Усадьба ПОЛОТНЯНЫЙ ЗАВОД ГОНЧАРОВЫХ, Калужская область, Дзержинский район (часть 2 из 2)

Jun 28, 2013 21:15


Вряд ли предполагал московский художник Александр Валентинович Средин, что его поездка в 1907-1909 годах в усадьбу Гончаровых Полотняный Завод обернется нежданным "звездным часом" всей его жизни, что именно она оставит его имя в летописи отечественной культуры. Приехал он по приглашению владельцев имения, чтобы написать его интерьеры. Потом увлекся историей усадьбы, былями ее и загадками. Особенно связанными с пребыванием здесь Пушкина. Но как художник Александр Средин почти неизвестен...


28 апреля 2013 г.

Усадьба
ПОЛОТНЯНЫЙ ЗАВОД
ГОНЧАРОВЫХ

Часть 2. Музей, старые фотографии и карты.

Гончаровы

К А Л У Ж С К А Я о б л а с т ь ...
... р а й о н Д З Е Р Ж И Н С К И Й

Усадьба ПОЛОТНЯНЫЙ ЗАВОД ГОНЧАРОВЫХ. Часть 1. Прогулка по усадьбе.

Усадьба ПОЛОТНЯНЫЙ ЗАВОД ГОНЧАРОВЫХ. Часть 2. Музей, старые фотографии и карты.





План второго этажа дома Гончаровых.  
Вряд ли предполагал московский художник Александр Валентинович Средин, что его поездка в 1907-1909 годах в усадьбу Гончаровых Полотняный Завод обернется нежданным "звездным часом" всей его жизни, что именно она оставит его имя в летописи отечественной культуры. Приехал он по приглашению владельцев имения, чтобы написать его интерьеры. Потом увлекся историей усадьбы, былями ее и загадками. Особенно связанными с пребыванием здесь Пушкина. Засел за изучение семейного архива Гончаровых. И - о, неожиданная удача! - отыскал неизвестное даже для тогдашних хозяев имения письмо Пушкина, направленное 25 апреля 1831 года деду Натальи Николаевны Гончаровой - Афанасию Николаевичу. Впервые опубликовал его в журнале "Старые годы" за июль-сентябрь 1910 года в своей статье, посвященной Полотняному Заводу. Письмо сразу вошло в обязательную пушкиниану и ныне широко известно. Учитывая трагическую судьбу архива Гончаровых в Полотняном Заводе после 1917 года, можно утверждать, что Средин спас его от неминуемой гибели.

В статье также впервые и весьма подробно рассказал Средин о посещении гончаровского дома великим поэтом, об исторических, художественных, книжных и архивных его богатствах. И - какая ирония судьбы! - именно эта статья и приведенное в ней письмо Пушкина, а не его творчество, принесли ему много лет спустя признательность потомков. Теперь ни один ученый, литератор или журналист, занимающийся Полотняным Заводом, не может обойтись без цитаты из статьи Средина.

Но как художник Александр Средин почти неизвестен. Его работы, разбросанные по разным музеям, не изучаются, не публикуются. Его жизнь и творчество обойдены вниманием искусствоведов. Словно какое-то зловещее табу наложено на его имя. Ниже идут цитаты и статьи А.Средина в журнале «Старые годы», которая была опубликована в журнале «Наше наследие» 1988 года, скан любезно предоставлен khebeb, скан здесь.



2. Парадная лестница.  


3. Эскизы проекта реставрации Архитектор В.А. Жилина. 1980-81 гг.  


4. Так выглядел дом до реставрации.  
1834 год ознаменован на Полотняном Заводе вторичным пребыванием там Пушкина осенью.

Еще летом этого года он мечтал об этой поездке. “Боже мой”, писал он жене в июне:”... кабы Заводы были мои, так меня бы в Петербург не заманили и московским калачом. Жил бы себе барином. Но вы, бабы, не понимаете счастия незави­симости... Ух, кабы мне удрать на чистый воздух”.

