Рагим Мусаев: "Театр "У Гаши", сам того не подозревая, повторил события восемнадцатого века"

Apr 13, 2019 14:48

В Богородицке есть удивительная достопримечательность - камерный театр "У Гаши". Он был создан местными энтузиастами много лет назад и продолжает свою активную деятельность по сей день. Актеры этого театра отчасти считают себя преемниками театральных традиций Андрея Тимофеевича Болотова и регулярно ставят его пьесы. В их репертуаре можно встретить и классику, и постановки по современным произведениям. А еще, актеры театра "У Гаши" создают крепкие актерские семьи, воспитывают детей в любви к семейному делу, приобщают к искусству школьников и туристов и поддерживают возрождение русских усадеб.

Как и благодаря кому возник театр "У Гаши"? Как воспринимает постановки по пьесам Болотова современный зритель? Способствует ли раскрытию творческих талантов Богородицкий дворец? Как ненавязчиво приобщать подрастающее поколение к искусству? Как А.Т. Болотов помогает актерам театра "У Гаши" перед спектаклями? И как актеры театра относятся к идее превратить Богородицк в город-театр?

На этот и другие вопросы ответит заведующий литературной частью театра "У Гаши" Рагим Мусаев. Наше интервью обязательно поднимет вам настроение в этот прекрасный выходной день!

Друзья, давайте поддержим этот замечательный коллектив репостами и комментариями!






Рагим Мусаев в Богородицком дворце.

- Богородицкий муниципальный домашний театр «У Гаши», фактически является преемником театральных традиций театра Болотова - первого детского театра в мире. Какие принципы, заложенные им еще несколько веков назад, вы бережете в работе театра и в наши дни?
- Мы наш театр, сам того не подозревая, повторил события восемнадцатого века, театр домашний, семейный, поэтому традиции берегут себя сами. Просто . Группа влюбленных в театр молодых людей, связанных между собой дружескими и родственными связями, развлекавшаяся до того разыгрыванием отдельных сцен из популярных пьес, решила сыграть полноценный спектакль. И затея прижилась! Это история и театра Болотова, и театра "У Гаши". Учитывая дворцовый антураж, первые лет десять, мы играли почти исключительно пьесы ХVII - ХVIII веков. А дальше мы, работая в тех же стенах богородицкого дворца, столкнулись с теми же проблемами. И, сами того не ведая, стали решать их схожим способом. И уже позже, занявшись пьесами Болотова, мы поняли, как похожи наши театры. Начинали мы тоже детьми, просто сейчас слегка постарели. Зато нам на смену пришли наши дети. Из-за сложностей с поиском материала тоже сами стали писать для себя пьесы. Как и рачительный Андрей Тимофеевич, приспосабливаем и переделываем одни и те же костюмы и декорации под разные спектакли. И, наконец, вопреки всем театральным новшествам, наш театр, как и в ХVIII веке, актерский, а не режиссерский.



- Сегодня в репертуаре вашего театра можно увидеть различные постановки: и современные, и классические, и спектакли по произведениям самого Болотова. Какова доля последних от общего числа спектаклей?
- От Андрея Тимофеевича нам осталось всего 2 пьесы: "Честохвал" и "Несчастные сироты". Начиная с 1987 года, театром "У Гаши" поставлено более 60 спектаклей (обычно по две премьеры в сезон). Но мы любим драматургов восемнадцатого века. В разные годы мы играли и обе пьесы Болотова, и пьесы самой матушки Екатерины Великой, и пьесы других авторов из репертуара болотовского театра. Кстати, если кто-то отыщет утраченную рукопись болотовской "Вознагражденной добродетели", приносите, поставим непременно.



- Как современная публика реагирует на спектакли по произведениям Болотова? Ведь такие его работы, как «Честохвал» и «Несчастные сироты» могут показаться нынешним зрителям весьма старомодными и даже - непонятными…
- Давайте сразу откроем страшную тайну: Андрей Тимофеевич - не самый гениальный драматург своего времени. Тем не менее, пьесы его всегда имеют успех. Секрет прост. Спектакли позволяют разглядеть за музейной отстраненностью повседневную жизнь дворца в годы его расцвета. Ведь пьесы Болотова - своеобразный хит-парад затей и достижений провинциальной усадьбы ХVIII века. Происходит полное погружение в эпоху, автоматически влекущее открытие: они были такими же, как и мы. Естественно, мы делаем сценические редакции, понятные современному зрителю, очень аккуратно вписывая в текст Болотова необходимые пояснения. Ведь честохвал - это всего лишь хвастун.



