Друзья, в рамках проветительского проекта партнера блога, строительной компании "Starkwood", мы продолжаем говорить о сохранившиеся и утраченных деревянных усадьбах России, рассуждать о их судьбах, ценности и сохранности.
И сегодня совместно с архитектором Алексеем Соколовым мы порассуждаем о наследии выдающихся архитекторов, которые строили усадьбы - в том числе, и деревянные. И начать нам бы хотелось с наследия талантливого архитектора Александра Сергеевича Кутепова, который подарил нам множество ампирных шедевров. Почему именно Кутепов? Дело в том, что ему полностью принадлежит проект одной из самых роскошных и масштабных усадеб Подмосковья, целиком выполненных в стиле ампир. Как вы уже догадались, речь идёт об утраченной ныне усадьбе Ахтырка, которая пережила свой расцвет при династии Трубецких. Для нас важным и примечательным является то, что главный дом усадьбы, больше напоминающий роскошный дворец, был полностью выполнен из дерева. В его стенах выросли несколько поколений семьи Трубецких, а впоследствии - и Матвеевых. Дом во всем своем великолепии "дожил" до революции и был стерт с лица земли благодаря злому умыслу тех, кто намеренно предал ее огню. Сегодня единственной сохранившейся постройкой, напоминающей нам о былом величии Ахтырки, является церковь Ахтырской иконы Божией Матери. Спроектированная Кутеповым, она чудом пережила советские годы и сейчас вновь открыта для прихожан. Ахтырская церковь - один из самых примечательных и выдающихся памятников русского ампира.
2. Фасад господского дома в Ахтырке со стороны сада. Первая половина XIX в.
3. Фасад господского дома в Ахтырке со двора. Первая половина XIX в.
4. Фасад людского флигеля. Первая половина XIX в.
5. Фасад однокупольной церкви с колокольней. Первая половина XIX в.
6. Ахтырка, 2021 год.
7.
8.
9.
10. Ахтырка, 2021 год.
11.
12.
И если храм в Ахтырке знаком большинству любителей старинной архитектуры, то другая работа Кутепова - Церковь Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново, гораздо менее известна широкому кругу лиц. Центральная часть храма в своих формах не случайно напоминает Ахтырскую церковь. Когда-то территории современного Гольянова тоже принадлежали Трубецким. К сожалению, этот храм впоследствии неоднократно перестраивался, однако, "кутеповский" замысел в нем отчетливо проглядывается сквозь века.
13. Фотография 2006 года.
14. Фотография 2006 года.
15.
Гений Кутепова по сей день находит воплощение ещё в одной усадьбе. Александр Сергеевич работал над перестройкой усадьбы Брянчаниновых в Вологодской области. Тот самый нарядный, богато украшенный чудо-дом, тоже, во многом - дело его рук.
16. Усадьба Брянчаниновых. Фото: Сергей Подколзин.
Прославился Кутепов и как автор многочисленных хозяйственных, служебных, городских и сельских построек. Так, в наши дни в Нижегородской области восстанавливается Починковский конный завод, архитектурный комплекс которого был создан по проекту зодчего.
17.
18. Фото из "Заметки краеведов" от 1975 года. Источник:
https://vk.com/wall-172140878_45533 19. Источник:
http://photos.wikimapia.org 20. 1996 год. Николай Машков.
https://pastvu.com/p/1078436 Бронницы
Кутепов довольно много работал в Бронницах. Он принимал участие в строительстве административных зданий города. В 1810-1815 годах под его руководством возводился смотрительский дом. Он выполнил чертежи двора этого дома, план фасада. Им также были выполнены планы и чертежи фасадов здания казарм.
В 1829 году, будучи архитектором Московского конюшенного отдела, он сделал проект новых построек и пристроек Бронницкого конного завода. В 1832 и 1833 годам относятся выполнение генерального плана строений конного завода в Бронницах.