Об этом пребывании известно нам очень мало, хотя еще недавно живы были несколько старых дворовых, помнивших Пушкина.
"Жили они тогда в Красном доме”, рассказывал один из них: "бывало, маленькие бегаем около крыльца, и господа там сидят; такой черный был Пушкин, словно конопатый, страшный из себя”. Раз его видели несущим целый ворох старинных книг из Красного дома; он, вероятно, тогда много читал. Сохранилось предание довольно занимательное: однажды Пушкин работал в кабинете. Он, видимо, был очень сосредоточен над своей рукописью, как вдруг резкий стук рассыпавшихся ножей в соседней столовой заставил его очну­ться и выбежать из кабинета. Это маленький казачок нашу­мел, накрывая на стол. Увидев растерявшегося виновника, Пушкин бросился ему вдогонку, и мальчик от ужаса юркнул под стол. Видя это, Пушкин рассмеялся и вернулся продол­жать работу в кабинет. Темный тогда был народ; сочинил он и фантастическую легенду о том, что Пушкин ведался с нечи­стой силой, потому и писал так хорошо, а писал он когтем. Курьезно то, что пресловутая басня о "le basier noir”, даже обошедшая в свое время заграничные газеты, отразилась в памяти народной на Полотняном Заводе.



5. Комната при кабинете.  


6. Герб Гончаровых.  


7. Столовая.

В то время еще топор промышленника не касался столетних деревьев заповедного парка; аккуратно подстригались шапка­ми липы и дорожки усыпаны были красным песком, а вверху зеленого склона к реке, обрамленного молодыми соснами и липами, высилась беседка, где по преданию любил отдыхать Пушкин. Она была деревянная, красная и представляла собою две осмигранные башенки с длинными, сверху закругленны­ми, окнами и островерхими кровлями. Башенки соединялись крытым переходом с белыми столбами. По преданию, внутри стены беседки были исписаны стихами рукой Пушкина. Вто­ричное пребывание его у Гончаровых длилось недолго. В дневнике от 28 ноября мы читаем: “В Заводе прожил я две недели потом привез Наталью Николаевну в Москву...”

Среди портретов, находящихся на Полотняном Заводе, имеют­ся два,  изображающие  Екатерину  Николаевну.   На одном - бледной акварели - она представлена молоденькой девицей - быть может, он близок ко времени первого пребывания Пушкина на в Полотняном, в средине мая 1830 года, вскоре после того как он стал женихом Натальи Николаевны.



8. Роспись потолка.  


9. Гостиная.  


10. Стол в гостиной.  


11. Китайская диванная.  
Из домашней ведомости от 1853 года мы узнаем подробно­сти о домашнем хозяйстве Полотняного Завода. Сохранился еще довольно большой конный завод. Имеются десять жеребцов с самыми типичными именами, как Гектор, Апол, Патрокл, Приам, Ибор и т.д., еще восемнадцать кобыл: Земфира, Таврида, Фенелла, Альзира и т.д.

Дом, сильно запущенный, с опустелым концертным залом в два света, где уже испорчены полы и печи не прогревают, вновь приводится в порядок. Потолки расписываются заново крепостными художниками, отцом и сыном Макаровыми; в Китайской старые китайские ситцы копируются ими тщате­льно и стены расписываются вновь “под ситец”. Среди дворни имеются искусные столяры и паркетчики. По старинным образцам изготовляет столы очень искусной “maruetterie” с перламутром мастер Олимпиев. Все в доме блестит чистотой и порядком Заботливость хозяев простирается и на фабрич­ных. Фабричным не запрещают посещать парк, еще весьма тщательно сохраняемый; для них даже отводится другой, небольшой, за рекой, называемый сад-липник с прудами и мосточками. Встретятся господа - люди поклонятся и идут дальше. На страстной неделе, по традиции, водружают на широком дворе четверо качель; господа с веранды бросают фрукты и сласти, а народ внизу набрасывается на них, “как воронье”. Но количество рабочих сокращается.

В 1860 дом с его обветшалыми залами, еще блещущими роскошью былых времен, уже обречен на медленное умирание; но еще живы в нем старые тени да еще уцелевшие липы шелестом своим рассказывают тихо о былом, как слезы, роняя свой золотой убор на запущенные аллеи старого парка в грустные осенние вечера.



12. Гостиная.  


13. Столовая.  


