Узбекская керамика в архитектуре

Apr 27, 2018 20:19

Хотите я покажу вам, ради чего стоит, не задумываясь, планировать свое путешествие в Узбекистан? Конечно же, ради местной глазурированной керамики, которая украшает величественные мечети, медресе и другие культовые сооружения. Этот вид керамики считается настоящим национальным брендом, наряду с уникальным деревянным зодчеством, которому я посвятил предыдущий пост.

Красивейшие работы местных керамистов можно рассматривать вечно. В архитектурном убранстве зданий они создают эффект этакого «калейдоскопа», который, играя красками и деталями, вызывает у смотрящего разные ассоциации. Мне узбекская керамика напомнила фактуру драгоценных минералов и окрас экзотической птицы - одновременно.

Однако, для того, чтобы достичь такого ошеломительного эффекта, керамисту нужно быть настоящим специалистом в своем деле. Как складывалось производство глазурированной керамики в Узбекистане и чем оно примечательно?

Я подготовил для вас краткую информацию по этому виду ремесла и много-много фотографий! А вам нравится керамическое убранство культовых зданий в Узбекистане?






2.

Историю развития керамики в узбекской архитектуре можно разделить на несколько этапов. В 10-12 веках плитка использовалась исключительно для облицовки экстерьеров. Это была рельефно-орнаментальная плитка.


3.



4.



5.

Позже рельеф перестает играть решающую роль в оформлении глазурованных панно, теперь на первое место выходит декор. А с 14 века начинает применяться совсем новый материал - мозаика. И 16 век характеризуется переходом к упрощенно-удешевленным техникам майолики.


6.



7.



8.



9.

С 12 по 14 века декор обогатился цветом.


10.



11.



12.



13.

Цветная глазурованная керамика первоначально использовалась в виде вставок - отдельных цветовых поясов в полотно кирпичей. Со второй половины 14 века керамическая облицовка уже покрывала как экс- так и интерьер зданий зачастую сплошным ковром.


14.



15.



16.



17.



18.



19.

Хронологически первым полихромным глазурованным материалом стала резная поливная терракота. Сначала ее покрывали лишь одноцветной бирюзовой глазурью. А к концу 14 века начинают изготавливать менее выпуклый рельеф, и цветовая палитра становится более разнообразной. К шедеврам керамического искусства того времени относятся архитектурный ансамбль Шахи-зинда в Самарканде и мавзолей Буян-Кули -хана в Бухаре.


20.



21.



22.



23.



24.

Апогеем развития искусства глазурованной архитектурной керамики считается конец 14 -начало 15 веков. В это время рельеф постепенно уменьшается, и декор превращается в плоскую одноцветную майоликовую плиту. Роспись исполняется в подглазурной технике.

25.



26.



27.



28.



29.

Вопрос фона решается как правило в пользу ультрамаринового. А орнаментов - желтого или белого. Белыми выписывались обычно и буквы надписей. Кроме того, в 14 веке появляется мозаика, а к 15 веку она уже достигает совершенства. Основой ее изготовления служила глиняная масса с большим количеством мелкопросеянного кварцевого песка.

30.



31.



32.



33.



34.

После обжига такой материал легко поддавался распилке. Выпиливались элементы заранее продуманного орнамента, а потом они точно подгонялись друг к другу. Отдельно выпиливались все элементы мозаики - цветы, стебли, орнамент:Тон мозаик становится особенно интенсивен.


35.



36.

В конце 15 века фасады декорируются все более скромно, в то время как убранство интерьеров поражает своей яркостью.


37.



38.

Из-за кризиса 17 века глазурованные панно этого периода лишились постоянства и строгости цвета, характерного для 15 века. Сама цветовая гамма становится более пестрой.


39.



40.



41.



42.



43.

Активно вводятся желтые и зеленые тона. Изображения изменяются в строну реалистичной манеры исполнения. В монументальную архитектуру проникают декоративные мотивы народного творчества.


44.



45.

Литература: build.rin.ru

Узбекистан, керамика, фото 2018, Бухара, путешествия, Самарканд, мозаика

Previous post Next post
Up