Восстановление главной достопримечательности
Богородицка - прекрасного дворцово-паркового ансамбля Бобринских, после войны стало настоящим чудом. В те сложные годы это стало возможным исключительно благодаря настойчивости и вере краеведов и активистов. Почему реставрация, начатая практически самовольно, породила споры, но спасла дворец? Благодаря кому сегодня мы можем видеть дворец Бобринских во всем былом великолепии? Кто руководил восстановительными работами? И когда возрожденный дворец вновь предстал перед туристами? Об этом - в моем новом материале!
А вы слышали удивительную историю о спасении Богородицкого дворца?
1) После оккупации в ходе Второй мировой войны от Богородицкого дворца остались одни лишь стены.
Во время Второй мировой войны Богородицк переживал страшный оккупационный период. Подробнее об этих скорбных страницах в истории города вы сможете
прочитать здесь. В этом материале отметим лишь то, что весь ужас военных лет не мог не сказаться на внешнем облике дворца Бобринских. Он подвергся сильнейшим разрушениям. На фото тех лет мы можем увидеть, что от некогда прекрасного дворца Бобриснких остались лишь одни руины.
На фото - 1966 год.
1966 год.
2) На протяжении нескольких лет дворец так и оставался разрушенным.
После Великой отечественной войны богородчане стали потихоньку приходить в себя. Городская жизнь стала постепенно возрождаться. В городских фотоархивах мы можем увидеть кадры, на которых жители города в ту пору превратили возвышенную местность, на которой стоит дворец, в пляж. Дворцовый пруд служил им водоемом для купания. А руинированный дворец был немым свидетелем ужасов войны, пугающе контрастируя с новой мирной реальностью. К счастью, это продолжалось недолго.
1972 год.
3) Импульсом к началу восстановления дворца стала резонансная статья в газете.
Необходимость восстановления дворца Бобринских была очевидна каждому жителю Богородицка. Однако, на протяжении нескольких лет этот вопрос никем не поднимался. Ситуацию изменила одна знаковая публикация. Ее автором стал богородицкий краевед и активист Петр Андреевич Кобяков. Его искренние слова и горячие доводы в материале для газеты «Советская культура» «зажгли» общество и стали главным импульсом к началу восстановления дворца.
Павел Андреевич Кобяков, автопортрет. Выдающийся краевед, художник и общественный деятель. Был одним из главных инициаторов восстановления Богородицкого дворца. Почти 60 лет воспевал этот "маленький рай" в своих работах.
4) Реставрация Богородицкого дворца началась в 1967 году.
В 1967 году, спустя более 20 лет после разрушения дворца, в особняке Бобринских наконец-то начались первые реставрационные работы
5) Первым этапом восстановительных работ руководил московский архитектор-реставратор Леонард Владиславович Тыдман
Этот выдающийся человек и специалист составил проектно-восстановительную документацию и на протяжении 8 лет, до 1975 года, воплощал ее.
Леонард Владиславович Тындман. Фото Общества изучения русской усадьбы.
6) Не обошлось без конфликтов…
К сожалению, часто бывает так, что одного горячего желания спасти достопримечательность не совсем достаточно для хорошего результата работ. Научный подход Леонарда Тындмана часто вступал в противоречие с добродушно-упрощенным пониманием о реставрации местных жителей. Несколько раз дело доходило до открытых конфликтов. Например, это произошло тогда, когда рабочие закрасили старинную настенную живопись в Казанской церкви, выполненную художником Некрасовым.
7) Долгое время за проектом восстановления дворцово-паркового комплекса в Богородицке не осуществлялось полноценного научного контроля.
Конфликт архитектора Тындмана с рабочими, во многом, был обусловлен тем, что деятельность активистов не контролировали надзорные органы. Это была поистине народная реставрация. В сложившейся ситуации не было правых и виноватых. Ведь если бы богородчане ждали, когда государство само возьмется за реставрацию дворца, то был бы велик шанс того, что ветхие стены рухнули бы, так и не дождавшись реставрации. Тем не менее, в 1980 году контроль за реставрацией возглавил Владимир Васильевич Третьюхин, который смог вывести ситуацию из тупика.
8) Владимир Третьюхин смог добиться финансирования восстановления Богородицкого дворца со стороны Министерства культуры.
Активность Владимира Васильевича и его безусловная вера в успех богородицкого проекта дали свои плоды. Ему удалось добиться выделения средств на реставрацию в Министерстве культуры. И это было лишь первым шагом к большой победе. Благодаря Активности Владимира Третьюхина Совет Министров РСФСР принял Постановление «О мерах по сохранению природного и дворцово-паркового ансамбля и развитию городского хозяйства г. Богородицка», что стало огромным плюсом для хода всего дела.
9) Материалы для восстановления дворцово-паркового ансамбля Бобринских поставлялись из Санкт-Петербурга и Костромы.
В восстановлении дворцово-паркового ансамбля в Богородицке косвенно приняли участие еще два города. За короткое время в Костроме изготовили и установили новые оконные и дверные блоки, заказали в Ленинграде проект экспозиции, привели в порядок фасады и кровлю Казанской церкви.
1945-1970г.г.
10) Реставрационные работы во дворце Бобринских завершились в 1988 году.
К 1988-му году работы по восстановлению и реставрации были завершены, и в стенах дворца открылся историко-художественный музей. Институт «Спецпроектреставрация» подготовил проект реставрации дворца (главный архитектор Е.В. Журин) и парка (ландш. арх. Людмила Константиновна Виноградова), а вела работы Тульская реставрационная производственная мастерская. В создание проекта экспозиции участвовали консультант Министерства культуры РСФСР Ирина Евсеевна Коварская и художники Ленинградского комбината живописно-оформительного искусства во главе с Александром Ильичом Прудником. В эти непростые для музея годы коллектив возглавляла директор Св. Ал. Полищук, пестовавшая восстановленное творение Старова в течение тридцати лет. К 250-летию А.Т. Болотова, отмечавшегося 16 октября 1988 года, бывшая усадьба графов Бобринских получила название Дворца-музея и парка.
Текст подготовлен на основе научных разработок сотрудников Музея и данных аудиотура по Музею.