Усадьба МАРФИНО, Московская область, Мытищинский район (часть 3)

Oct 06, 2013 13:09


В третьй части рассказа о Марфино мы узнаем, как звали пса графини Паниной, на каких вертолетах летает охрана Марфино, где дырки в заборах, а также увидим разбитый нос и рассеченную губу у грифонов. Также будет небольшой рассказ о людях Марфино: архитекторе Быковском, паркостроителе А.Э. Регеле, скульпторе И.П. Витали...


22 сентября 2013 г.

Усадьба
МАРФИНО

Часть 3.
Грифоны и осенний парк.

Головины, Бутурлины, Щелкановы,Заборовские,
Голицыны, Салтыковы, Орловы, Панины

М О С К О В С К А Я о б л а с т ь ...
... р а й о н М Ы Т И Щ И Н С К И Й

Усадьба МАРФИНО. Часть 1. Мост, церкви и дворец.
Усадьба МАРФИНО. Часть 2. Парк, ротонды и фонтан.
Усадьба МАРФИНО. Часть 3. Грифоны и осенний парк.
Усадьба МАРФИНО. Часть 4. Старые фотографии и карты.



В гражданской архитектуре крупнейшая постройка Быковского - готический ансамбль усадьбы Марфино, принадлежавшей Паниным. Быковский приступил к нему не позже 1832 года, когда были выполнены мост и два готических флигеля (разобраны и выстроены заново в 1940-х годах). Работа над главным домом была завершена только в 1846 году.

Родился в Москве, сын обрусевшего поляка Дормидонта Быковского (Dormidont Bykowski) - столяра и резчика по дереву - мастера по иконостасам. Получил хорошее по тем временам домашнее образование, с 1816 года - в учениках у Доменико Жилярди. В 1817-1823 - помощник Жилярди на постройках в Кузьминках, Останкине, Гребневе. С помощью Жилярди в 1820-е годы приобрёл собственный круг частных заказчиков (Орловы, Орловы-Давыдовы, Панины; после пожара 1812 года грамотных строителей не хватало). С 1823 года преподавал в Московском дворцовом училище (официально зачислен в штат в 1825); после смерти отца в 1824, чтобы поддержать семью, на время вернулся к отцовскому ремеслу. В 1829 по представлению Жилярди Императорская академия художеств заочно зачислила Быковского в соискатели звания академика (в те времена - начальный ранг квалифицированных архитекторов); академиком он стал в 1831, защитив конкурсный проект и получив право на стажировку в Европе.

В 1839-1849, параллельно с частными и казёнными проектами, Быковский отреставрировал Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля (оба уничтожены в 1930-е).

С 1843 года Быковский, одновременно завершая Марфино и продолжая работу на городские службы, работает на московские и подмосковные монастыри. В течение одного десятилетия он выполнил заказы шести московских монастырей (Алексеевского, Зачатьевского, Ивановского, Никитского, Покровского и Страстного). Надвратная церковь Страстного монастыря в течение восьмидесяти лет определяла облик Страстной (Пушкинской) площади и Тверской улицы. Церковь Алексеевского монастыря близка к тоновским проектам, но однокупольные храмы Ивановского и Зачатьевского монастыря и церкви Троицы на Грязех представляют собой совершенно иную ветвь русского историзма, не порывающего окончательно с классическими корнями и готикой конца XVIII - начала XIX века.

Из сохранившихся построек авторство Быковского принадлежит колокольне и иконостасу Никольской церкви в усадьбе Никольское-Урюпино; Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине в усадьбе Грачевка (1866-1870).

В 1867 г. по инициативе Быковского было организовано архитектурное общество МАО, председателем которого он был два года. Основоположник романтического направления эклектики в русской архитектуре, общественный деятель Михаил Быковский оставил добрую память. Похоронен на Ваганьковском кладбище.



2. Въездные ворота в усадьбу.  


3. Ворота были сооружены по проекту Быковского в 1837-1839 гг. в формах псевдоготики.  


4. Подъезд к главному дому со стороны моста. Металлическое ограждение вдоль подъездной дороги утрачено.  


5. Вид от въездных ворот на пруд.  


6. Пилоны, парапет и зубцы проездной арки сложены из белого камня.  


7. Круглое помещение слева от ворот - помещение для сторожей, оно сделано из кирпича.



