«Животворящая святыня» Богородицка: памяти Алексея Валериановича Брагина-Бобринского

Feb 19, 2019 20:04

Сегодня я хочу рассказать вам историю о том, как один замечательный человек решил оставить комфортную жизнь в солнечном Сантьяго, покинуть налаженный туристический бизнес, уехать за тысячи километров от своих друзей и близких, чтобы исполнить то, что он считал Делом своей жизни… Его звали Алексей Валерианович Брагин-Бобринский. Он вернулся в Россию для того, чтобы жить на Родине, иметь возможность видеть имение своих предков в Богородицке и, используя свой опыт в туристической сфере, заняться популяризацией этой удивительной усадьбы.

К сожалению, мы уже не сможем пообщаться с ним. Мой пост посвящен светлой памяти этого удивительного человека. Тяжелая болезнь забрала его на 76 году жизни. Свои последние дни Алексей Валерьянович провел в Богородицке: окна его квартиры выходили на белоснежный дворец его предков, старинный болотовский парк, шпиль надвратной башни-колокольни и купол храма.

Казанский храм стал местом его упокоения - он был погребен, как и многие представители дворянских династий, у стен своего родового домового храма. Думаю, Алексею Валерьяновичу было бы радостно видеть, как усадьба его предков с каждым годом становится все популярнее, как потихоньку обустраивается парк, как в овальном зале дворца рождаются счастливые семьи, как восхищаются этим местом туристы из разных городов. Ведь за все это мы должны быть благодарны, в том числе, и ему.

К какой линии рода Бобринских относился Алексей Валерьянович? В каких городах и странах ему суждено было провести жизнь? Какие удивительные туристические поездки он организовывал, живя в США? Чем увлекался этот удивительный человек? Как он принял решение о возвращении на Родину? И какие замечательные дела он успел сделать, живя в Богородицке? Об этом и многом другом вы сможете узнать в данном небольшом материале, который посвящен светлой памяти Алексея Валерьяновича Брагина-Бобринского.

Друзья, а вы слышали о деятельности этого удивительного представителя рода Бобринских? Расскажите об этом удивительном человеке своим друзьям! Ведь он больше всего мечтал о том, чтобы о Богородицком дворце и его владельцах узнали как можно больше небезразличных людей!


Фото из неофициальной группы ВК Объединения «Историко-краеведческий и художественный музей».



Что значит родовое имение для человека, который провёл большую часть жизни в эмиграции? Что заставляет возвращаться и браться за восстановление поместья, из которого были изгнаны предки? История Алексея Валериановича Брагина-Бобринского даёт на эти вопросы своеобразный ответ.


Богородицкая усадьба принадлежала Бобринским с самого начала. Её первым владельцем был незаконнорожденный сын Екатерины II Алексей Григорьевич Бобринский - генерал-майор, а в отставке астроном-любитель.


Примечательно, что потомка Бобринских, вернувшегося в Россию, также зовут Алексеем. Но Бобринский он только по матери. Юлия Владимировна приходилась дочерью последнему владельцу усадебного комплекса - Владимиру Алексеевичу Бобринскому. Когда пришлось покинуть Богородицк, Юлии было двенадцать лет. Уже в эмиграции графиня Бобринская вышла замуж за Валериана Флегонтовича Брагина. Их сын появился на свет в Чили 24 ноября 1938 года.


Алексей Валерианович рос в среде мигрантов, поэтому с детства был хорошо знаком с русской культурой. Он слышал от матери рассказы о родовом имении и старших Бобринских.


В 1954 году семья перебралась в США. Новым местом жительства стал город Сан-Франциско: там сформировалась обширная русская диаспора. Закончив школу, Алексей Брагин-Бобринский поступил на службу в морскую пехоту. После службы отучился в школе лётчиков и с 1963 года стал сотрудником гражданской авиации.


Фото: Источник.

Алексей Валерианович привык к изменчивой действительности и географическому разнообразию. Закончив лётную карьеру, он подался в туристический бизнес: организовывал конные прогулки по Андам, устраивал сафари в Кении. Одновременно с этим начал писать книги. Он свободно говорил на русском, английском, немецком, французском и испанском языке.


Но всё чаще Алексей Валерианович вспоминал рассказы о славных предках из графского рода Бобринских. Он стал собирать все свидетельства, при помощи спутниковых карт «гулял» по местам детства своей мамы. Через Интернет связался с краеведами, чтобы узнать о современном состоянии Богородицкого дворца. Первую поездку в родовую усадьбу Алексей Брагин-Бобринский предпринял в 2012 году: тогда он участвовал в научно-практической конференци, посвящённой 250-летию рода Бобринских. А в 2013 году окончательно переселился в Богородицк. Он выступал на конференциях историков и краеведов, принимал активное участие в организации туристической работы. Алексей Валерианович надеялся, что опыт в туристическом бизнесе поможет ему привлечь к усадьбе должное внимание.



Фото: Источник.

Смелым планам помешала болезнь. У последнего потомка Бобринских обнаружили злокачественную опухоль, которая быстро развивалась. 27 августа 2014 года Алексея Валериановича не стало. Его похоронили в родовом имении Бобринских, неподалёку от Казанского храма.

Несмотря на болезнь, последний период жизни Алексея Бобринского оказался весьма насыщенным. Возвращение словно придало человеческой судьбе целостность: композиционное кольцо сделало частную историю символичной, повторив легенду об утраченном и обретённом Рае. К приезду Алексея Валериановича многое в усадьбе было утрачено. Но при этом сохранились черты, знакомые Брагину-Бобринскому по семейным преданиям. История прошлого обретала зримые черты, становилась частью его настоящего.
Алексей Валерианович увидел дерево, которое, согласно легенде, выросло за ночь, когда умер его дедушка. Потомок графского рода узнавал комнаты, знакомые прежде по фотографиям: он знал, кому из родственников принадлежала та или иная комната. Ему было легко представить в этом саду свою маму.


История Алексея Брагина-Бобринского удивительна, но не единична. Незадолго до потомка графов Бобринских в Липецкую область перебрался Михаил Михайлович Стахович. Потомок дворянского рода Стаховичей родился в Италии и большую часть жизни провёл в Австрии. Но в середине девяностых переехал ближе к родовой усадьбе и также посвятил время и силы краеведению. Михаилу Михайловичу повезло: ему был отпущен больший срок жизни, чем Алексею Брагину-Бобринскому.

Семейная история - важная часть судьбы каждого человека. И возвращение в места, связанные с предками - это возможность почувствовать свою связь с жизнью. Потому человек, отбросив любую мысль об обладании, может стремиться к воспетой Пушкиным «животворящей святыне»:


«Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его».



А.В. Брагин-Бобринский, люди, Тульская область, Бобринские, Богородицк, потомки владельцев

Previous post Next post
Up