- Как вы думаете, почему имя Болотова, в частности, Болотова-театрала и драматурга переживает забвение в наши дни?
- Из всей русской драматургии ХVIII века сегодня активно ставится разве что Фонвизин. Тем не менее, и Сумароков, и Херасков, и Лукин, и многие другие авторы той эпохи сыграли свои роли в развитии русского театра. Исторические и театральные энциклопедии, даже модная ныне Википедия, Болотова-театрала знают очень хорошо. Между прочим, сюжет знаменитого "Недоросля" списан Фонвизиным с "Несчастных сирот" Болотова.
- Как часто сейчас вы выступаете в Овальном зале Богородицкого дворца? Можете ли вы сказать, что вам особенно комфортно во дворце?
- Первые лет 10 мы играли только в овальном зале дворца. Потом освоили и большую сцену, но несколько раз в год возвращаемся на любимую площадку. Овальный зал, с одной стороны, обладает особой дворцовой атмосферой, а с другой, он очень уютный. В нем возникает удивительно близкая связь актеров со зрителями. Играть ведь приходится буквально под носом публики. Это не сцена, где рампа и расстояние скроют секундный выход из образа или тихо брошенную партнеру подсказку. Здесь видна каждая эмоция, каждое движение мускула на лице и любая актерская помарка. Для исполнителя это одновременно и ответственность, и драйв.



- Где и как вам комфортнее выступать: в здании или под открытым небом?
- Болотов организовывал усадебный парк как своего рода театр, где сцена меланхоличная сменялась сценой веселой. Парк очень зеленый, поэтому найти в нем естественные кулисы или сцену никогда не составляет труда. Мы играли в самых разных его уголках. Главное, чтобы дождик не пошел!



- Расскажите подробнее о Болотовском фестивале детских театральных коллективов? Кто принимает участие в нем? Насколько трудно вам работать со школьниками, многие из которых далеки от театральной среды?
- Болотовский фестиваль каждую осень проходит в богородицком дворце-музее. Его основные участники много лет школьные театральные коллективы из разных городов Тульской области. Старший состав нашего театра участия в фестивале не принимает. По возрасту. Но у нас есть детский состав, которым занимается руководитель театра "У Гаши" Елена Карпова. Она профессиональный режиссер и профессиональный педагог, так что справляется. Главное заинтересовать, тогда и далекое становится близким. Кстати, некоторые участники детского состава потом вливаются в основную труппу театра. Сегодня ведущие роли в театре играют Наталья Жданова, Екатерина Овчинникова, Лилия Климова и Александр Мазалов, начинавшие как раз школьниками.



- У театральных коллективов есть свои «сценические» приметы. Если ли у вас приметы, связанные с Болотовым, Богородицким дворцом или парком?
- Наша "штаб-квартира" находится в самом сердце богородицкой усадьбы, в училище для простонародья, построенном при участии Болотова. Сейчас это художественная школа. Здесь живем, здесь репетируем, здесь иногда и играем. Какие вам еще приметы нужны? Дома и стены помогают! Разве что… Не знаю, насколько это примета… Я в последние годы стал общаться с Болотовым. Проходя мимо его памятника в усадебном парке, обязательно здороваюсь.
- Вслух?
- Если рядом нет психиатров, то вслух. Иногда могу задать вопрос. А если играем что-то из репертуара его театра, то прошу благословления. Андрей Тимофеевич никогда не подводит! Только не рассказывайте никому, это тайна.
- Вы являетесь прекрасным образцом не только домашнего, но и семейного театра. Среди ваших актеров часто образуются крепкие и счастливые семейные пары, несмотря на стереотип о том, что семейная жизнь для творческих людей - вещь довольно непростая. Как вы думаете, в чем секрет крепкого брака между людьми творческих профессий?
- В том, чтобы они смотрели в одну сторону, но сходили с ума не одновременно. Ну и эта штука нужна… Как ее… Забыл… А! Любовь!



-  Я читал и о том, что свадьбы у вас тоже проходят интересно. Например, театрализованная свадьба, как это?
- Это когда после первого поцелуя новобрачных часть гостей, смахнув счастливую слезу, срывается с места и, на ходу переодеваясь, несется на свои места, чтобы через несколько минут встретить молодых и их нетеатральных гостей в образе. Есть у нас спектакль под открытым небом "Семь историй про любовь". На его основе поставлена прогулка по усадебному парку, в ходе которой зрители встречают Екатерину Великую, графа Орлова, Болотова, Анну Каренину и многих других известных персонажей, чьи любовные истории связаны с богородицкой усадьбой. В зависимости от желания молодоженов подбирается маршрут, и выбираются сами истории. Они, кстати, интерактивные. Больше 10 лет играем, а восторги зрителей прежние. Правда и мы стараемся совершенствоваться. В прошлом году, например, оживили тот самый памятник Болотова. Зрители признаются, что эффект ошеломительный! И да, театрализованную экскурсию может заказать любой желающий.



