Запись в Планетарном Руководстве №96

Dec 30, 2010 00:01




Сегодня с утреца драгоценная Таня успела кинуть ссылку на статью в журнале Wired от некого Пэттона Освальда. Религия воспрещает мне в знании, кто это, но высказался он довольно веско на тему для меня не очень далекую. И да, я прекрасно и в курсе, что достопочтенный Киномозг уже успел написать свой ответ, но я в тот момент занимался вытаскиванием чемодана из пасти аэропорта, и был несколько вне доступа к пишущей машинке. Так что выскажусь только теперь. И да, чемодан в порядке, если вы волновались, даже Зеленый успешно добрался. А касательно статьи Освальда могу сказать…


Что писал товарищ в некотором отрыве о реальности. Да, гик культура сейчас пребывает в некотором упадке по сравнению с тем, что было, когда она, как таковая, только зарождалась. Да, сейчас, при общем доступе любого из любой точки света, ценность знаний сводится в минимум и нередко обесценивается. Образы, слова, творения, все это перекачивается с одного материка на другой, делится, перерабатывается, перемалывается и впитывается со скоростью, которая юному Освальду даже и не снилось, сколько бы комиксов про Флэша он не читал с фонариком под одеялом. Но значит ли это, что гик культура как таковая от этого умирает? Сильно сомневаюсь.



Микеланджело - Джосс Уидон, Уоррен Эллис и Гейб Делл'Отто в одном лице.
Так происходит постоянно. Так происходит, мне кажется, на протяжении всей истории человечества. Рано или поздно, то, что в один момент считается чем-то скрытным и тайным, то, что дает человеку чувство тайного братства, о котором говорит Освальд, становится часть всего мира. Посмотрите на христианство. Было время, христиане гибли в обнимку с кошками на арене, прятались по пещерам и перемигивались на улицах, боясь признаться, что они одной веры. Они разговаривали путанными, неясными язычнику цитатами из странной книжки, которую читали только они. Делали ручные копии и были вне обычного общества, хотя с виду были обычными людьми. Напоминает, не так ли? Теперь? Теперь Библию можно купить в любом книжном, на нее пишут пародии, Иисус давно стал медиа-персоной, даже если не знает что это такое и с это едят. Теперь христианство большой кусок жизни, а иной раз и вся жизнь. И что-то не слышно жалоб со стороны тех, кто хочет, чтобы религия по-прежнему была чем-то запретным. Другие примеры? Ренессанс. Рок-н-ролл. Книги. Все, все в жизни человечества проходит через статус чего-то странного и нового. А потом становится частью жизни.



Like this!
Хотя может автор пишет про то, что жаль, как все быстро идет, как ускорилось время и так далее? Тоже странно звучит от человека, который пишет в цифре. Да, теперь нужно меньше времени, чтобы впитать тот или иной кусок информации, и как я уже говорил, ее доступность выросла. Но плохо ли это? Да, появилось огромное количество «юных киноманов» (с), но качество от этого не пострадало. Если человек посмотрел три фильма с торрентов с Чоу Юн Фатом, это никаким образом не ставит его в один ряд с тем, кто двадцать лет назад затирал кассеты до дыр. Все приходит с опытом. Если же киноман тратит недели на просмотры всей фильмографии в нужном порядке, так уж ли важно, как он делает, с торрентов или с помощью морально и технически устаревших носителей? В некотором роде это касается и меня.



Я всегда стремился к гиковским знаниям. Но, в силу обстоятельств, не мог иметь все, что хотел. У меня не было комиксов, а оба магнитофона я сломал на запись самолично. И каждый частичку знания я впитывал, прятал в себя, чтобы потом ее разобрать. Был ли я при этом счастлив? Тоскую ли я теперь, когда все могу получить, сделав лишь пару кликов? Нет. Потому что я помню те мучения, то тьму, когда не мог отличить Дика Грейсона от Джэйсона Тодда. И как ужасно смотреть Звездные Войны с кассеты с переводом, в котором есть фраза "Промахнулся, промахнулся, не попала в шахту бомба". Возможно, я немного преувеличиваю, но думаю, суть вы уловили.



Были времена, когда я не оценил бы эту картинку. Темные времена.
Проблема в том, что Освальд смотрит на гик культуру со своей колокольни. С той, которая стоит в центре, и с которой не видно (либо видно не шибко хорошо), что творится на окраинах. А мы, как это ни страшно, пока еще не слишком далеко от окраин. Нам все еще надо стараться, чтобы получить в живую, не в цифре, то, чего мы желаем. Когда Освальд читал Вотчменов, мы и не знали, что такое слово есть. Когда он заучивал монологи любимых героев, наши жители листали копии Плэйбоя, рисуя одной рукой схему унитаза (с). То есть Освальд смотрится как хипстер-старикашка (и я сейчас употребил термин «хипстер» именно так, как должно), которые кричит, что в его детстве и деревья были больше, и чтобы дойти до школы, надо были идти ночью по глубокому снегу.



И Лига танцевала лучше!
Да, время сейчас идет быстрее. Фильмы про вампироохотника Блэйда, это теперь самая что ни есть классика (с) (если не считать третью часть, которую нужно сделать перемонтаж и оставить только Рэйнолдса), и с этом не поспоришь. Но такова цена Информационного Века. Мы можем делать комические корабли, а делаем все более новые и новые телефоны. Мы переходим в цифру. Так что не надо делать «gritty reboot» для нашей культуры, господин Освальд. Наша культура цветет и пахнет. Она живет и развивается. Это только с вашей башни, кажется, что она буксует, но если присмотреться, видно, что она развивается, меняется, притягивает и манит. Она уже часть нашей повседневной жизни, это новая религия, новая вера. Хотите что бы ваша дочка столько же удовольствия получала от нового как вы когда-то, когда ждали нового выпуска Вотчменов? Заприте ее в подвале и скармливайте информации малыми дозами. Посоветуйте тоже самое соседям. Потом посмотрите, как ваши дети будут перемигиваться в школе. Insanity Wolf approves.



И да, в этом мире, где вроде все открыто для всех, все есть огромное количество вещей, понятное только маленькой группке людей. Гик культура не спит.

Хотя, все это я и могу ошибаться и текст совсем не о том.

covers, записки на рукаве, comics, movies, joss whedon, i - madrox, astonishin' art

Previous post Next post
Up