Интервью с меценатом Алексеем Шкрапкиным для журнала "Охраняется государством"

Feb 19, 2023 20:20

Друзья, хочу предложить вам новый формат публикаций. Думаю, некоторые из вас знают, что помимо ведения собственных страниц, развития туристических, волонтерских и социальных проектов, наша команда также сотрудничает с журналами и СМИ. Мы рады информационному сотрудничеству и с удовольствием освещаем темы популяризации усадебного наследия, туризма, инвестиций в историческую недвижимость. Но, пожалуй, больше всего на свете мы любим рассказывать о современных русских меценатах - людях, которые не жалеют средств, сил и любви на восстановление и развитие усадеб.

В прошлом году на страницах журнала "Охраняется государством" вышло наше интервью с Алексеем Вадимовичем Шкрапкиным. Думаю, многие из вас знают Алексея Вадимовича и всей душой любят его проекты. Он поднял из руин липецкую усадьбу Скорняково-Архангельское, а недавно взялся за восстановление второй усадьбы - бывшего имения Кожиных Репец. В интервью мы поговорили о его проектах, планах на будущее, состоянии рынка исторической недвижимости в России и многом другом.

Следите за новыми выпусками журнала "Охраняется государством" на сайте https://auipik.ru/populyarizaciya/protected-state/ - там вы найдете много ценной информации для любителей старины! Электронную версию номера с интервью можно скачать https://auipik.ru/upload/iblock/a17/e7gmth2kabn16qnf9z1dyazb4yi3zx9j/OG_1_2022_web.pdf.

И, кстати, как вам наш новый формат? Публиковать ли чаще наши работы для других изданий?




Алексей Шкпаркин: «Репец - это бизнес-проект и отражение моей личной миссии возвращать к жизни объекты наследия».



В январе 2020 года в прессе появилась радостная новость о том, что липецкая усадьба Репец стоит на пороге возрождения. Выяснилось, что новым владельцем усадебного дома Кожиных стал известный меценат Алексей Вадимович Шкрпакин, который ранее уже восстановил усадьбу Скорняково-Архангельское. На сегодняшний день усадьба Скорняково получила всероссийскую известность не только как уникальная площадка для отдыха и проведения культурных мероприятий. Усадьба стала одним из самых успешных образцов рентабельности и успеха среди возрожденных в наши дни «дворянских гнезд». Какая же участь ждет усадьбу Кожиных? Повторит ли она «скорняковский» сценарий развития? Или новый владелец представляет ее совершенно другой?

Представляем вашему вниманию материал, посвященный нынешней истории усадьбы и ее перспективам в будущем. В этом интервью Алексей Вадимович Шкрапкин впервые поделится с широкой публикой планами по восстановлению усадьбы, концепцией ее приспособления и ожиданиями от рентабельности проекта. Во второй части материала вы ознакомитесь с интервью руководителя Госдирекции по охране культурного наследия Андрея Анатольевича Найденова. Он расскажет о том, как продвигается работа по восстановлению уникального для региона Покровского храма, как он оценивает проект возрождения усадьбы Кожиных, и о том, какие объекты в Липецкой области могли бы также заинтересовать потенциального инвестора.

- Алексей Вадимович, как началась ваша история с усадьбой Репец? Это была "любовь с первого взгляда", или зрелая, осознанная любовь к восстановлению усадеб после опыта со Скорняково?
- История покупки усадьбы Репец все же кардинально отличалась от приобретения Скорняково. Если в Скорняково меня в первую очередь вдохновила история генерала Муравьева-Карского и мной двигало скорее желание совершить невозможное и вернуть к жизни заброшенное, превращенное в помойку родовое имение великого человека, ну и возрождение Архангельского Храма в Скорняково было моей детской мечтой, не исполнить которую я не мог, то в Репце прагматичности уже было намного больше. Во-первых, у усадьбы Репец нет настолько яркой истории, как у Скорняково, или по крайней мере о ней мне не известно. Даже наоборот, факт или легенда о том, что первый владелец Репца Иосиф Иванович Кожин после постройки усадьбы дал пощечину самому Тихону Задонскому, скорее меня настораживала и иногда, сталкиваясь с очередными трудностями в этой усадьбе, порой думаешь, а не предостережение ли это великого святого. Во-вторых, пройдя путь с усадьбой Скорняково, понимаешь сколько проблем придется решить в Репце. Поэтому сейчас возрождение усадьбы Репец - это уже в большей степени бизнес-проект и частично отражение моей личной миссии возвращать к жизни объекты наследия, являющиеся частью истории нашей страны.