21. Источник:
https://bronnitsy-er.livejournal.com/316807.html 22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Из книги «Творцы техники и градостроители Москвы до начала ХХ в.». - М., 2002. - С. 154. Источник:
https://trojza.blogspot.com/2013/09/1818.html Кутепов Александр Сергеевич (23 августа 1781 - 6 апреля 1855, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве) - архитектор, рисовальщик. Много проектировал, работал преимущественно в классическом стиле. Изданные им в период 1812-1855 гг. шесть архитектурных альбомов иллюстрируют жанровое разнообразие его творчества. В них представлены проекты церквей и колоколен, городских, загородных и сельских домов, произведений парковой архитектуры, сооружений хозяйственного назначения - конных и скотных дворов, ферм, а также натурные рисунки и акварели. Из составленных им проектов следует назвать фасад и план Колымажного двора на Волхонке (1816), фасады двух казарм на Остоженке (1817), церкви с колокольней во имя св. троицы при казенной Пахринской сводной конюшне (1817), обмерные чертежи Шталмейстерского дома в Москве (1824), план и фасад Смотрительского дома (1831), генеральный план строений Конного двора в Бронницах (1832, 1833), конкурсный проект храма Христа Спасителя в Москве (1832), проект церкви Троицы на Арбате (1836), чертежи Новоспасского монастыря и церкви при нём (1848), церковь в Симоновом монастыре. В 1818 г. выполнил серию рисунков усадьбы Гребнево кн. А.М. Голицына в Подмосковье, в 1851 г. - акварель "Вид собора и колокольни Новоспасского монастыря". В 1829 г. Кутепов - архитектор Московского конюшенного отдела, в 1830 г. - архитектор Придворных конюшен. Постройки Кутепова: церковь св. Георгия в Скопинском военном конном заводе (1818), церковь Спаса в имении С.И. Муханова Чёрная слобода близ г. Щацка Тамбовской губернии (1819), церковь в подмосковной усадьбе Ахтырка кн. И.Н. Трубецкого (1825).
Кутепов - автор ряда сочинений: Фасады церквей, колоколен и иконостасов, проектированные и сделанные архитектором Кутеповым. (М., 1823, 1829). Фасады и планы разного рода сельского строительства и в особенности садов украшения, как-то: беседок, павильонов, гротов. (М., 1837). Фасады и планы строений конюшен для лошадей. (М., 1840, 1859). Проекты фасадов и планов для строений домов городских, загородных и сельских и других разного рода построек во вновь принятом вкусе. М., 1852. Фасады и планы скотных дворов и ферм (М., 1859) [а также: Проекты сельских, загородных и городских строений. (М., 1837). Фасады и планы строений конюшен для лошадей верховых и упряжных и конюшен конских заводов, разного вида и измерения по числу заводских маток и прочих лошадей, так и принадлежащих к заводам разных построек, как-то: манежей, пригонного сарая в пастбищах, загородок для левад, магазейна для овса, кузницы, флигели с жилыми покоями для людей, имеющих присмотр за лошадьми, и прочих небольших построек. (М., 1859) и др.].
Библиография:
Дьяконов М.В. К биографическому словарю московских зодчих XVIII-XIX вв. (извлечение из архивов)// Русский город (историко-методологический сборник) М., 1976; Русский город (исследования и материалы). Вып. 2. М., 1979; Русский город (проблемы градообразования) Вып. 3. М., 1980; Русский город (Москва и Подмосковье) Вып. 4. М., 1981; Русский город (исследования и материалы) Вып.5. М., 1982; Денисов А.М., Кириченко Е.И. Храм Христа Спасителя в Москве. М., 1997; Памятники архитектуры моск. обл. Вып. 2. М., 1999; Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Т.2. Киев, 1985.
