Усадьба ЛЮБЛИНО (Юркино, Годуново), г. Москва (часть 1)

Feb 26, 2014 15:26

Untitled Document

В 1680-м году собственником Юркино, а в последствии Годуново, был один из последних представителей рода Годуновых Григорий Петрович. При следующих владельцах Прозоровских здесь существовала небольшая усадьба с деревянным господским домом у речки Голедянки, а сельцо называлось Люблино. Усадьба на деньги Н.А.Дурасова создавалась в 1800-1801 годах одним из известных архитекторов рубежа XVIII-XIX века Иваном Васильевичем Еготовым (1756-1815), который также в это время работал и в соседних Кузьминках вместе с Родионом Казаковым. Владелец усадьбы устраивал в усадьбе шикарные приемы для москвичей и прославился своим гостеприимством. В 1860-х годах дом покупает богатый купец К.Н.Голофтеев, который владеет им вплоть до 1917 года, а сам дом называют "Голофтеевской дачей". Церковь Петра и Павла рядом с главным домом разобрана В 1927 году и перенесена в село Рыжово Егорьевского уезда Московской губернии…


23 февраля 2014 г.

Усадьба
ЛЮБЛИНО

Часть 1.
Знакомство с усадьбой.

Годуновы, Прозоровские, Урусовы,
Дурасовы, Писаревы, Воейковы, Голофтеевы

М О С К В А

Усадьба ЛЮБЛИНО. Часть 1. Знакомство с усадьбой.
Усадьба ЛЮБЛИНО. Часть 2. Старые фотографии и карты.


Первые сведения об этой местности относятся еще к кон. XVI - нач. XVII в. Тогда она называлась Юркино и было поместьем сначала дворянина Романа Полянинова, а затем подъячего Алексея Лукича Корепонова (Корепанова) (ум. не ранее 1638). В 1622 г. царь Михаил Федорович пожаловал Юркино, видимо разоренное в Смутное время, другому подьячему Григорию Ларионову (ум. не ранее 1655), служившему в Разрядном приказе. При нем в 1623-1624 гг. уже существовали: "…деревня, что была пустошь Юркина на речке на Голеди. А в ней двор помещиков". Местом первой усадьбы является селище обнаруженное недавно археологами на территории Парка культуры и отдыха “Люблино”.

В 1680-е гг. Юркино уже принадлежало стольнику Григорию Петровичу Годунову (ум. 1704?) одному из последних представителей этого дворянского рода, периодом наибольшей влиятельности которого было время правления и царствования Бориса Годунова. Названия было сменено с Юркино на Годуново. Рядом с усадьбой появился Николо-Перервинский монастырь фамильного некрополя Годуновых. Там были похоронены дети владельца, скончавшиеся в конце XVII - начале XVIII в.: Николай, Сергей, Мария и Евдокия. Единственная выжившая дочь Г.П.Годунова, Аграфена, со временем стала новой хозяйкой имения. Ее муж, князь Владимир Никитич Прозоровский, занимал престижную должность адъютанта при знаменитом герое Полтавской битвы -  генерал-фельдмаршале князе М.М.Голицыне, являющимся предком владельцев соседнего имения Кузьминки князей Голицыных.



2.  


3. Улица Летняя.  


4. Справа находится место церкви, разобранной в 1927 году.  


5. Парк был уничтожен смерчем 1904 года.  
Впоследствии Годуново перешло к сыну Прозоровских князю Петру Владимировичу. При П.В.Прозоровском Годуново стало называться Люблино. Далее его унаследовал сын предыдущего владельца князь Владимир Петрович Прозоровский (1743-1796). Ко времени В.П.Прозоровского относится самый ранний дошедший до нас план Люблина, составленный в 1766 г. в ходе так называемого “генерального межевания” территории Московского уезда. Согласно плану в Люблине существовала небольшая усадьба с деревянными господским домом и другими постройками у речки Голеди, которая являлась северной границей всего имения. К усадьбе вели две “езжалые” дороги с юга на север и с востока на запад. Всю территорию имения тогда окружали угодья деревни Грайвороново, бывшей вотчины московского Симонова монастыря, лишь впоследствии владельцы Люблина приобрели землю западнее, граничившую с соседним имением Кузьминки.