- Когда под вашим руководством начались первые работы в усадьбе? Что сделано на сегодняшний день?
- По большому счету работы стартовали совсем недавно. В конце 2021 года мы уладили все вопросы с предыдущим собственником и стартовали работы в рамках утвержденного проекта реставрации. Сейчас произведена расчистка всех помещений, облагорожена центральная часть парка, ведется демонтаж ветхих конструкций, перекладываем аварийные части фасады и уже занимаемся реставрацией кровли. Надо сказать, что стены оказались в гораздо худшем состоянии, чем мы ожидали изначально. Все же здание возводилось в 1767 году и применявшийся тогда раствор состоял в основном из глины. Поскольку кровля протекала и давно не ремонтировалась, вода размыла в некоторых местах эту глину и стены держались буквально на песке. Стропильная система на кровле тоже была сильно повреждена, поэтому на кровле пока приходится менять почти все. Слава Богу, что из здания усадьбы была вовремя выведена сельская школа, иначе боюсь трагедии было бы не избежать.

- Усадьба находится у вас в собственности?
Да, главное усадебное здание у меня в собственности, но парк планируем взять в аренду. Выкупать парк стоило бы в десятки раз дороже, чем, например, в Западной Европе. То же касается и уплаты в дальнейшем налога на имущество. Кстати, это одна из причин, почему исторические памятники здесь инвесторам почти не интересны. Так что быть собственником большой территории - крайне накладное мероприятие.

- Поделитесь пожалуйста планами по восстановлению усадебного дома. Каким бы вы хотели видеть его после реставрации? Что там будет? На какую категорию посетителей рассчитан этот проект?
- Усадебный дом планируется привести к тому виду, в котором он был в середине 19 века. В общем-то он не будет отличаться по форме от его современного вида. Разве что мы воссоздадим балконы с двух сторон здания, которые там исторически присутствовали, что доказали и раскопки, и дверные коробки балконных дверей на фасадах. Внутри планируется частично воссоздать анфиладную планировку, парадную лестницу и бальный зал с балконом для музыкантов. Как выяснилось после расчистки, в мансарде располагалось помещение для усадебного оркестра, которое было соединено с бальным залом открытыми арочными окнами. По моей задумке, воссоздав этот зал с оркестровой комнатой, он будет самым популярным пространством для мероприятий во всем регионе. Функционально восточное крыло усадебного дома будет больше рассчитано на свободное посещение, а западное крыло будет являться закрытой гостевой частью с гостиничными номерами. Я планирую, что эта усадьба в отличие от Скорняково будет более камерной, рассчитанной в первую очередь на закрытые мероприятия, но естественно туристам с улицы вход тоже будет открыт. Все же это одна из немногих сохранившихся в регионе усадеб дворцового типа с регулярным парком. Так что здесь можно будет вполне устраивать мероприятия в духе золушки или сказок Пушкина. Что касается гостей этой усадьбы, то я рассчитываю в первую очередь на коллективных посетителей: это частные и корпоративные мероприятия, организованные посещения туристическими группами, школьные выезды и прочее.

- Как вы планируете сохранять прекрасный усадебный парк? Как это пространство будет вписано в концепцию приспособления проекта?
- С парком, на мой взгляд, все достаточно просто. Его нужно расчистить и по возможности воссоздать каскадный пруд, который был организован на реке Репец. Надеюсь, что этим вопросом займется местная администрация, поскольку часть парка и села являются все же сельскими территориями, а на их благоустройство сейчас выделяются немалые государственные средства. В самом парке нужно воссоздать прогулочные дорожки, расставить скамейки и возможно в некоторых живописных точках устроить беседки-павильоны. Зон для шашлыков и шатров в парке не будет. Вообще я считаю, что нужно минимально вмешиваться в сложившуюся природу, историческую планировку и ландшафт. Нужно провести расчистку парка и предоставить его гостям для прогулок и созерцания.

- Поделитесь секретом: будете ли вы как-нибудь обыгрывать визитную карточку парка: огромные синие поля подснежников?
- Все должно быть в меру и естественно. Подснежников это тоже касается. Если они также, как и прежде, будут весной создавать синий ковер, то я буду только рад. Специально что-то высаживать или формировать клумбы или ландшафтные горки мы не будем.

