"Глаза прикрою - и мгновенно, весь легкий, звонкий весь, стою опять в гостиной незабвенной, в усадьбе, у себя, в раю".
Эти красивые, исполненные печальной ностальгии строки принадлежат Владимиру Набокову. За несколько десятилетий они стали настоящим гимном тех, кто тоскует по Родине, прекрасному прошлому, оплакивает утраченное наследие нашей страны и верит в то, что оставшиеся усадьбы когда-то обязательно обретут новых хозяев. Мы с партнером блога, строительной компанией "Starkwood" запускаем новую рубрику - "Ода усадьбе". Ее цель - проанализировать воспоминания известных людей о своих родовых гнездах, чтобы понять, в чем состоит особый уют и очарование усадебной архитектуры. Мы надеемся также привлечь внимание читателей к проблемам сохранения усадебного наследия, спасению старых парков и формированию правильного взгляда на современные интерпретации усадебной архитектуры. Так, если вы хотите построить современную усадьбу в старинном парке - смело обращайтесь к архитекторам "Starkwood" - безупречное прочтение стиля и современный комфорт гарантируют вам специалисты компании!
Итак, возвращаемся к Владимиру Набокову. Искушенные читатели знают, что раннее творчество Набокова пропитано ностальгией по Родине и трогательными описаниями дворянских гнезд - мест, где он рос и формировался как писатель. Имения семьи Набоковых-Рукавишниновых были расположены на территории современной Ленинградской области. Это усадьбы Рождествено, Выра и Батово. До наших дней целиком сохранилось лишь имение Рождествено. Эта усадьба часто фигурирует в воспоминаниях литературных героев Набокова. Читая "Машеньку" и "Другие берега" мы видим образ Рождествено, то и дело мелькающий в воспоминаниях лирического героя. «...Александровских времен усадьба, белая, симметричнокрылая, с колоннами и по фасаду и по антифронтону, высилась среди лип и дубов на крутом муравчатом холму за рекой...».
Любопытны и другие воспоминания Набокова об усадьбе в Рождествено:
«Особенно ясно помню прохладу и звучность дома, шашечницу каменного пола в вестибюле, десять фарфоровых кошек на полке, саркофаг и орган, небесный сверху свет и верхние галерейки, красочный сумрак таинственных комнат и глядящие отовсюду распятия и гвоздики.»
Тот самый пол "в шашечку" сохранился в усадьбе до наших дней. Однако, юный Набоков не совсем точно передал одну деталь - пол в главном усадебном доме, впрочем как и другие его элементы, никогда не были каменными. Усадьба построена из дерева. Что, впрочем, очень хорошо отражено в воспоминаниях. Деревянные дома, в отличие от каменных, будто бы "дышат" и кажутся живыми. Отсюда и та самая приятная прохлада, которую, очевидно, в жаркий летний день описывал юный Набоков. "Небесным светом" писатель, вероятно, назвал свое ощущение от пребывания в рождественском двусветном зале. Подобные помещения всегда были центром усадебного дома, местом для приема гостей и проведения мероприятий. Благодаря огромной высоте потолков, обилию окон и обширному пространству такие залы казались невероятно просторными, воздушными, будто бы стремящимися куда-то далеко, в самое небо. А, вот, в жилых комнатах, напротив, зачастую можно было увидеть приглушенный свет и камерную атмосферу.
Став известным писателем и обретя популярность во всем мире, Владимир Набоков до конца дней мечтал посетить "свой рай" и признавался, что он не знал более милого места. "Дайте мне, на любом материке, лес, поле и воздух, напоминающие Петербургскую губернию, и тогда душа вся перевертывается. Каково было бы в самом деле увидать опять Выру и Рождествено, мне трудно представить себе, несмотря на большой опыт. Часто думаю: вот, съезжу туда с подложным паспортом, под фамильей Никербокер. Это можно было бы сделать. Но вряд ли я когда-либо сделаю это. Слишком долго, праздно, слишком расточительно я об этом мечтал. Я промотал мечту". Вот так усадьба может прочно войти в сердце человека, не отпуская его на протяжении всей жизни.
Друзья, а вы были в Рождествено? Ощутили непередаваемую атмосферу этой усадьбы? В моем личном списке любимых усадьб имение Набоковых-Рукавишниновых находится в первом десятке. Удивительный, красивейший дом. Потрясающая местность. Редкая аутентичность. Действительно - мечта, сладкая греза, воплощение всего самого прекрасного, что может быть в усадебной архитектуре!
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.