8. Флигели в 1940-х годах были полностью разобраны и выстроены вновь с воспроизведением псевдоготических форм убранства.  


9. Флигели двухэтажные, они были еще сооружены 1760-х годах в стиле барокко.  


10. Мост.  


11. Главный дом усадьбы со стороны флигелей.  


12. Здание псарен и главный корпус санатория.  


13. В 1760-х годах флигели были выстроены в стиле барокко, в 1820-х годах перестроены в ампире, потом они еще несколько раз перестраивались.  


14. Центральное окно второго этажа главного дома.  


15. Окна первого этажа главного дома.  


16. Вид на парк от главного дома.  


17. Охрана усадьбы Марфино летает на собственном вертолете, будьте аккуратны.  


18. На верхне террасе перед главным домом находилась беседка, обвитая зеленью.  


19. Окно фасада обращенного к пруду с островом.  


20.  


21. Остров раньше соединялся с берегом плотиком-паромом.  


22.  


23. Один из грифонов разбил свой нос в неравной схватке.  


24.  


25. Второй грифон еще цел.  


26. Разбитый нос.  


27. Правая губа тоже рассечена.  
Джованни Витали, более известный как Иван Петрович Витали (1794, Петербург - 1855, Петербург) - русский скульптор итальянского происхождения, монументалист, портретист и педагог. Возможно, ему принадлежит авторство фонтана перед главным домом в Марфино.

Джованни Витали родился в 1794 г. в Петербурге, в семье итальянского скульптора-формовщика Пьетро Витали. Учился изобразительному искусству у отца. Затем с 1806 по 1818 г. занимался в качестве вольноприходящего ученика в петербургской Академии художеств. Итальянец по происхождению, он воспитанием, языком, сюжетом своих произведений принадлежал России. Не получив систематического образования, он учился у скульптора Трискони и И. Т. Тимофеева, ученика Мартоса.

С 1818 жил в Москве, работая в собственной мастерской. Полной зрелости своего дарования Витали достиг в 1830 годы, когда за бюст Карла Брюллова получил звание свободного художника, а в 1840 году - академика.

Известные произведения Витали:
- Колесница Славы и рельеф «Освобождение Москвы» для Триумфальных ворот в Москве (чугун, 1829-1834);
- фонтан на Театральной площади в Москве (бронза, 1835) - фонтан на Лубянской площади в Москве (бронза, 1835)
- рельефы «Поклонение волхвов» и «Св. Исаакий Далматский» на южном и западном фронтонах Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (1841-1843)
- бронзовая статуя Павла I (установлена напротив Гатчинского дворца, копия - в Павловске)
- бюст Великого князя Михаила Павловича (Русский музей) (бронза, 1848)
- бюст К. Брюллова (Эрмитаж)
- статуя Венеры (Русский музей)

Витали скончался в Петербурге 5(17) июля 1855 г. Похоронен на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.



28. Залы усадьбы были увешаны старыми фамильными портретами Паниных.  


29. Острокрылые грифоны на фоне застывшей зеркальной глади марфинского пруда.  


30. Вид на въездной мост.  


31. Одинокое дерево.  


32. Внутри беседки.  


33. Арочный пролет двухярусной беседки.  


34. Беседка, оставшаяся от Салтыкова, от старого Марфина.  


35. Парк санатория.  
Арнольд Эдуардович Регель - имя гениального паркостроителя конца XIX-начала XX вв. В творчестве этого человека, обладавшего уникальным талантом, главным было слияние воедино теории и практики. Им построены десятки дендрологических парков, которым нет равных. Это сады и парки Крыма и Кавказа, сады и парки под Санкт-Петербургом и Москвой, в средней полосе России, на Украине, в Белоруссии и Молдавии.

Создатель фирмы «Регель и Кессельринг», занимавшейся планировкой частных садов. Возможно, он обустраивал парк для графини Паниной в Марфино (А.Б. Чижков «Подмосковные усадьбы»).

