Каждый ли рискнёт доверить масштабную работу молодому выпускнику? Может ли ранний опыт остаться в веках? Пример Казанского храма в
Богородицке уникален и весьма позитивен. Автор проекта храма, легендарный Иван Старов, не только смог создать лаконичный, невероятно красивый архитектурный шедевр на заре своей карьеры и получить одобрение от заказчика, в лице которого выступала сама Императрица, но и объединить вокруг него несколько поколений жителей замечательного города Богородицка.
Этот материал я хотел бы целиком посветить интересным фактам из истории Казанского храма, который расположен рядом с дворцом Бобринских. В этом материале я буду весьма пристрастен и этому есть свое объяснение: этот миниатюрный и светлый храм я люблю всем сердцем и каждый раз искренне радуюсь, переступая его порог.
Какие интереснейшие факты хранят старинные стены храма? Какой вклад в создание храма внес
Андрей Тимофеевич Болотов? Кто является автором прекрасных храмовых росписей? Благодаря чему храму удалось выстоять в советские годы? И почему всем влюбленным, решившим
скрепить свою судьбу Таинством Венчания, будет неплохо рассмотреть вариант проведения Таинства в Казанском храме? Ответы на этот и многие другие вопросы можно найти ниже. Этот материал я проиллюстрировал большим фотоархивом, в котором содержатся фото Казанского храма: архивные и из моего фотобанка.
Друзья, а вы были в Казанском храме? Обратили ли вы внимание на его уникальные интерьеры? Считаете ли вы его прекрасным местом для Венчания?
Дата фотографий: 2015 и 2018 годы.
Проект Казанской церкви. Боковой фасад.
Дореволюционный вид церкви. Источник: Кючарианц Д.А. Иван Старов. Л., 1982
Сейчас неизвестно, что именно побудило Екатерину II доверить проект дворцов в Бобриках и Богороицке архитектору Ивану Старову. Тот хорошо зарекомендовал себя в работе над дачами Долгоруких и Демидовых, но настоящая слава ждала его впереди. Между тем, императрица могла выбирать среди крупнейших мастеров эпохи. Однако её внимание привлёк именно Старов. И талант Ивана Егоровича раскрылся во всей полноте.
После ремонта в 1970-х годах.
Величественный дворцово-парковый ансамбль в Богородицке относится к культурным объектам федерального значения. Каждое здание заслуживает пристального внимания. Одно из интереснейших строений - Свято-Казанский храм. Он расположен неподалёку от главного дворца, в старинном парке. В храме часто проходит обряд венчания: влюбленных привлекают красивые виды и возможность зарегистрировать брак рядом, во дворце.
Казанский храм в аварийном состоянии. 1960-е годы.
Старинное фото на фоне парадного входа в церковь (скорее всего, из архива Бобринских).
Ранее в селе Богородицком находилась деревянная церковь, которая была освящена в честьсвятого пророка Илии. Но её уничтожил пожар. Новая церковь, как и другие строения усадебного комплекса, должна была стать каменной.
1990-е годы.
1990-е годы.
Храм посреди парка был заложен в 1774 году. Он выполнен в стиле раннего классицизма. В 1778 году освятили придельные алтари: правый во имя апостолов Петра и Павла, а левый - Николая Чудотворца. Главный престол во имя Казанской иконы Божией Матери освятили позже - в 1783 году.
Экспозиция, посвещенная архитектору Ивану Старову во дворце.
Интерес представляет и внутренняя отделка церкви. Иконы - работа художника И.Т. Некрасова. К оформлению приложил руку и Андрей Болотов - управляющий имением, создавший первый в России пейзажный парк. Он автор изображения Спаса Нерукотворного.
Колокольня храма находиться во въездной башне дворца.
До 1821 года Свято-Казанский храм оставался соборным. В праздничные дни его посещало около двух тысяч прихожан. Затем в Богородицке построили Троицкую церковь, и усадебный храм стал приходским. Но прекрасный вид и тщательная внутренняя отделка обеспечивали ему внимание ценителей архитектуры. Даже когда усадьба переживала худшие времена, классицистическое строение на фоне среднерусского пейзажа приковывало взгляды.