Однако из примечаний к плану составленных немного позже, ориентировочно около 1770 г. следует, что в то время усадьбы в Люблине уже не было, а статус сельца оно сохраняло только по традиции.



6.Слева оранжерея, справа от него в центре флигель, где размещался пансион, предназначенный для дворянских детей.



7. В 1818 году театр и уникальную оранжерею посещала русская императрица Мария Федоровна, пришедшая в восторг от увиденной красоты.  


8.  


9. Пансион для дворянских детей.  


10. Конный двор.  
В 1790-х гг. Люблино навсегда ушло из рода Прозоровских. Его приобрела княгиня Анна Андреевна Урусова, урожденная Волкова (? - 1804 или 1806). Документы об Урусовых опровергают известные “Рассказы бабушки” Е.П.Яньковой, по мнению которой в то время Люблино принадлежало графине Марии Григорьевне Разумовской, урожденной княжне Вяземской, в первом браке бывшей замужем за троюродным братом В.П.Прозоровского князем А.Н.Голицыным. Пока не обнаружен ни один серьезный источник, в котором бы значилось имя М.Г.Разумовской, как владелицы Люблина.

Переход этого имения к своему самому известному владельцу отставному бригадиру Николаю Алексеевичу Дурасову (1760-1818) произошел при Урусовых. Их любимая дочь Софья (ум. 1801) вышла замуж за барона А.С.Строганова - родственника тогдашней владелицы Кузьминок княгини А.А.Голицыной. Возможно, после ее смерти княгиня А.А.Урусова решила расстаться с Люблиным, где все напоминало ей о дочери.

Во всяком случае, около 1800 г. Люблино действительно досталось Н.А.Дурасову, который был несметно богат. От матери Степаниды Ивановны, урожденной Мясниковой он получил в наследство огромное состояние, дававшее ему возможность жить так, как ему хотелось.



11. Центральным зданием, несколько отстоящим от остальных построек, является главный господский дом - дворец. Одновременно с господским домом были построены и другие усадебные сооружения, возведенные из кирпича, в отличие от сооружений большинства подмосковных имений.   


12. Флигели соединены галереей.  


13. В архитектуре здания совмещены квадратные в плане постройки, округлые элементы, украшенные куполообразной крышей, а также величественная колоннада, выполненная в форме полукруга.



14. Крепостной театр в Люблине создал славу своему хозяину и в начале XIX века входил в число двадцати крупнейших крепостных театров России.  


15.  
Николай Алексеевич Дурасов (1760-1818) - богатый помещик, армейский бригадир, действительный статский советник. Фамилия Дурасовых известна с конца XV столетия. Дурасовы - древний русский дворянский род, который был внесен в VI часть родословных книг Симбирской, Оренбургской, Рязанской, Самарской, Санкт-Петербургской и Тамбовской губерний. Его основатель - Иван Дмитриевич Дурасов - выехал к великому князю Ивану Васильевичу из Польши в конце XV в. и был пожалован деревнями. В Родословной книге приводится и родовой герб Дурасовых.

Дед Н.А.Дурасова, Федор Степанович, служил в пехоте Вифляндского полка и был убит в одном из походов Крымской кампании. Отец, Алексей Федорович, - майор в Драгунском полку, а сам Николай Алексеевич, как большинство дворянских детей, был записан в один из гвардейских полков и к 1786 году дослужился до звания лейб-гвардии сержанта.

Свое огромное состояние Николай Алексеевич получил от матери Аграфены Ивановны Мясниковой - наследницы уральских заводчиков Твердышевых-Мясниковых, владевших 11 металлургическими заводами и многочисленными селениями в разных губерниях. Таким образом, Н.А.Дурасов был одним из богатейших людей своего времени. Он владел несколькими имениями, главным образом, в Симбирской губернии. Самым известным из них была усадьба в селе Никольское-на-Черемшане. Благодаря своим обширным родственным связям с Козицкими, Белосельскими-Белозерскими, Толстыми, Лавалями, Пашковыми и другими знатными фамилиями Николай Алексеевич принадлежал к кругу родовой аристократии.