- Появятся ли рядом с усадьбой какие-либо дополнительные, новые постройки?
- На территории усадьбы уже есть постройки - это и бывшее здание больницы, изначальный функционал которой мне не ясен, но возможно это была церковно-приходская школа. Также в парке сохранились развалины небольших каретных и хозяйственных сараев. Скорее всего эти постройки будут приспособлены под дополнительные гостевые номера, поскольку в главном здании усадьбы гостевых номеров все же будет немного. Ничего нового возводить мы не планируем. Надо воссоздать то, что было, ну и разве что у воды сделаем павильоны.

- Планируете ли вы как-то обыгрывать тему воды? Ведь раньше в усадьбе были водоемы...
- Водоем - очень важная составляющая любого туристического места, а исторического места в особенности. Так что воссоздание водоемов является нашей задачей, но с точки зрения законодательства воссоздание водоема - это непростой и небыстрый процесс. Но этот процесс мы уже начали.

- Храм. Уникальный храм. Тема очень сложная и животрепещущая...Памятник федерального значения. Огромный фронт работы, который могут выполнить только профессионалы высшего уровня. Какова ваша роль в поддержании этого памятника?
- Покровский Храм на территории усадьбы приписывают авторству Растрелли. И хотя историки и спорят на этот счет, это вполне могло быть на самом деле. Один из рода Кожиных - Никита Петрович был директором каменного приказа в конце 18 века и заведовал строительством в Москве и Петербурге. Так что на момент начала строительства Храма в 1767 году и Иосиф Иванович Кожин вполне мог быть знаком с великим зодчим. Что касается меня, то я трезво оцениваю свои силы и понимаю, что возродить этот Храм на свои средства я не смогу. Да и по большому счету это не моя задача. Возрождать исторические памятники в моем понимании - это в первую очередь важнейшая государственная задача, ведь история и культура - это фундамент государства. Так что надеюсь, что рано или поздно государством будут выделены средства на спасение этого уникального шедевра. Во всем Черноземье барочных храмов не осталось, кроме Покровского Храма в Репце. Так что надеюсь, средства выделят. Заявки на выделение средств каждый год администрация области в Министерство Культуры исправно направляет. Может что-то и сдвинется. Со своей стороны я помог сделать полы в западной части Храма, а прихожане там же обустроили окна, дверь, частично восстановили кирпичную кладку. Теперь в Храме уже ведутся службы, и в этом большая заслуга прихожан.

- В современных реалиях мы не можем обойти мимо вопрос рентабельности. Как вы думаете, окупится ли этот проект? И если да, то за сколько?
- По моим оценкам этот проект окупится в течение 12-15 лет. Многое будет зависеть от налогового режима и льгот для инвесторов. Повторюсь, возрождение исторических памятников - это задача государственной важности. Это не просто бизнес - это создание рабочих мест на селе, возможность сбыта своей продукции местным фермерам, привлечение зарубежных туристов, да и в целом сохранение своей истории - это важная государственная задача. Поэтому думаю государство должно помогать инвесторам в возрождение памятников, если у самого государства нет возможности восстанавливать и содержать историческое наследие. Так что будет помощь - окупаемость будет быстрее - инвесторов будет больше.

- В какие сроки вы планируете завершить реставрационные работы и запустить проект?
- Ввод в эксплуатацию главного усадебного дома в Репце запланирован на 2023 год. То есть мы планируем закончить работы через полтора года. А там уж как Господь управит. Реставрация - это всегда непредсказуемо.

- В чем будут принципиальные концептуальные различия между Скорняково и усадьбой Репец? И в чем они будут похожи?
- Скорняково-Архангельское, согласно нашим планам, будет больше развиваться как тематический парк с массой мероприятий для широкой публики, сильной парковой, концертной и театральной составляющей. Репец - камерная площадка для закрытых мероприятий. Это главное отличие. Но частные туристы, конечно, смогут посещать и то и другое место.

- Мы беседовали с вами 6 лет назад по поводу усадьбы Скорняково. Тогда вы сказали, что допускаете возможность того, что в будущем вы восстановите еще одну усадьбу. И вот, у вас есть Репец. Я хочу задать вам тот же вопрос уже сейчас. Может быть, восстановив Репец, вы станете хозяином еще одной усадьбы?
- Я не ограничиваю себя мыслями восстановить только Скорняково и Репец. Есть понимание, что пока в стране отсутствует огромная индустрия - индустрия впечатлений, основанная на использовании исторического и культурного наследия. Как я часто повторяю, море и горы не являются конкурентными преимуществами России в области туризма, а культурное наследие, как материальное, так и не материальное однозначно является. Иностранцы хорошо знают Россию, как страну Чайковского и Толстого, Репина и Достоевского. Вот на это они и поедут. А моя задача - помочь монетизировать это преимущество: своими силами или силами сторонних инвесторов - это уж как Бог даст.