По-видимому, одна из первых его работ (совместно с отцом Э.Л. Регелем) - парк в имении Ново-Томниково графа Воронцова-Дашкова (8ой сборник ОИРУ. «Неизвестный усадебный парк Регеля», М.В. Нащокина). Тот самый парк, где с высоты птичьего полета  читалась монограмма ГВД - графский вензель. Живописный ручей-протока, петлявший между полян, аллей и рощ обширного парка, «рисовал» инициалы хозяина имения. Мастерское формирование перспектив, живописных видов, выразительных контрастов, тактичный ввод сада в окружающий пейзаж свойственны паркам и садам Арнольда Регеля, созданным в разных районах России. До наших дней сохранился парк имения Случайное генерала Д. В. Драчевского в долине реки Мзымты в 3 км от Адлера, теперь он называется Дендрологический парк «Южные культуры». Занимался устройством сада усадьбы Ала-Кирьола. Кроме прочего, знаменит аллеей, ведущей к морю - чередование мощных платанов со светлой корой и темных тонких лириодендронов создает потрясающий эффект. Парк сейчас реставрируется. Садам, созданным А.Регелем на Карельском перешейке в окрестностях Петербурга, повезло меньше.Спроектированный в 1910-11 гг. сад в имении Нобелей был разрушен в Финскую войну, не уцелели и другие.

В 1896 году был опубликован труд А. Э. Регеля «Изящное садоводство и художественные сады», в котором обобщена и систематизирована история садоводства и разработана система практических рекомендаций.



36. Полуротонда служила музыкальным павильоном.  


37. Черные стволы лип.  


38. Один из отдыхающих в санатории.  


39. Спуск к лодочной пристани.  


40. Одно из самых красивых мест для прогулок в Марфино, дорога вдоль пруда от лодочной пристани к конному двору.  


41.  


42.  


43. Спуск к лодочной пристани.  


44. Памятник собаке Султану.  


45. «Султану, любимой собаке графини Паниной», надпись на памятнике. Из памятник установленных домашним питомцам вспоминается обелиск собаке в усадьбе Райки.  


46. Вид на въездные ворота со стороны пристани.  


47. Лестница в парке.  


48. Извилистый спуск к пристани.  


49. Один из входов в усадьбу со стороны конного двора, дорожка протоптана и ей активно пользуются все местные жители.  


50. Конный двор уже находится не на территории усадьбы.  


51. Конный двор построен в XVIII веке, реконструирован в конце 1830-х годов.  


52. У конного двора и главного дома усадьбы много общего. К сожалению, он уже давно разрушается.  


53. Каретный сарай выстроен в конце XVIII века в стиле классицизм.  


54. Треугольный в плане конный двор с периметральной застройкой обнесен высокой кирпичной стеной с двумя проездными башнями.  


55. Вид на Марфино со стороны подъездной дороги.  


56. Две церкви.  


57.  


58. Ротонда в парке.  


59. До скорых встреч.

Ссылки
http://marfino.narod.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Марфино_(усадьба)
http://konstantinlk.livejournal.com/4068.html
http://historykeeper.ru/mosoblusadba/211-marfino
http://nataturka.ru/usadiba/marfino.html
http://sergeybond.livejournal.com/68278.html
http://dimon-porter.livejournal.com/58213.html
http://russkaya-usadba.livejournal.com/214592.html
http://second-human.livejournal.com/51950.html
http://arch-museum.livejournal.com/45897.html
http://russiantowns.livejournal.com/2640096.html
http://alexdoomer2009.livejournal.com/132770.html
http://climenty.livejournal.com/76716.html?thread=375212
http://flyerunderfire.livejournal.com/94211.html
http://littl-nat.livejournal.com/13222.html
http://moscow-gothica.livejournal.com/6988.html
http://bobr-viking.livejournal.com/5604.html
http://arch-heritage.livejournal.com/163618.html
http://ania-dzu.livejournal.com/1950.html
http://gjabu.livejournal.com/7373.html
http://zoe-dorogaya.livejournal.com/225718.html
http://pepelnaya.livejournal.com/494906.html
http://all-photo.ru:8106/empire/index.ru.html?img=25390&big=on
http://deduhova.ru/government/revolution.htm

Спасибо, есть что добавить?

И.П. Витали, пруды, усадьбы, голицынское барокко, Орловы, Заборовские, Ф. Тугаров, санатории, Ф. Вигель, Панины, ротонды, Марфино, классицизм, В.И. Белозеров, Мытищинский район, барокко, беседки, Уча, фото 2013, Головины, Карамзин Н.М., А.Э. Регель, Московская область, церкви, Бутурлины, готика, петровского барокко, театры, Голицыны, реки, грифоны, осень, Салтыковы, абандон, Щелкановы, парки, М.Д. Быковский

Previous post Next post
Up