология должна играть важную роль. И бедные сценаристы, которым приходится этим заниматься.



И в этом месте происходит разделение, достойное пратчеттовской теории о штанах. В одной штанине сотовые телефоны медленно, но верно убивают кино. В другой штанине их присутствие в нашем мире рождает отличное кино. Как такое может быть когда один элемент одновременно убивает и рождает? Смотрим.



Больно смотреть на старания режиссеров и сценаристов избавить свое кино от телефонов. Они идут на любые ухищрения. Самый популярным способом является мистическое "нет сигнала", когда телефон вдруг перестает ловить сеть, неожиданно нельзя никому дозвониться и надо лезть на крышу по опасной лестнице ради заветных палочек на экране. Конечно, иногда у них в реальной жизни связь пропадает даже при виде знака "впереди тоннель", но это только для определенной компании. В других вариантах, как например в Doghouse телефоны отнимались заранее, дабы получился должный уровень безысходности. Иногда доходит до случайно ломающихся телефонов, заканчивающихся зарядов - список того, что может случиться с вашей высокотехнологичной штуковиной, которая всегда работала идеально, а тут в момент опасности начала ломаться/не звонить/не ловить сигнал/разряжаться может получиться очень длинным. Самый простой способ, забыть, что в этой реальности вообще существует мобильная связь и все используют голубиную почту, но так ненароком можно снять кино с Сигалом.



Как их наличие спасает кино? Скажем так, спасает наличие их отсутствия. Есть вспомнить недавние фильмы, то приличный процент из них строится во времени до обильного использования телефонов. Взять хоть свежую Королевскую Речь. Шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые, гладь, да даже девяностые позволяют сценаристам развернуться шире, не опасаясь, что технология испортит им повествование. Можно создавать почти любые ситуации и при этом не держать постоянно в голове как один телефонный звонок может все испортить. А нам это дарит возможность смотреть нормальное, интересное кино, где главный герой не хватается каждые две минуты за мобильный.

Вот так и выходит, что несмотря на все старания Джобси и всех остальных телефонных компаний сам эффект наличия сотового телефона по-прежнему во многом определяет сценарные ходы. С одной стороны он позволяет ускорить повествование, но в тоже время сотовый часто позволяет завершить некую сложную ситуацию одним звонком. Конечно, когда сценарист знает, что он делает, то никакой телефон ему не помешает. Некоторым даже удается построить целый фильм вокруг телефона и звонка.



Но, несмотря на, то что делает их отсутствие, их наличие портит больше. Здесь как с религией, которая не успевает за развитием мира, из-за чего начинает кряхтеть и ломаться там, где не должна (сравнение с религией - спасение гарантировано). Так и сценарии часто не успевают за телефонами. Поэтому сценаристы идут прошлое, выискивают варианты, когда телефон не используются, пропускаются, не существуют. Сценаристы начинают что-то делать кроме «нет сигнала» и это радует. Потому что таким образом мы получаем огромное количество кино высокого класса.

Так что вот такой вот парадокс - именно из-за сложности вписывания сотовой техники в сценарий, кино становится лучше.



Другой вариант: сотовые убивают кино. Burn them!

записки на рукаве, movies

Previous post Next post
Up