- В театре «У Гаши» любовь к сцене тоже передается из поколения в поколение: дети многих актеров с удовольствием принимают участие в спектаклях и идут по стопам своих родителей. Расскажите, как ненавязчиво заинтересовать ребенка театром или тем видом творческой активности, который интересен его родителям? Ваш опыт в наши дни очень актуален. Ведь современные родители часто пытаются активно «развивать» своих детей, сделать из них и театралов, и музыкантов, и спортсменов, и научных гениев, а в результате часто получают полное отторжение своих чад ко всему вышеперечисленному… Как приобщить детей к семейным интересам, при этом, не перегнув палку? Когда у ребенка может появиться осознанный интерес к искусству?
- Дети не всегда следуют наставлениям родителей, зато всегда повторяют их поступки. Вот и весь секрет. Никакого насилия и вдалбливания. Если ребенок с детства видит, как папа с другом пытаются постичь особенности фехтования, а мама с подругой изучает фасоны платьев конца ХVIII века, и потом все это выливается в яркий праздник театра, то вариантов мало. В зависимости от постановки требуется стать и музыкантом, и спортсменом, и научным гением. Как минимум этот ребенок станет любить и понимать театр. Дети наших актеров уже заняли места своих родителей. В тех же "Семи историях про любовь", к примеру, роль Екатерины Великой вместо Ольги Денисовой играет ее дочь Соня, а графа Орлова вместо Дмитрия Карпова играет его сын Рома. И Соня, и Рома на сцене лет с шести. Сегодня они, выпускники престижных московских ВУЗов, с удовольствием приезжают на свою малую родину и играют в наших спектаклях.



- Имея большой опыт в театральном «раскрепощении» людей, далеких от сцены, можете ли вы рассматривать варианты проведения театральных интерактивов с туристами, приезжающими в Богородицк?
- Можем. Этим мы тоже много занимались и занимаемся.
-  Какие у вас главные творческие планы на ближайшие годы?
- Давайте пока про текущий сезон. Репетируем "Хозяйку гостиницы" Гольдони: разбираемся с сервировкой стола, ищем угольные утюги, обновляем костюмы. Премьера запланирована на ближайшее время. Что дальше? Самим интересно. После классики обычно берем что-то современное. Мы, кстати, сотрудничаем с замечательным переводчиком Виктором Анатольевичем Вебером - "русским Стивеном Кингом". Он много переводит и для театра. Возможно, опять возьмемся за один из его переводов современной англоязычной драматургии. Поживем - увидим.



- Недавно я увидел, что коллектив театра «У Гаши» поддержал фестиваль «Федотовская весна» в усадьбе Федоровка. В каких усадьбах вам еще доводилось выступать?
- В Федоровке играем 5 лет подряд. Это уже традиция. Каждый год в конце мая садимся в машины и едем в усадьбу легендарной примы Малого театра Гликерии Федотовой. Нам там очень нравится. И, кажется, эта любовь взаимна. Кстати, в первый приезд мы привозили "Приданое обманом" Сумарокова из репертуара болотовского театра. Этот спектакль до сих пор вспоминают. А вы говорите, ХVIII век неинтересен! Им просто никто не занимался. В разные годы играли в усадьбах графов Уваровых Поречье, художника Василия Поленова, выступали на Бежином лугу и Куликовом поле. Приглашайте! Мы полезных перспектив никогда не супротив!
- Нравится ли вам популяризации Богородицка под брендом города-театра?
- Конечно, нравится! Почему бы и нет? Ведь даже историческая планировка нашего города - это самый настоящий амфитеатр, поднимающийся от усадьбы графов Бобринских. Ну и первый детский драматический театр тоже никто не отменял.



- Каким вы видите будущее театра «У Гаши»: вы хотели бы покорить театральные сцены всей страны или вы по-прежнему предпочли бы оставаться камерным, домашним?
- Над "покорением" мы специально не задумывались. Но мы играли и в Туле, и в Москве, и в других городах. Наша актриса Наташа Макдоналд теперь живет в шотландском Эдинбурге, где организовала свой театр для русскоязычных англичан. У нас даже была совместная постановка, так что дружим семьями. Пьесы, изначально написанные мною для нашего театра, идут в профессиональных театрах, в том числе других стран. Например, сейчас в белорусском Гомеле идет наша "Снежная королева", причем с нашей же музыкой. Наш "Декамерон" шел в Одессе. При этом для нас очень важно оставаться именно домашним. Мы же и помимо сцены вместе много лет и в горе, и в радости. Поэтому если для конкретного члена труппы в данной пьесе роли нет, она обязательно будет придумана. Пусть без слов. Но все будут вместе. Как у Болотова. И совсем не важно, что сегодня ты главный герой, а завтра "кушать подано". Просто потому, что мы семья. Потому, что все должны быть дома. А покорению страны это не мешает. Главное, чтобы нам было интересно! А иначе зачем?

Театр "У Гаши", Тульская область, интервью, театры, театр, Богородицк, Рагим Мусаев

Previous post Next post
Up