Заречье: уникальные материалы о строительстве и освящении Казанского храма

Dec 05, 2018 09:00

Друзья, хочу поделиться с вами чудесной историей о строительстве Казанского храма в селе Заречье, где находится известная моим постоянным читателям усадьба Думновых, восстановленная в наши дни Галиной Масленниковой. На днях в социальных сетях мне пришло сообщение от Станислава Шульгинова, семья которого проживала в Заречье. Станислав поделился со мной семейной реликвией - переписью о строительстве Казанского храма, сделанной рукой его двоюродной бабушки, Анны Ивановны Шаркаевой (Шульгиновой). Члены семьи Шульгиновых долго не могли найти эту запись, считая ее утерянной, но все же обнаружили важный документ. С разрешения Станислава я хочу поделиться обнаруженными данными с вами.

Пожалуй, более подробного описания дореволюционного прошлого Казанского храма в широком доступе просто не существует! Меня очень приятно удивило еще и то, что эта информация появилась как раз накануне экскурсии «Усадебного экспресса» в Заречье! Теперь, благодаря стараниям семьи Шульгиновых, у нас будет прекрасный шанс изучить историю Казанского храма более подробно!

Я от всей души благодарю Станистава Шульгинова и его семью за возможность поделиться столь интересной находкой! Далее - текст документа, фото нескольких страниц его оригинала и архивные фотографии. Друзья, а вы когда-нибудь были в Заречье?



На фото (с собачкой) - Виктор Васильевич Шаркаев, супруг Анны Ивановны Шаркаевой.



В приход села Заречья прежде была деревня, принадлежащая приходу погоста Новосергиевского. Деревня Ратьково принадлежала селу Филипповское. Жители той и другой деревни всегда чувствовали крайне неудобно со своими приходскими храмами. Ратьково от села Филипповское в десяти верстах. Неудобно в сообщении само собой. Понятно, Заречье от приходского храма стоит в двух верстах, но в весеннее время эти две версты равнялись добрым двадцати. Дело в том, что Заречье от Новосергиевского погоста разделяет река Шерна, которая в разлив воды, заливая луг вплоть от одного селения до другого, лишала жителей Заречья возможности иметь сообщение с храмом и притом на продолжительное время. Иногда от начала марта до половины мая. Единственным способом сообщения с храмом в это время был переезд на лодках, но что не всегда в бурную, например, погоду это было совершенно невозможно. Даже в день св. Пасхи немногие из обывателей деревни Заречье могли бывать в храме. Многие до старости дожили, не слыхав и не видев пасхального церковного Богослужения. Нужно ли говорить, как все это грустно отражалось в сердцах религиозных зареченцев. Выйдет, бывало на берег реки в навечерие великого дня, рассказывали они, и ждешь с замиранием сердца, когда заблаговестят вовся, замелькают огни крестного хода. И молимся издали, причащаемся про себя...Христос Воскресе...да с тем и разойдемся по домам. Грустно было, о как грустно. Мысль об устроении особого храма в Заречье, по сказанным причинам, давно зародилась в умах зареченцев, но до 1881 года оставалась только мыслью. Пройдет водополье, высохнут дороги и опять позабыта мысль об устроении храма. Но вот, наконец, по устроению промысла Божия, обнаружилось и деятельное усердие относительно устроения храма 17-го апреля 1881 года.



В один из дней Пасхи почетные и более достаточные из обывателей деревни Заречье: два брата Думновых, Соловьев, Барашков, Ямухин и другие некоторые, сидели на берегу реки, со скорбию взирая на святой храм погоста, куда за водополье не могли они проникнуть. Давайте же строить свой храм, предложил один из них Ет. Соловьев. Быть может, что и на сей раз, эта мысль осталась бы мыслию, если бы не благочестивое усердие доброй благотворительницы, почтенной девицы селения Заречья Анисии Васильевны Куняевой. Услышав столь любезное сердцу ея, предложение о постройки храма, она тотчас же пошла к себе домой и вынесла оттуда три тысячи рублей серебром, и, полагая их перед собравшимися, сказала: "если желаете строить храм, то вот моя первая жертва". Такое усердие жертвовательницы подвигло и других к пожертвованиям. В тот же вечер составили подписку доброхотных приношений на построение храма, которыя дали неожиданно благоприятные результаты. Подписано в один только вечер шестнадцать тысяч рублей серебром. Всех больше приношение было со стороны братьев Егора, Ивана и Ивана Ивановича Думновых, которые сами прежде всех вызвались принять на себя обязанность строителей храма. Осталось приступить к исполнению заветного желания, к самой постройки храма. Но невольно возникал вопрос: кто будет хлопотать по сему делу перед епархиальным начальством, кто будет руководителем при постройках?, крепко задумались зареченцы над сим вопросом и решились обратиться за советом и помощью в сем деле к известному радетелю храмов Божиих потомственному, почетному гражданину города Киржача Александру Алексеевичу Соловьеву. Александр Алексеевич принял живейшее участие в построении храма. При его содействии и пожертвованиях в шесть лет в деревне Заречье построен новый, каменный и, во всех отношениях, прекрасный храм, и снабжен всею необходимою утварью. Обрадованные благополучным окончанием этого заветного желания, зареченцы решились освятить новоустроенный храм и преподать Архипастырское благословение новооткрывающейся приходской семье.



