Создатели русских усадеб: Архитектор А. С. Кутепов

Apr 13, 2023 23:23

Друзья, в рамках проветительского проекта партнера блога, строительной компании "Starkwood", мы продолжаем говорить о сохранившиеся и утраченных деревянных усадьбах России, рассуждать о их судьбах, ценности и сохранности.

И сегодня совместно с архитектором Алексеем Соколовым мы порассуждаем о наследии выдающихся архитекторов, которые строили усадьбы - в том числе, и деревянные. И начать нам бы хотелось с наследия талантливого архитектора Александра Сергеевича Кутепова, который подарил нам множество ампирных шедевров. Почему именно Кутепов? Дело в том, что ему полностью принадлежит проект одной из самых роскошных и масштабных усадеб Подмосковья, целиком выполненных в стиле ампир. Как вы уже догадались, речь идёт об утраченной ныне усадьбе Ахтырка, которая пережила свой расцвет при династии Трубецких. Для нас важным и примечательным является то, что главный дом усадьбы, больше напоминающий роскошный дворец, был полностью выполнен из дерева. В его стенах выросли несколько поколений семьи Трубецких, а впоследствии - и Матвеевых. Дом во всем своем великолепии "дожил" до революции и был стерт с лица земли благодаря злому умыслу тех, кто намеренно предал ее огню. Сегодня единственной сохранившейся постройкой, напоминающей нам о былом величии Ахтырки, является церковь Ахтырской иконы Божией Матери. Спроектированная Кутеповым, она чудом пережила советские годы и сейчас вновь открыта для прихожан. Ахтырская церковь - один из самых примечательных и выдающихся памятников русского ампира.



2. Фасад господского дома в Ахтырке со стороны сада. Первая половина XIX в.


3. Фасад господского дома в Ахтырке со двора. Первая половина XIX в.


4. Фасад людского флигеля. Первая половина XIX в.


5. Фасад однокупольной церкви с колокольней. Первая половина XIX в.


6. Ахтырка, 2021 год.


7.


8.


9.


10. Ахтырка, 2021 год.


11.


12.


И если храм в Ахтырке знаком большинству любителей старинной архитектуры, то другая работа Кутепова - Церковь Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново, гораздо менее известна широкому кругу лиц. Центральная часть храма в своих формах не случайно напоминает Ахтырскую церковь. Когда-то территории современного Гольянова тоже принадлежали Трубецким. К сожалению, этот храм впоследствии неоднократно перестраивался, однако, "кутеповский" замысел в нем отчетливо проглядывается сквозь века.

13. Фотография 2006 года.


14. Фотография 2006 года.


15.


Гений Кутепова по сей день находит воплощение ещё в одной усадьбе. Александр Сергеевич работал над перестройкой усадьбы Брянчаниновых в Вологодской области. Тот самый нарядный, богато украшенный чудо-дом, тоже, во многом - дело его рук.

16. Усадьба Брянчаниновых. Фото: Сергей Подколзин.


Прославился Кутепов и как автор многочисленных хозяйственных, служебных, городских и сельских построек. Так, в наши дни в Нижегородской области восстанавливается Починковский конный завод, архитектурный комплекс которого был создан по проекту зодчего.

17.


18. Фото из "Заметки краеведов" от 1975 года. Источник: https://vk.com/wall-172140878_45533


19. Источник: http://photos.wikimapia.org


20. 1996 год. Николай Машков. https://pastvu.com/p/1078436


Бронницы

Кутепов довольно много работал в Бронницах. Он принимал участие в строительстве административных зданий города. В 1810-1815 годах под его руководством возводился смотрительский дом. Он выполнил чертежи двора этого дома, план фасада. Им также были выполнены планы и чертежи фасадов здания казарм.
В 1829 году, будучи архитектором Московского конюшенного отдела, он сделал проект новых построек и пристроек Бронницкого конного завода. В 1832 и 1833 годам относятся выполнение генерального плана строений конного завода в Бронницах.

21. Источник: https://bronnitsy-er.livejournal.com/316807.html


22.