Как утверждает глава Госдирекции по охране культурного наследия Андрей Анатольевич Найденов, возрождение Покровского храма - задача ответственная, очень сложная, но вполне решаемая. Однако, в этом деле нельзя обойтись без серьезных государственных субсидий.

- Андрей Анатольевич, как обстоят дела с храмом усадьбы Репец? Какие восстановительные работы были проведены на сегодняшний день?
- Пока уникальный Покровский храм с. Репец (современное название - деревня Поповка) находится в неудовлетворительном состоянии. Вернее, его главная часть - так называемая «настоящая», где по-прежнему нет кровли, окон и дверей, а остатки уникальной лепнины постепенно разрушаются. В небольшой трапезной, где несколько лет назад на средства Министерства культуры РФ были проведены ремонтно-реставрационные работы, силами местных жителей по благословению правящего архиерея оборудован временный храм для совершения периодических Богослужений.

- Есть ли у храма и его уникального убранства обозримые перспективы восстановления?
- Перспективы просто должны быть, иначе это будет преступлением перед русской культурой и нашими потомками, если этот шедевр архитектуры так и не будет сохранен. Другое дело, что в настоящее время гарантировать скорое проведение полного комплекса ремонтно-реставрационных работ нельзя - все заявки, подаваемые в последние несколько лет Липецкой епархией в Министерство культуры РФ на включение Покровского храма в федеральную программу финансирования пока остаются без последствий. Но я надеюсь, что все-таки «лед трогается», поскольку есть предварительная информация о включении храма в программу консервации наиболее ценных архитектурных памятников. Если это подтвердится и будут выделены средства из федерального бюджета на консервационные работы, то, во-первых, это замедлит разрушение объекта культурного наследия, а во-вторых, создаст условия «разумной необходимости» для завершения работ - полной реставрации памятника.

- Репец - это уже третья усадьба в Липецкой области, восстановленная силами инвесторов. Как бы вы это прокомментировали?
- Ну, усадьба в Репце пока ещё только начала восстанавливаться, но я надеюсь, что работы завершатся в запланированные сроки и так же хорошо, как того достойна одна из самых интересных в историко-культурном плане липецких усадеб. Бесспорно, Репец должен не просто свидетельствовать о еще одном спасенном объекте культурного наследия в Липецкой области. Он может стать хрестоматийным примером инвестиций в усадебное наследие в новых условиях, образцом для подражания другим инвесторам, которые хотели бы и могли бы вложить средства в «экономику впечатлений», но по разным причинам пока ещё этого не делают.

- Какие объекты в регионе обладают всеми необходимыми преимуществами для потенциальных инвесторов?
- Если речь идет об объектах усадебного наследия, то целый ряд липецких усадеб, на мой взгляд, вполне могут стать успешными историко-культурными, туристическими, рекреационными и т.д. центрами. Это и знаменитая усадьба с мельницей купца Талдыкина близ д. Дерновка Елецкого района; почти столичного вида усадебный комплекс Стаховичей в с. Пальна-Михайловка Становлянского района; скромные на первый взгляд флигель главного дома и парк в усадьбе Раевских в с. Троекурово Лебедянского района, но обладающие огромным потенциалом за счёт соседних Троекуровского Свято-Димитриевского Иларионовского женского монастыря и остатков ГРЭС на р. Красивая Меча; прекрасная по своему местоположению над долиной р. Быстрая Сосна и близ трассы М4 усадьба Хвостовых «Шаталовка» в д. Чернышевка Елецкого района; комплекс построек в усадьбе Муромцевых в с. Баловнево Данковского района; уникальные деревянные усадебные дома Вагнеров в с. Урусово Чаплыгинского района и Дурасовых в с. Шовское Лебедянского района; усадьба купцов Савковых в с. Быково Измалковского района; усадьба Голеновских в с. Ильино Липецкого района; усадьба Скуратовых в с. Павловское Добринского района. Некоторые из этих объектов были включены в федеральный проект «Усадебное достояние РФ». Интересующиеся уже есть. Будем надеяться, что со временем дело перейдет от интереса к реализации.

Беседа велась в марте 2022 года.

Ниже мой архив фотографий усадьбы Репец.

2016 год.

3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


2017 год.

12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


2021 год.

24.


25.


26.


27.


28.


29.


30.


31.


32.


33.


34.


35.


36.


38.


Репец, А.А. Найденов, интервью, Шкрапкины, Скорняково-Архангельское, А.В. Шкрапкин, Липецкая область

Previous post Next post
Up