Анна Ивановна Шаркаева ( Шульгинова) - именно она сохранила для потомков уникальные сведения об истории храма.

Милостивый Архипастырь со свойственной ему ревностью об удовлетворении религиозных нужд паствы изъявил согласие на сие прошение и днем освящения назначил девятое августа.



Восьмого августа, Его Высокопреосвященство прибыл в село Заречье. Путь следования владыки избран был от Посада Павловского, мимо которого пролегает линия Московско-Нижегородского тракта, проселочными путями. На протяжении двадцати пяти верст, через местность густонаселенную, нельзя без умиления вспомнить этого шествия владыки. Несмотря на то, что путь Архипастыря нашего лежал через селения Московской Епархии, в каждом селении владыка встречаем был с благоговением и возможною торжественностию. Обыкновенно жители каждого селения, все от мала до велика /старого/ выходили на встретение владыки и подносили ему хлеб-соль. Любвиабильный Архипастырь наш, не смотря на бессонно проведенную в вагоне ночь, не смотря на предстоящие ему труды по освящению, в каждом селении выходил из кареты, благодушно беседовал с крестьянами и радостно преподавал всем и каждому просящему свое святительское благословение. Причем в некоторых селениях клиросные певцы из крестьян пели ирмоса или догматики. В особенности хорошо пели певцы из крестьян деревни Следово, находившейся в пяти верстах от Заречья. Владыко с особенною похвалою отнесся об их пений и испросил кто учил их петь. Ответ певцов, что учил пению один из крестьян села Заречье, видимо, обрадовал владыку. В Заречье прибыл Архипастырь в половине первого часа дня и при въезде в село встречен был всеми обывателями во главе с попечителями храма купцами: Барашковым, Соловьевым и Ямухиным, которые поднесли владыке хлеб-соль. Преподав благословение всем желающим, что продолжалось около часа, владыко прибыл в приготовленное для него помещенье в доме купцов Думновых, которые всех более и жертвовали на храм, и хлопотали по его устроению.



После кратковременного отдыха Его Высокопреосвященство посетил храм погоста Новосергиевского. По возвращению владыки в село Заречье здесь началось всенощное бдение в новоустроенном храме. На литию и величание Высокопреосвященный выходил сам. Служащими с владыкой были три протоиерея, два из Владимира и один из Киржача, и три священника. Пел хор Архиерейских певчих в составе шестнадцати человек. На левом клиросе были певчие из местных прихожан. После полиелея, почти до самого окончания службы Архипастырь, несмотря на понесенные в сей день труды, совершал помазания освященным елеем. Богослужение окончилось около десяти часов вечера. Девятого августа с раннего утра стал собираться народ к новоустроенному храму, желая заблаговременно занять место в нем, но едва ли поместилась в нем и четвертая часть всех собравшихся. Не смотря на холод и дождливую погоду, случившуюся в тот день, таковых было такое множество, что не только храм, но и довольно обширная площадь перед храмом сплошь занята массою собравшихся богомольцев. В восемь с половиной часов утра высокопреосвященный Феогност прибыл в храм и тотчас же началось торжество освящения, по совершении его - литургия. За литургиею в обычное время архипастырь сказал слово из текста: « обучай себя ко благочестию ». Божественная литургия окончилась в тринадцать часов дня, после которой владыка посетил квартиру местного священника. В два часа по полудню в доме попечителя Соловьева предложена была почетным гостям братская, праздничная трапеза. По окончании стола высокопреосвященный владыко посетил дом попечителя Барашкова и затем изволил отбыть обратно на станцию Павлово. С чувством сердечного умиления и глубокой благодарности проводили зареченцы нашего любвиабильного Архипастыря. В тот же день, по желанию прихожан, отслужен был благодарственный Господу Богу молебен, по окончании которого местный священник произнес поучение из слов: "Благословен Господь Бог днесь, иже даде покой людям своим", 3 книга царств, священник отец Иоанн Миловидов.

(х/см М17. Владим. Епарх. ведом. за 1887 г., из А. 17 Владимирских Епархиальных Ведомостей за 1888 год. Печатня В. Паркова в губернском городе Владимире).

Текст напечатал С. В. Шульгинов с рукописной переписи, сделанной во второй половине ХХ века Анной Ивановной Шаркаевой в селе Заречье с первоисточника.

Заречье, Казанская церковь, от первого лица, воспоминания, Владимирская область

Previous post Next post
Up