Помимо материнского наследства Дурасову принадлежала обширная городская усадьба в Москве на Покровском бульваре. По имени ее владельцев до сих пор ближайший переулок называется Дурасовским. В 1840-х годах усадьбу приобрела Академия практических наук, в советское время здесь располагалась Военно-инженерная академия, а с1990-х годов - Высшая школа экономики.

Имея опыт усадебной жизни в Никольском-на-Черемшане, Н.А.Дурасов получил возможность возвести приобретенную усадьбу «с нуля» и устроить её по своему вкусу.



16. Третий этаж усадебного дома представляет собой бельведер, который словно венчает все здание.   


17. Несмотря на великолепие, главный летний дом-дворец для многолюдных приемов был недостаточно велик, поэтому в теплое время года праздничным действом были охвачены усадебный театр и роскошный парк.  


18. Главный дом представляет собой одну из бесчисленных вольных интерпретаций Ротонда. Ла-Ротонда (La Rotonda) - загородный дом, или вилла, построенный Андреа Палладио на вершине холма под Виченцой для вышедшего в отставку ватиканского чиновника Паоло Альмерико.  
Усадьба задумывалась как модная по тому времени подмосковное увеселительное имение. Согласно последним исследованиям, ее проектировали и строили в стиле зрелого классицизма в 1801-1806 гг. известные московские архитекторы Р.Р.Казаков (1754-1803) и И.В.Еготов (1756-1815). Росписи дворца выполнял модный в то время итальянский художник Доменико (Дементий Карлович) Скотти.

Центральным зданием, несколько отстоящим от остальных построек, является главный господский дом - дворец. Одновременно с господским домом были построены и другие усадебные сооружения, возведенные из кирпича, в отличие от сооружений большинства подмосковных имений. Гости въезжали в усадьбу по мосту, перекинутому через пруд.

Рядом с дворцом находился большой комплекс театральных зданий, состоящий из театра, дома управляющего и здания театральной школы. Крепостной театр в Люблине создал славу своему хозяину и в начале XIX века входил в число двадцати крупнейших крепостных театров России. Руководил театром и обучал артистов замечательный актер и писатель-драматург П.А.Плавильщиков (1760-1812), благодаря которому мастерство люблинских крепостных артистов достигло высочайшего уровня.

Недалеко от театра располагались флигель, в котором размещался пансион для дворянских детей во главе с учителем-французом, и огромная оранжерея, состоявшая из десяти залов, южнее находились конный двор и несколько сооружений хозяйственного назначения.

Несмотря на великолепие, главный летний дом-дворец для многолюдных приемов был недостаточно велик, поэтому в теплое время года праздничным действом были охвачены усадебный театр и роскошный парк.

Парк в люблинской усадьбе отвечал самым модным тенденциям ландшафтного искусства рубежа XVIII - XIX вв., когда на смену регулярным (французским) паркам приходят «натуральные сады», или пейзажные (английские) парки. Роскошный дворцово-парковый ансамбль представлял собой гармоничный ландшафт, сочетавший классическую архитектуру и парк свободной планировки на холмистом рельефе над просторной водной поверхностью пруда (на русле речки Голедянки).



19. Легенда про орден возникла уже в конце 19 века при купцах Голофтеевых.  


20. 9 июля в Люблино приехал погостить брат писателя А. М. Достоевский со своею тринадцатилетней дочерью Евгенией. “По делам мне несколько раз приходилось ездить в Москву… в одну из таких поездок, в июле 1866 г.. я взял с собою старшую дочь Женичку и оставлял ее на несколько дней погостить в Люблине на даче у Ивановых. Там в это время жил и брат Федор Михайлович … вблизи от Ивановых … Он также принимал меня отлично, а мою дорогую Женичку просто на руках носил”, вспоминал впоследствии А.М.Достоевский.   


