Усадьба РОЖДЕСТВЕННО (Рождественский погост), Московская область, Раменский район

Mar 07, 2014 17:31

Untitled Document
В Рождественно сохранилось более ста старых надгробий, которыми устлана вся территория погоста, смешанного с современным кладбищем. Наверное, нет в Московской области такого места, где сохранилось столько белокаменных надгробий. В центре погоста стоит церковь 1685 года, купол которой изначально был покрыт муравленой черепицей, соседня колокольня взорвана.  В 1940-х-1980-х гг. в курганах вятичей в Рождественно нашли гривну, сплетенную из посеребренной проволоки, семилопастные кольца и перстень, хранящиеся сейчас в фондах Раменского краеведческого музея. Сама земля, на которой появилось село, была пожалована в конце 17 в. воеводе князю Алексею Петровичу Прозоровскому, а в конце XVIII века принадлежала кн. Н.А. Голицыну - создателю усадеб Архангельское и Никольское-Урюпино. От усадьбы осталась обвалованная липами территория замерзшего фруктового сада. В километре от Рождественно в песке крестьянами деревни Новлянское был откопан полный скелет шерстистого носорога...


2 марта 2014 г.

Усадьба
РОЖДЕСТВЕННО
(Рождественский погост)

Прозоровские, Долгорукие,
Голицыны, Меньшиковы

М О С К О В С К А Я о б л а с т ь ...
... р а й о н Р А М Е Н С К И Й





2. Доступ к погосту сезонный.  
История села Рождествено берет свое начало в конце 17века, когда кравчий князь Алексей Петрович Прозоровский в 1683 году получает эти земли вместо взятой у него костромской вотчины. Ему досталась д.Плетениха, пустошь Деревягина, пустошь Костева, мельница на р.Жданке и другие селения с пустошами.

Алексей Петрович решил основать сельцо и выбор его пал на пустошь Деревягину, которая находилась при слиянии р.Жданки и р.Шадры. Здесь он поставил для себя двор и несколько дворов крестьянских - так возникло сельцо Жданское, которое в 1685-86 годах, после постройки церкви Рождества Пресвятой Богородицы стало именоваться селом Рождествено. С этого времени здесь находился попов двор, двор пономаря, вотчинника, 12 дворов крестьянских и 7 дворов бобыльских - и того 22 . Церковь была выстроена из красного кирпича, и дошла до нашего времени с множественными переделками, но общий облик сохранился. К 1704 году в селе значилось 11двород кабальных людей, двор боярский и двор мельника.

Большим село не было никогда. XVIII в. стал временем расцвета, когда число жителей было наибольшим и крестьянские дворы располагались двумя порядками, с запада и востока от церкви. Севернее находился двор господский. В течении века усадьба с окрестными землями принадлежала фамилии Долгоруких, затем Голицыных. На р.Жданка когда то была насыпная плотина для мельницы, она располагалась напротив усадьбы. (по материалам Домодедовского краеведческого сайта Исток)



3. На низкой машине проехать сложно.  


4. Слева за деревьями прячется церковь, так сразу и не заметишь. Направо - урочище Щадра.  


5. Кладбище.      


6. Возле деревни было 2-е мельницы. Одна возле леса. Другая - возле речки. Так было и водяное колесо. Оно служило для баланса воды в реке.  


7. Рождественская церковь.



8. Чем ближе к церкви, тем больше надгробий.  


9. Историческая ценность надгробий многогранна. В первую очередь, они являются образцом каменотесного дела.  


10. "Церковь Рождества Богородицы, что на Жданке, с престолом Варвары построена в вотчине кравчего А. П. Прозоровского в 1685-1686 гг. из кирпича и покрыта изразцовой муравлевой черепицей. Перестройки начала 20 в. исказили архитектуру храма. Храм закрыт в годы лихолетья, а колокольня уничтожена".  


11. Местные жители рассказали, что в 1930-40гг. при церкви жила женщина, которая ухаживала за храмом, и всё внутреннее убранство помещений сохранялось в приличном состоянии вплоть до 1960г.  


12. Саму церковь строили на яичном желтке. И когда в советское время, местные решили разобрать ее по кирпичам, и унести по домам. Они не смогли этого сделать. Так как, за счет такого раствора, кирпич крошился. Наверно, и благодаря этому, остатки церкви мы наблюдаем и по сей день.



13. В 1950гг. церковь осталась без присмотра.  