14. В гостиной.  
В залах усадьбы в наши дни воссозданы столовая комната и гостиная Гончаровых, на стенах можно увидеть портреты, как самой красавицы Натали, так и других исторических личностей того периода.

Экспозиция музея включает 14 залов, в том числе выставочный, который находится в бывшей бильярдной. Приоритетным направлением работы музея стало проведение театрализованных экскурсий для школьников: «Здравствуй, музей!», «В гостях у Ученого Кота», «Сказки Арины Родионовны». Разработана событийная экскурсия: «Розы Гименея» для молодоженов. При музее организован литературный клуб «Под сенью дружных муз» для любителей поэзии.

Ежегодно в первую субботу июня проводятся Пушкинские праздники поэзии. Другое традиционное мероприятие - День Натали, который организуется совместно с Детской школой искусств им. Н.Н. Гончаровой. Новое веяние в работе музея - устройство дворянских балов при содействии членов московского исторического общества «Бал в русской усадьбе». Первый такой бал с успехом прошел в Полотняном Заводе 28 августа нынешнего года. Музей поддерживает тесные связи с ОАО «Полотняно-Заводская бумажная фабрика». Стало доброй традицией ежегодно 1 сентября проводить «Праздник школьной тетради» и выставку школьной продукции в экспозиции музея-усадьбы.  


15. Мраморная комната.  


16. Вид из китайской диванной.  


17.  


18.  


19.  


20. Голубая комната.  


21.  


22. Розовая гостиная.  


23. Стол в розовой гостиной.  


24. Розовая гостиная. Дамский кабинет. Западная Европа, конец XIX века.  


25.  


26. Бежевый зал.  


27. Несомненным украшением экспозиции являются певчие кенары - дань старинному редкому промыслу, процветавшему в Полотняном Заводе до 1917 года.  


28. Панорма Полотняного Завода на начало XIX века (по реконструкции арх. А.А. Кондратьева 2000 г.) Худ. В.С. Манаенков. 2002 г. Холст, масло.  


29. Панорма Полотняного Завода на начало XIX века (по реконструкции арх. А.А. Кондратьева 2000 г.) Худ. В.С. Манаенков. 2002 г. Холст, масло.

Старые фотографии



1900 г. Храм Христа Спасителя в имении Гончаровых. Полотняный завод.  


1910 г. Полотняный завод. Гробница А.А. Гончарова в усадебной церкви. Фото 1910 г. из журнала "Старые годы"  


1900 г. Церковь и ворота.  


Бронзовая бабушка. Памятник Екатерине II.  


1900 г. Главный дом.  


1907-1909 г.  


1907-1909 г. Крепостной оркестр гончаровых. Восковая группа.  


1907-1909 г. Малая гостиная.  


1907-1909 г. Лампада в фамильной церкви.  


1908 г. Кабинет.  


1907-1909 г. Столовая.  


1907-1909 г. Мраморная комната.  


1910 г. Гостиная.  


1913-1914 гг.
"Живая картина" на ступенях дома усадьбы Гончаровых Полотняный завод Калужской губернии
Участницы: Таня Гончарова и её подруги по московской гимназии Алфёровой. Внизу, слева - Катя и Таня Четвериковы, вверху ("Египтянка") - Оля Поленова. Четверикова Екатерина Дмитриевна (1899-1972) - дочь Четверикова Дмитрия Ивановича, в первом браке жена актёра Горонескуля Б.А. (по сцене Свобода), во втором - жена Штеккера Г.А., в советское время работала референтом-переводчиком в НИИ. Четверикова Татьяна Дмитриевна, в замужестве Добрынина (1897-1982) - дочь Дмитрия Ивановича Четверикова, домашнее прозвище "Тата", выпускница московской гимназии Алфёровой, жена (с 1921 г.) Добрынина Александра Алексеевича - полковника, преподавателя Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского, в советское время работала в Историческом музее и Государственной публичной библиотеке. Поленова Ольга Васильевна (1894-...) - дочь художника Василия Дмитриевича Поленова 1913 или 1914 г.