23.


24.


25.


26.


27.


28.


29.


Из книги «Творцы техники и градостроители Москвы до начала ХХ в.». - М., 2002. - С. 154. Источник: https://trojza.blogspot.com/2013/09/1818.html

Кутепов Александр Сергеевич (23 августа 1781 - 6 апреля 1855, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве) - архитектор, рисовальщик. Много проектировал, работал преимущественно в классическом стиле. Изданные им в период 1812-1855 гг. шесть архитектурных альбомов иллюстрируют жанровое разнообразие его творчества. В них представлены проекты церквей и колоколен, городских, загородных и сельских домов, произведений парковой архитектуры, сооружений хозяйственного назначения - конных и скотных дворов, ферм, а также натурные рисунки и акварели. Из составленных им проектов следует назвать фасад и план Колымажного двора на Волхонке (1816), фасады двух казарм на Остоженке (1817), церкви с колокольней во имя св. троицы при казенной Пахринской сводной конюшне (1817), обмерные чертежи Шталмейстерского дома в Москве (1824), план и фасад Смотрительского дома (1831), генеральный план строений Конного двора в Бронницах (1832, 1833), конкурсный проект храма Христа Спасителя в Москве (1832), проект церкви Троицы на Арбате (1836), чертежи Новоспасского монастыря и церкви при нём (1848), церковь в Симоновом монастыре. В 1818 г. выполнил серию рисунков усадьбы Гребнево кн. А.М. Голицына в Подмосковье, в 1851 г. - акварель "Вид собора и колокольни Новоспасского монастыря". В 1829 г. Кутепов - архитектор Московского конюшенного отдела, в 1830 г. - архитектор Придворных конюшен. Постройки Кутепова: церковь св. Георгия в Скопинском военном конном заводе (1818), церковь Спаса в имении С.И. Муханова Чёрная слобода близ г. Щацка Тамбовской губернии (1819), церковь в подмосковной усадьбе Ахтырка кн. И.Н. Трубецкого (1825).
Кутепов - автор ряда сочинений: Фасады церквей, колоколен и иконостасов, проектированные и сделанные архитектором Кутеповым. (М., 1823, 1829). Фасады и планы разного рода сельского строительства и в особенности садов украшения, как-то: беседок, павильонов, гротов. (М., 1837). Фасады и планы строений конюшен для лошадей. (М., 1840, 1859). Проекты фасадов и планов для строений домов городских, загородных и сельских и других разного рода построек во вновь принятом вкусе. М., 1852. Фасады и планы скотных дворов и ферм (М., 1859) [а также: Проекты сельских, загородных и городских строений. (М., 1837). Фасады и планы строений конюшен для лошадей верховых и упряжных и конюшен конских заводов, разного вида и измерения по числу заводских маток и прочих лошадей, так и принадлежащих к заводам разных построек, как-то: манежей, пригонного сарая в пастбищах, загородок для левад, магазейна для овса, кузницы, флигели с жилыми покоями для людей, имеющих присмотр за лошадьми, и прочих небольших построек. (М., 1859) и др.].

Библиография:
Дьяконов М.В. К биографическому словарю московских зодчих XVIII-XIX вв. (извлечение из архивов)// Русский город (историко-методологический сборник) М., 1976; Русский город (исследования и материалы). Вып. 2. М., 1979; Русский город (проблемы градообразования) Вып. 3. М., 1980; Русский город (Москва и Подмосковье) Вып. 4. М., 1981; Русский город (исследования и материалы) Вып.5. М., 1982; Денисов А.М., Кириченко Е.И. Храм Христа Спасителя в Москве. М., 1997; Памятники архитектуры моск. обл. Вып. 2. М., 1999; Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Т.2. Киев, 1985.

30. Церковь с колокольнею, во имя святого Георгия, построена при Скопинском военном конском заводе, в селе Кельцах, Рязанской губернии, от города Скопина в двух верстах, освящена 1818 года." (Из книги "Фасады церквей, колоколен и иконостасов, проектированные и изданые архитектором, надворным советником и кавалером Кутеповым". Москва, 1829 год)


Рязанская область, Чёрная Слобода. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы не сохранилась.