14. Разрушенная колокольня.  


15. Колокольня была взорвана в советское время. Иконы и прочие церковные принадлежности разобрали жители окрестных деревень, тем самым не дали им погибнуть.  


16. Вид на аллею от церкви в стороу реки.  


17. Валы создают прямоугольник, на месте которого был фруктовый сад возле барского дома.  


18.  


19. Барская усадьба опустела в первые годы советской власти, и так же многое оттуда попало деревенским жителям.  


20. В конце аллеи сохранились курганы вятичей. Существуют версия о том, что здесь были похоронены французы в 1812 году. В перестроечные времена конца 80 начале 90-х г.г. к ним приезжали археологи. Некоторые местные жители помнят как доставали кости лошадей, части шпаги....После все сравняли. В далекие, советские времена, на полях были вырыты погреба, для хранения картошки и т.д.



21. Церковь типа восьмерик на четверике, выстроенная на средства князя А. П. Прозоровского, вероятно, перестроенная в 1-й четв. XVIII в. В трапезной помещался Варваринский придел. Отдельно от церкви стояла надвратная шатровая колокольня 1680-х. После революции закрыта, трапезная и колокольня сломаны, сам храм пришел в аварийное состояние. В нач. 2000-х передан верующим, активный ремонт не начат.  


22.  


23.  


24.  


25.  


26.  


27.  


28.  


29.  


30.  


31.  


32.  


33.  


34.  


35.  


36.  


37.  


38.  


39.  


40.  


41.  


42.  


43.

Старые фотографии



Начало XX века. Из книги О. Пэнэжко "Церкви Бронницкого и Раменского района"



1952 г. Основной объём Богородице-Рождественской церкви.
Автор фото: Каверзнев М. Г.  


1952 г. Вид с востока.
Автор фото: Каверзнев М. Г.  


1952 г. Общий вид церкви.
Автор фото: Каверзнев М. Г.  


1952 г. Южный фасад четверика церкви.
Автор фото: Каверзнев М. Г.  


1952 г. Вход на колокольню церкви.
Автор фото: Каверзнев М. Г.  


1952 г. Алтарные апсиды Богородице-Рождественской церкви.
Автор фото: Каверзнев М. Г.  


1953 г. Внутренний вид церкви Рождества Богородицы.
Автор фото: Каверзнев М. Г.  


1987 г.
Автор: Андрей Агафонов

Старые карты



1300-1700 годы. Карта Восточного Подмосковья времён Московского княжества.  

1672 год. План с обозначением пустошей и селений на р.Жданка.
На плане отмечена деревня Халкина. Находилась в районе Плетенихи. Принадлежала князьям Дмитрию, Даниилу и Сергею Морткиным, судя по надписи на карте. Отмечены и пустоши Елизарово, Щадрое, Слободка, Белавинская, Горбуниха и другие, которые впоследствии достались князю Прозоровксому.
 

1703 год. План местности вокруг села Рождествено.  

1774 год.  

1792 год.  


1797 год.  


1860 гг.  


1878 г. Рождественно чуть ниже Плетенихи, не вошло на карту.  


1890 г.  


1925 г.  


1928 г.  


1931 г.  


1939 г.  


1940 г. В 2км южнее от Рождественно находится Георгиевский погост (церковь не сохранилась).
По писцовым книгам 1627-28гг., там существовала церковь Страстотерпца Христова Георгия находилась на приходном погосте, на речке Жданке, в Жданском стане Московского уезда. Строение было деревянным, был двор дьяка, «пономарево и просвирпницыно место». Относился он к дворцовому с. Сельвачево, в вотчине Ивана Васильевича Голицына. 
По описи 1680года церковное строение значится старым, а в 1712 году была освящена уже новая церковь, видимо то же деревянная. В 1784 году был выстроен каменный храм, который существовал до середины 20в. Здесь же и располагался погост.   


1942 г. Рождественно все еще остается деревней.  


1983 г.    


2010 г. К реке перпендикулярно идут две аллеи, которые соединяются, образуя квадрат - место фруктового сада усадьбы. Кладбище с церковью чуть ниже правее.  

усадьбы, Рождественно, 1812 год, Меньшиковы, Прозоровские, Московская область, церкви, Раменский район, фото 2014, надгробия, мельницы, Голицыны, XVII век, реки, Долгорукие, абандон, курганы, парки, весна

Previous post Next post
Up