1913-1914 гг.
"Маркиза" - Таня Четверикова на ступенях дома усадьбы Гончаровых Полотняный завод Калужской губернии
Четверикова Татьяна Дмитриевна, в замужестве Добрынина (1897-1982) - дочь Дмитрия Ивановича Четверикова, домашнее прозвище "Тата", выпускница московской гимназии Алфёровой, жена (с 1921 г.) Добрынина Александра Алексеевича - полковника, преподавателя Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского, в советское время работала в Историческом музее и Государственной публичной библиотеке
1913 или 1914 г.  


1910-е годы.
Оля Гончарова, Оля и Наташа Поленовы в купальне. Усадьба Гончаровых Полотняный Завод.      


1945 г. После войны.  


1945 г.  


1945г. Во время войны усадьба Гончаровых была почти полностью разрушена немцами. Знаменитый гончаровский парк был уничтожен совершенно. Гитлеровцы вырубили его на дрова.  


1970 год. Так вылгядели ворота в 70-х годах.  


Обложка книги
Пантелеев В.М., Сидоренков А.И. Полотняный Завод: Исторический очерк. - Тула: Приокское книжное изд.-во, 1970.- 176 с.: ил. ".
Место пушкинской беседки.

Арт



Красный дом в Полотняном Заводе. Неизв. худ., первая пол. XIX в.
Из фондов музея-усадьбы "Полотняный Завод".  


Въездные ворота с церковью. Худ. Н.С. Гончарова. (из книги "Три века усадьбы Полотняный Завод")  


Интерьер в Полотняном Заводе. Худ. Н.С. Гончарова. (из книги "Три века усадьбы Полотняный Завод")  


Интерьер Красного дома в Полотняном Заводе. Худ. А.В. Средин. Из фондов ГМИИ им. А.С. Пушкина  


1951 год. Книга Г. Коган "Полотняный завод".  


Главный дом. Парковый фасад. Офорт А.П. Шубина. 2000 год.

В лицах



Гончаров А.А.

Старые карты



1790 год.  

1790 год.  

1860 год.  

1984 год. (правая часть)  

1984 год. (левая часть)  


Схема из книги А.Б. Чижкова "Калужские усадьбы".

Ссылки
http://www.flickr.com/photos/deadokey/sets/72157633469393973/

http://allerleiten.livejournal.com/757924.html
http://qzmn.livejournal.com/45223.html
http://stolyarova.livejournal.com/727261.html
http://tat-yna.livejournal.com/44036.html?thread=40196&
http://pamsik.livejournal.com/80879.html?thread=2360303&
http://ababab-balalar.livejournal.com/40546.html
http://2babochki.livejournal.com/61622.html
http://www.nashi-progulki.ru/ru/list/article.php?id=3387
http://nashenasledie.livejournal.com/1423101.html
http://mr-krotoff.livejournal.com/1458.html
http://soul-of-house.livejournal.com/11056.html
http://amg-photo.livejournal.com/53647.html
http://algol78.livejournal.com/15594.html
http://soul-of-house.livejournal.com/10298.html
http://ojka.livejournal.com/23089.html
http://russkaya-usadba.livejournal.com/5555.html
http://roving-wiretrap.livejournal.com/129662.html
http://lugerovski.livejournal.com/82267.html?mode=reply
http://russiantowns.livejournal.com/1017616.html
http://kaluga-apx.livejournal.com/4923.html

http://all-photo.ru/empire/index.ru.html/index.ru.html?kk=71ef4e338f&img=25661&big=on
http://all-photo.ru/empire/index.ru.html?kk=8b5f92ceb3&img=25755&big=on
http://www.akra-city.ru/samye-znamenitye-usadby-rossi/polotnyanii-zavod.html
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/pics/7117-pictures.php?picture=711705
http://pushkin.ellink.ru/sborniki/libexh10.asp

http://www.archi.ru/files/press/magazines/gallery/1_2001/zhilina.htm
http://www.mosjour.ru/index.php?id=726

Спасибо, есть что добавить?

Н.Н. Гончарова, Екатерина II, фото 2013, пруды, усадьбы, Щепочкины, 1812 год, ВОВ, Петр I, М.И. Кутузов, Н.В. Гоголь, музеи, Старые годы, реки, конный двор, Калужская область, Полотняный Завод, А.С. Пушкин, парки, весна, А.В. Средин, Дзержинский район, Гончаровы

Previous post Next post
Up