21. Высокий купол Круглого зала украшен плафоном, на котором изображена греческая богиня Афродита, парящая в небе на своей колеснице.  
До нашего времени чудом сохранились почти все исторические постройки усадьбы, правда, перестроенные в XX столетии. Как и в XIX в., композиционным центром усадебного ансамбля является главный господский дом-дворец. Своеобразное для архитектуры Москвы и Подмосковья здание имеет в плане сочетание креста и круга. Такая необычная форма представляет собой совершенно оригинальное решение, которому трудно найти аналогии среди русских усадебных построек. В классицизме круглая колоннада зачастую символизирует античный храм, а здесь она стала знаком посвящения здания античному божеству - Аполлону, статуя которого изначально венчала его купол. Такая планировка восходит к проектам итальянского архитектора XVI в. А. Палладио, а также теоретика французского классицизма XVIIIстолетия Ж.-Ф. Неффоржа. Одновременно ряд исследователей предполагает, что архитектурное решение дворца приближается к более раннему французско-шведскому проекту «Салон Аполлона» («Храм Знаний, или Монпарнас»), созданному Никодемусом Тессином Младшим в 1700 г. как архитектурный панегирик Людовику XIV - королю-солнцу.

Н.А.Дурасов мирно строил и весело обживал свою новую «подмосковную» по моде того времени. В залах дворца, театре и тенистом парке щедрый хозяин летом устраивал роскошные обеды, празднества, спектакли и балы, на которых играл замечательный оркестр. В холодное время года он приглашал гостей в великолепную оранжерею. Об одном из таких приемов вспоминал известный мемуарист С.П.Жихарев. В начале марта 1805 г. он специально приехал в Люблино с приятелем, чтобы сравнить люблинскую оранжерею с оранжереей соседнего имения Кусково, принадлежавшего графам Шереметевым. Дурасов тотчас пригласил друзей отобедать с ним. Через некоторое время пожаловали еще гости. «…Всех нас было человек двенадцать, - пишет Жихарев, - но стол был накрыт кувертов на тридцать… Обед был чудесный… Когда оранжерею осветили, она превратилась в какой-то сад Армиды. Счастливец! Сколько удовольствия и добра он может сделать другим!»

Еще одна гостья, англичанка мисс Кэтрин Вильмот, бывшая на празднике, устроенном в Люблине в честь княгини Е.Р.Дашковой 4 октября 1806 г., пришла в восторг от усадьбы и театра: «все было как в волшебном замке». Вильмот называет усадьбу «райским уголком с мраморным дворцом…С этого восхитительного места можно увидеть кущи деревьев и поляны, рощи и озера, долины и холмы, раскинутые тут и там, а завершают картину блестящие купола Москвы… Правда, невысокого Дурасова скорее можно принять за карлика, а не за рыцаря - владельца такого изумительного поместья»…

О богатстве и хлебосольстве Н.А.Дурасова говорила вся Москва. Так, один из гостей люблинской усадьбы, М.А.Дмитриев свидетельствовал, что Дурасов угощал Москву роскошно, «жил в своем Люблине, как сатрап, имел в садках всегда готовых стерлядей, в оранжереях огромные ананасы». Дмитриев особо подчеркивал, что «Дурасов до эпохи французов, все изменившей, был необходимым лицом общества».



22. В мраморном зале проводились балы. Между окнами можно увидеть золоченые стулья, скульптуры на изящных подставках и старинные подсвечники.  


23. Плафон и интерьеры усадьбы были выполнены Доменико Скотти.  


24. Стены мраморного зала украшает роспись под мрамор и барельефы.



25.  


26.  


27. Пол Круглого зала украшает массивный дубовый паркет, в центре которого расположена розетка с изображением звезды.  


28. Экспозиция на втором этаже.  


29.  


30.  


31.  


32.  


33.  


34. Генеральный план-схема 1810 года.  


35.  


36.  


37.  


38.  


39. Помещения второго этажа сгруппированны вокруг верхнего купольного зала, они меньше чем на первом этаже.  


40.  