Раннее творение Ивана Старова уже свидетельствовало о редком таланте. Примечательно, что Иван Егорович сперва мечтал стать не архитектором, а художником. Он уже в детстве стал интересоваться исксством. Острый ум помог сыну дьякона стать воспитанником гимназии при Московском университете, а через год перевестись в гимназию при Санкт-Петербургской академии наук. В 1758 году тринадцатилетний Старов поступил в Императорскую Академию художеств. Здесь он обратил внимание на архитектуру. Его учителями стали А.Ф. Кокоринов, проектировавший здание Академии на Васильевском острове, и первый в России профессор архитектуры Жан Батист Валлен-Деламот.
Окончив курс с Большой золотой медалью, Иван Старов заслужил специальную стипендию для путешествия по Европе. С 1762 по 1768 год он осматривал европейскую архитектуру, в Париже учился у Шарля де Вайи. Сразу после возвращения Старов получил заказ на проектирование шляхетского кадетского корпуса. Успешно справившись с работой, он удостоился звания академика. А после оформления усадебных комплексов по заказу Екатерины Великой сомнений в таланте Старова не осталось ни у кого. Впоследствии Иван Егорович проектировал Троицкий собор Александро-Невской лавры, Таврический дворец, усадьбу Никольское-Гагарино, Екатерининский собор (Херсон), церковь Сурб-Хач (Ростов-на-Дону), большой собор Казанского женского монастыря. Кроме того, разработал план застройки города Николаева.
С 1784 года он занимал должность главного архитектора «Конторы строения ее императорского величества домов и садов». При всём разнообразии строений почерк Старова весьма узнаваем. Для него характерны торжественность, спокойное величие. Всю жизнь Иван Старов хранил верность стилю классицизма.
Однако после смерти Екатерины II судьба архитектора резко изменилась. Павел I не захотел привлекать к работе человека, ярко проявившего себя в екатерининскую эпоху. Таким образом, заказ на проектирование дворцовых комплексов в Бобриках и Богородицке оказался символичным: имя Ивана Егоровича Старова оказалось навсегда связано с достижениями императрицы.
Свято-Казанский храм тоже испытал на себе превратности истории. ХХ век оказался губительным для многих церквей. В какой-то мере творению Старова повезло: здание вошло в список памятников архитектуры, охраняемых государством, поэтому сносить его не стали. Но церковные службы надолго прекратились. Из храма вывезли утварь. Иконы на досках взяли для строительства моста. Фрески замазали извёсткой: так живописный слой был практически уничтожен. К счастью, колокола не пустили в переплав: их захоронили в парке рядом с храмом. Само здание сперва использовали как клуб санатория «Красный шахтёр». Затем сделали складом.
Даже в первые годы Перестройки судьба Свято-Казанского храма оставалась туманной. Из шедевра архитектуры XVIII века могли сделать картинную галерею, планетарий, концертный зал. В итоге пришли к выводу, что лучшее - вспомнить, для чего здание предназначено изначально. Храм передали церкви.
3 сентября 1990 года после долгого перерыва в Свято-Казанском храме вновь прошла служба. Некогда величественное строение в тот момент было частично разрушено, внутри ничего не напоминало о былом убранстве. Но первая же служба собрала две сотни человек. И все они были готовы взяться за спасение утраченного.
Храм восстанавливали общими усилиями. Люди несли туда старинные иконы, сохранившиеся у них дома. Стены в левом и правом приделах, а также иконостас с резными колоннами расписал местный художник Константин Кистенев. К 1995 году храм был восстановлен полностью.
Возможно, усадьба в Богородицке привлекает влюблённых не только красотой. История созидания и возрождения как нельзя лучше соответствует настроению людей,вступающих в брак. Она даёт надежду на лучшее во все времена.
Источники:
http://kazanskii-hram.ruhttp://www.bogoroditsk.ru/view.php?p=74805&r=1&tp=998http://sobory.ru/photo/251010