31. 1905 год https://pastvu.com/p/1544602


32. Акварель 1823 года из фондов Государственного музея А.С. Пушкина. Автор Александр Сергеевич Кутепов.


Проек Кутепова в конкурсе на создание Храма Христа Спасителя.

33. Проект А.С. Кутепова представляет пятиглавую соборного типа церковь, созданную по подобию древнерусских храмов. Зодчий спроектировал и окружение будущего храма, расположив его в центре обширной прямоугольной площади, застроенной по периметру петербургскими по облику домами. Созданный Кутеповым проект очень близок к утвержденному Императором проекту К.А. Тона. Проект Кутепова, как и выполненные во второй половине 1820-х годов проекты В.П. Стасова (Десятинная церковь в Киеве, церковь Александра Невского в русской колонии Александровка под Потсдамом), А.И. Мельникова (Спасо-Преображенский собор в Нижнем новгороде) и другие - яркое свидетельство жизнеспособности идеи А.Н. Воронихина, участвовавшего в первом конкурсе на создание храма Христа Спасителя.


34. Вид собора и колокольни Новоспасского монастыря в Москве. [М., 1851]. Литографированный лубок в раме и паспарту. Автор: Кутепов А., Шелковников И.Т.


И, конечно, Александр Сергеевич прославился своим удивительным творением под названием "Проекты фасадов и планов для строений домов, павильонов, галерей, беседок". Вот уж где можно найти мощный источник сконцентрированного вдохновения! Огромное количество рисунков и чертежей всего, что так необходимо для счастливой усадебной жизни! Дома-дворцы и скромные домики, проекты храмов и парковых павильонов, хозяйственных помещений и жилых построек. Все исключительно эстетичное, красивое, продуманное!

Проекты чертежей можно скачать здесь:
http://www.razumov.biz/download/kutepov/Kutepov_A_S_Fasady_i_plany_skotnykh_dvorov_i_ferm_1859.pdf

http://www.razumov.biz/download/kutepov/Kutepov_A_S_Fasady_i_plany_stroeniy_konyushen_1859.pdf

http://www.razumov.biz/download/kutepov/Kutepov_A_S_Fasady_tserkvey_kolokolney_i_ikonostasov_1829.pdf

http://www.razumov.biz/download/kutepov/Kutepov_A_S_Proekty_fasadov_i_planov_dlya_stroeniy_domov_pavilionov_galerey_besedok_1852.pdf



В чем же состоит особый шарм творений Кутепова? Почему с "Проектами фасадов" должен ознакомиться каждый ценитель архитектуры? И можно ли как-то отразить идеи зодчего в современной архитектуре? На эти вопросы мы попросили ответить архитектора Алексея Соколова, который специализируется на сохранении и воплощении в наши дни лучших архитектурных традиций прошлого:

- Творчество архитектора А.С.Кутепова не сильно известно. Он - архитектор, как принято говорить, 2-го эшелона. Но именно по произведениям таких мастеров можно судить о художественном уровне эпохи, об общем фоне усадебной культуры, строительного мастерства. Творчество Кутепова, благодаря его альбомам готовых проектов, интересно и как опыт типового проектирования для строительства без участия архитектора. Наследие Кутепова, как и других малоизвестных архитекторов, его современников, достойно серьезного исследования и выпуска монографий. Полагаю, искусствоведы и историки архитектуры еще порадуют нас открытиями и интересными публикациями.

35.


36.


37.


38.


39.


40.


41.


42.


43.


Друзья, а вы любите творчество архитектора Кутепова? С какой из его работ удалось познакомиться во время путешествий? Как вам "Проекты фасадов"? Что из проектов особенно понравилось?

конное наследие, классицизм, усадьба Брянчаниновых, Бронницы, Ахтырка, ампир, конные дворы, Починковский конный завод, А.С. Кутепов, Гольяново, архитектор

Previous post Next post
Up