41. В 1873 г. церковь была перевезена в Люблино и собрана восточнее господского дома. Есть основания предполагать, что при этом к ней была прирублена трапезная со звонницей. Однако дом священника в Люблине так и не появился, так как церковь считалась не самостоятельной, а приписной к церкви в Кузьминках.  


42. Деревянная одноглавая церковь Петра и Павла, выполненная в русском стиле по проекту архитектора Н.А.Шохина находилась рядом с главным домом (ее можно представить в левой части фотографии). К.Н.Голофтеев и П.Н.Рахманов присмотрели её на Политехнической выставке, устроенной в 1872 году в Александровском саду Московского кремля, где помимо прочего экспонировались возможные образцы типовых загородных построек.  


43.  


44. В северо-западном крыле усадебного дома находится Колонный зал, ранее использовавшийся в качестве гостиной.  


45.    


46. Круглый зал богато украшен уникальной росписью, выполненной в технике гризайль, на гладких стенах столовой можно увидеть барельефы, крупные медальоны и фриз, другие декоративные архитектурные детали.  


47. Люблинский пруд.  


48.  


49. На желтоватом по цвету фасаде выделяются белоснежные барельефы, изображающие сцены античной Греции. На одном из таких барельефов изображен ритуал посвящения девочек богине Афродите.  


50. Одну из дач в Люблине летом 1866 г. снимал Ф. М. Достоевский. Приехав в середине июня из Петербурга в Москву, он остановился в гостинице Дюссо где прожил полторы недели. Известно, что уже в то время писатель совершил поездки к семье своей сестры В.М.Ивановой, снимавшей на лето дачу в Люблине “близ Кузьминок, за 8 верст от Москвы”.   


51. Люблино Ф. М. Достоевскому понравилось настолько, что уже 25 июня он “по знакомству, за половинную цену” нанял до начала сентября пустующую дачу по соседству с Ивановыми и вернулся в Москву “на три часа” сделать хозяйственные покупки. В тот же день Ф. М. Достоевский написал письмо своему пасынку П.А.Исаеву, в котором пригласил его пожить у него на даче в Люблине.   


52. Изначально купол венчала статуя Аполлона, уничтоженную ураганом 1904 года. После восстановления здания на его крыше воздвигли новую скульптуру «Геркуланянки» в античной одежде - копию экспоната Дрезденской галереи (I век до н.э.).  


53.  


54. По свидетельству Н. Фон-Фохта Достоевский занял одну комнату на втором этаже пустого каменного дома. Это позволяло ему сосредотачиваться и работать в “невозмутимой тишине”.  Тогда писатель работал над окончанием второй части “Преступления и наказания”. Обычно он просыпался и вставал около девяти часов утра, завтракал, а затем “тотчас же садился за работу, которую не прерывал […] до трех часов пополудни. Обедал он у Ивановых, где уже и оставался до самого вечера”, “писал по вечерам крайне редко, хотя говорил, что лучшие и наиболее выразительные места его произведений всегда выходили у него, когда он писал поздно вечером”. Вместе со своими родственниками и их друзьями Ф.М.Достоевский совершал прогулки по окрестностям Люблина. Так он посетил Кузьминки и Царицыно.   


55. Впоследствии впечатления Достоевского от жизни в Люблине нашли отражение в его произведении “Вечный муж” при описании посещения героями семейства Захлебиных, а некоторые “странности” племянника писателя А.П.Карепина нашли свое воплощение в чертах одного из центральных героев повести - Трусоцкого.   


56. Роскошный дворцово-парковый ансамбль представлял собой гармоничный ландшафт, сочетавший классическую архитектуру и парк свободной планировки на холмистом рельефе над просторной водной поверхностью пруда (на русле речки Голедянки).   


57. Последний владелец усадьбы Н. К. Голофтеев, выстроил на берегу пруда дачи, сдававшиеся в наём.  


58. Гости въезжали в усадьбу по мосту, перекинутому через пруд.