30. Церковь с колокольнею, во имя святого Георгия, построена при Скопинском военном конском заводе, в селе Кельцах, Рязанской губернии, от города Скопина в двух верстах, освящена 1818 года." (Из книги "Фасады церквей, колоколен и иконостасов, проектированные и изданые архитектором, надворным советником и кавалером Кутеповым". Москва, 1829 год)
Рязанская область, Чёрная Слобода. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы не сохранилась.
31. 1905 год
https://pastvu.com/p/1544602 32. Акварель 1823 года из фондов Государственного музея А.С. Пушкина. Автор Александр Сергеевич Кутепов.
Проек Кутепова в конкурсе на создание Храма Христа Спасителя.
33. Проект А.С. Кутепова представляет пятиглавую соборного типа церковь, созданную по подобию древнерусских храмов. Зодчий спроектировал и окружение будущего храма, расположив его в центре обширной прямоугольной площади, застроенной по периметру петербургскими по облику домами. Созданный Кутеповым проект очень близок к утвержденному Императором проекту К.А. Тона. Проект Кутепова, как и выполненные во второй половине 1820-х годов проекты В.П. Стасова (Десятинная церковь в Киеве, церковь Александра Невского в русской колонии Александровка под Потсдамом), А.И. Мельникова (Спасо-Преображенский собор в Нижнем новгороде) и другие - яркое свидетельство жизнеспособности идеи А.Н. Воронихина, участвовавшего в первом конкурсе на создание храма Христа Спасителя.
34. Вид собора и колокольни Новоспасского монастыря в Москве. [М., 1851]. Литографированный лубок в раме и паспарту. Автор: Кутепов А., Шелковников И.Т.
И, конечно, Александр Сергеевич прославился своим удивительным творением под названием "Проекты фасадов и планов для строений домов, павильонов, галерей, беседок". Вот уж где можно найти мощный источник сконцентрированного вдохновения! Огромное количество рисунков и чертежей всего, что так необходимо для счастливой усадебной жизни! Дома-дворцы и скромные домики, проекты храмов и парковых павильонов, хозяйственных помещений и жилых построек. Все исключительно эстетичное, красивое, продуманное!
Проекты чертежей можно скачать здесь:
http://www.razumov.biz/download/kutepov/Kutepov_A_S_Fasady_i_plany_skotnykh_dvorov_i_ferm_1859.pdf http://www.razumov.biz/download/kutepov/Kutepov_A_S_Fasady_i_plany_stroeniy_konyushen_1859.pdf http://www.razumov.biz/download/kutepov/Kutepov_A_S_Fasady_tserkvey_kolokolney_i_ikonostasov_1829.pdf http://www.razumov.biz/download/kutepov/Kutepov_A_S_Proekty_fasadov_i_planov_dlya_stroeniy_domov_pavilionov_galerey_besedok_1852.pdf В чем же состоит особый шарм творений Кутепова? Почему с "Проектами фасадов" должен ознакомиться каждый ценитель архитектуры? И можно ли как-то отразить идеи зодчего в современной архитектуре? На эти вопросы мы попросили ответить архитектора Алексея Соколова, который специализируется на сохранении и воплощении в наши дни лучших архитектурных традиций прошлого:
- Творчество архитектора А.С.Кутепова не сильно известно. Он - архитектор, как принято говорить, 2-го эшелона. Но именно по произведениям таких мастеров можно судить о художественном уровне эпохи, об общем фоне усадебной культуры, строительного мастерства. Творчество Кутепова, благодаря его альбомам готовых проектов, интересно и как опыт типового проектирования для строительства без участия архитектора. Наследие Кутепова, как и других малоизвестных архитекторов, его современников, достойно серьезного исследования и выпуска монографий. Полагаю, искусствоведы и историки архитектуры еще порадуют нас открытиями и интересными публикациями.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
Друзья, а вы любите творчество архитектора Кутепова? С какой из его работ удалось познакомиться во время путешествий? Как вам "Проекты фасадов"? Что из проектов особенно понравилось?