Фотографии из цикла "Русская Усадьба" Александра Гринберга

Apr 11, 2013 14:50



Недавно натолкнулся на фотографии классика русской живописной пикториальной фотографии Александра Гринберга усадьбы Кучино в Московской области. Используя танцовщиц в качестве моделей, фотограф создал великолепные пластические этюды на фоне классической архитектуры усадеб Архангельское, Царицыно, Кузьминки, Николо­-Урюпино. В советские времена за свои фотографии он бы обвинен, арестован и осуждён органами НКВД. Хочу поделиться с Вами серией фотографий из цикла «Русская усадьба»...







2. Ваза в Кучино.



3. Лестница. Кучино. Из цикла "Русская усадьба". 1920-е годы.

Желатиносеребряный отпечаток.



4. Так лестница выглядела в 2009 году. Смотрите мою самую первую усадебную историю про Кучино здесь. Прошу высказать свое мнение по поводу даты строительства конного двора в Кучино вот здесь.



5. К этой фотографии не нашел подписи. Скорее всего, это тоже Кучино.

Судьба уготовила мастеру фотографии Александру Гринбергу долгую и полную драматических событий жизнь - без малого целое столетие. Ему довелось стать свидетелем и участником революционных событий, гражданской войны, двух мировых войн, сталинских репрессий и идеологических гонений. За свои работы фотограф был обвинен органами НКВД в распространении порнографии и сослан в один из лагерей ГУЛАГа. Однако ни один из исторических катаклизмов и трагичных поворотов судьбы не отразился на его творчестве. Снимая портреты, пейзажи, этюды, Гринберг всегда оставался верен своему стилю.

Классик русского пикториализма, Александр Гринберг родился в 1885 году в Москве, окончил физико­математический факультет Московского университета и Строгановское художественное училище, во время учебы в котором увлекся фотографией. В 1907 году молодой фотограф стал членом Русского фотографического общества, а через пять лет после этого вошел в состав творческого руководства организации. С 1910 по 1924 год работы Гринберга выставлялись почти во всех крупнейших фотосалонах, а сам автор был удостоен нескольких призов на международных выставках в Дрездене, Оттаве, Милане, Токио и Нью­Йорке.

Гринберг в совершенстве овладел техникой благородной печати, позволявшей передавать в портретах оттенки настроения, в пейзажах - мимолетные впечатления от натуры. Современников его работы поражали виртуозностью исполнения. Эти фотографии превосходно вписывались в стилевые сплетения модерна. Фигура в портретах уплощалась, линия пела изысканную мелодию, моделируя формы. В пейзажных снимках предметы растворялись в мареве среды, а свободная композиция настраивала зрителя на лирический лад. Еще в молодости Гринберг стал активным сторонником и пропагандистом масляной обработки отпечатков (бромойль, гуммиарабик, резинотипия). Однако к середине 30­х годов мастер приходит к выводу, что творческое начало в фотографии может выражать себя и без сложной обработки снимка. Он формулирует идею «чистой фотографии» и вводит это понятие в обиход. Идея эта зародилась в пору работы над фотографическим воплощением «искусства движения». Интерес к теме вызвал приезд в СССР знаменитой американской танцовщицы Айседоры Дункан, которая пропагандировала школу свободного танца и воскрешала в пластике движений дух античной классики. Гринберг начинает ездить по подмосковным усадьбам вместе с танцевальной студией Веры Майя, которая воплотила новшества Айседоры в своих постановках. Используя танцовщиц в качестве моделей, фотограф создал великолепные пластические этюды на фоне классической архитектуры усадеб Архангельское, Царицыно, Кузьминки, Николо­Урюпино…



6. Александр Гринберг. Античный мотив. 1920-е годы. Архангельское.



7. Александр Гринберг. Античный мотив. 1920-е годы. Архангельское.



8. Александр Гринберг. Античный мотив. 1920-е годы. Архангельское.

В 1921 году в Советскую Россию приехала Айседора Дункан. Она покорила русскую публику свободной пластикой античной вакханки. В художественных кругах вновь пробудился интерес к танцу, пластическим искусствам Древней Греции. Казалось, в движении, в танце можно воскресить дух античной классики. Эти настроения нашли отклик и среди мастеров русской светописи - одного из доминирующих тогда направлений в художественной фотографии. В их работы ворвались босоногие девушки в греческих туниках.

Одним из первооткрывателей и создателей таких образов был А.Д. Гринберг, мгновенно уловивший веяния времени. Вместе с танцевальной студией Веры Майя он побывал во многих подмосковных усадьбах, создавая серии пластических этюдов на фоне архитектурной декорации русского классицизма.



9. Александр Гринберг. Античный мотив. 1920-е годы. Кузьминки.



10. Александр Гринберг. Античный мотив. 1920-е годы. Кузьминки.



11. Александр Гринберг. Античный мотив. 1920-е годы. Кузьминки.

В стране постепенно меняется общественно-политический климат и как следствие, в 1929 г. начинается разгром старой фотографической школы. Гринберг вместе со многими фотохудожниками того времени попадает в число художников «прямо отражающих отсталую, реакционную, чуждую ...идеологию». Его произведения получают ярлык «упадочные» «социально-импотентные». Советские чиновники от искусства делают единственно возможный для себя вывод: эротизму, который несут в себе работы Гринберга, не должно быть места в отечественной фотографии. На выставке 1935 г. Гринберг еще раз выставляет свои этюды обнаженной натуры, в результате чего в 1936 г. году его арестовывают и осуждают на 5 лет исправительно-трудовых лагерей по обвинению в распространении «порнографии».

С 1936 по 1939 г. Гринберг отбывает наказание на Бамлаге НКВД, где работает в качестве фотографа и технорука Фото-Бюро Управления Бамлага. В 1939 г. его освобождают досрочно за ударную работу. После освобождения с 1939 по 1941 г. он работает в качестве фотографа-художника в музее Троице-Сергиевой Лавры.

Во время Великой Отечественной Войны он остается в Москве, работая фотохудожником-портретистом.
В 1950-е годы Гринберг реабилитирован. Однако творческое наследие выдающегося фотохудожника на долгое время забывается.



12. Александр Гринберг. Античный мотив. 1920-е годы. Никольское-Урюпино.



13. Александр Гринберг. Античный мотив. 1920-е годы. Никольское-Урюпино.



14. Александр Гринберг. Античный мотив. 1920-е годы. Царицыно.



15. Александр Гринберг. Античный мотив. 1920-е годы. Царицыно.



16. Александр Гринберг. Античный мотив. 1920-е годы. Царицыно.



17. Александр Гринберг. Античный мотив. 1920-е годы. Царицыно.



18. Александр Гринберг. Античный мотив. 1920-е годы. Царицыно.



19. Александр Гринберг. Античный мотив. 1920-е годы. Царицыно.



20. Александр Гринберг. Вакханалия. Царицыно, Фигурный мост. 1923 г



21. Александр Гринберг. Античный мотив. 1920-е годы. Царицыно.



22. Александр Гринберг. Античный мотив. 1920-е годы. Архангельское.



23. Александр Гринберг. Античный мотив. 1920-е годы. Усадьба Никольское-Урюпино.



24. Александр Гринберг. Античный мотив. 1920-е годы.



25. Александр Гринберг с моделью в парке. Усово-Загородное, 1930-е годы.

Спасибо, есть что добавить?

Никольское-Урюпино, Архангельское, Кузьминки, А.Д. Гринберг, усадьбы, Царицыно, фотографы, Кучино, Усово

Previous post Next post
Up