Ссылки  
http://wikimapia.org/1390404/ru/Усадьба-Люблино
http://www.nice-places.com/articles/russia/moscow/585.htm
http://mgomz.ru/lublino/istoriya
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%FE%E1%EB%E8%ED%EE_(%F3%F1%E0%E4%FC%E1%E0)
http://www.archaeolog.ru/?id=2&id_nws=149&zid_nws=1
http://hist-usadba.narod.ru/text10-9-2.html
http://vparke.ru/?page_id=184

Белицкий Я.М. Окрест Москвы. М.,1996. С. 140. 
Вильямс В.Р. Материалы к решению вопроса об организации полей орошения г.Москвы. - Сочинения. Т.2. М., Сельхозгиз, 1941. С.72-411. 
Греч А.Н. Венок усадьбам// Памятники Отечества. Вып. 32. 1994. № 3-4. С. 160-163. 
Гурьянов И.Г. Прогулка в Люблино, 1825 г. 5 августа. - Отечественные записки. 1825. №67. С.201-228. 
Дачные местности Москвы. Люблино. - Искры. 1902. №38. С.599-600, 602. 
Ерёмкин Г.С. Очерк орнитологической фауны Люблинских полей фильтрации. - В кн.: Птицы техногенных водоёмов Центральной России. М., Изд. каф. зоол. позвоночных животных и общ. экол., 1997. С.7-24. 
Зайцев М.С. Старая и новая история Люблино. - Городское хозяйство Москвы. 1988. №11. С.36-37. 
Записки княгини Дашковой. Письма сестер Вильмот из России. Изд. 2-е. М., 1991. С.373. 
Иванов Ю.В., Мазницына О.А. История одного экспоната (храм в Люблино) // Москва: События, люди, проблемы. Краеведческий сборник. М., 1997. С. 177-183. 
Карраск О. Люблино усадебное и дачное// Наше наследие. 1999. № 49. С. 18-27. 
Коробко М.Ю. Кузьминки_Люблино. М., 1999. 
Коробко М.Ю. Люблино. М., 2002 [в печати]. 
Коробко М.Ю. Русский Версаль: Кузьминки_Люблино. М., 2001. 
Коробко М.Ю. "Люблино милое". - Московская правда. 1998. 16 сентября. 
Коробко М.Ю. Неизвестное Люблино. - Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып.7. М., 2001. С.167-181. 
Коробко М.Ю. Усадьбы комплекса "Кузьминки-Люблино" в гравюрах и фотографиях середины ХIХ _ начала ХХ в [набор открыток]. М., 1999. 
Лихачёва Э.А. О семи холмах Москвы. М., Наука, 1990. 144 с. 
Люблино. - Живописное обозрение. 1838/1839. Т.4. С.366-368. 
Поспелов Е.М. Названия подмосковных городов, сёл и рек. М., Муравей, 1999. 207 с. 
Сельцо Люблино (От нашего корреспондента). - Московский листок. 1882. 20 июня. 
Снегирев И.М. Дневник Ивана Михайловича Снегирева. Т.1. М., 1904. С. 72, 78-79. 
Сотникова О.М., Сахарова Л.С. Реставрация дворца Дурасова в Люблине. - Практика реставрационных работ. Вып.2. М., 1958. С.129-154. 
Янькова Е.П. Рассказы бабушки из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д.Благово. Л., 1989. С.152, 158, 350, 408, 409. 
Ярцев А.А. Подмосковные прогулки (Очерки и наблюдения). Прогулка пятая: Люблино и Кузьминки (село Влахернское). - Московские ведомости. 1891. 8 июля. 

Спасибо, есть что добавить?

И.В. Еготов, палладианские мотивы, пруды, усадьбы, гризайль, Голедянка, фото 2014, Годуновы, Урусовы, Кузьминки, Р.Р. Казаков, классицизм, конный двор, Сантино Ольденелли, интерьеры, Писаревы, Люблино, Воейковы, Дурасовы, Прозоровские, церкви, скульптура, дачи, Джеромо Скотти, зима, театры, Рассказы бабушки Е.П.Яньковой, реки, М. Коробко, Ф.М. Достоевский, липовые аллеи, Москва, парки, Голофтеевы

Previous post Next post
Up