Богородицкий дворец - родина первого в России детского театра. 10 фактов о творении Болотова

Apr 16, 2018 19:20

Вы когда-нибудь задумывались о том, откуда берет начало традиция создания специализированных детских театров в России? Сегодня театры для маленьких зрителей и студии, в которых ребятишки могут обучаться театральному искусству - явление повсеместное. Но еще в XVIII веке детский театр был новинкой и настоящей сенсацией: громкой и спорной. Как вы думаете, в каком городе появился первый русский театр? Вовсе не в Санкт-Петербурге! И даже не в Москве! Он был создан гениальным ученым, паркостроителем и общественным Андреем Тимофеевичем Болотовым при дворце Бобринских в Богородицке. Но это, увы, малоизвестный факт.

Давайте вместе узнаем 10 самых интересных фактов о театральном гении Андрея Тимофеевича Болотова и создании театра в Богородицке! Где находился театр? Чем руководствовался Болотов при его организации? Почему у детских пьес было совсем не детское - в современном понимании этого слова, содержание? Почему детские театры многие считали вредными для детей? Что стало с богородицким театром после Болотова? И кто продолжает старинные театральные традиции города в наши дни?

А вы что-нибудь слышали о театре Болотова в Богородицке? Знали ли вы о том, что он был еще и талантливым театралом?

Больше постов о Богородицком дворце и его истории вы сможете найти здесь. Думаю, вам также будет интересно ознакомиться с 10 интересными фактами об Андрее Тимофеевиче и отправиться в путешествие по его усадьбе в Дворяниново.





1) Идея о создании детского театра пришла Болотову во время его собственного Дня рождения

Андрей Тимофеевич Болотов захотел осуществить идею о создании театра для детей во время празднования своего 41-летия, 18 октября 1779 года. Болотов был слишком талантлив и трудолюбив, чтобы откладывать реализацию этой идеи на будущее. Он сразу же приступил к реализации своей идеи.



Андрей Тимофеевич Болотов.

2) Первый в истории России спектакль в детском театре был дан 5 декабря 1779 года

24 ноября 1779 года юные жители Богородицкого дворца и сын Болотова Павел предстали перед публикой в роли героев пьесы М.М. Хераскова «Безбожник». По воспоминаниям Болотова, детям очень понравилось готовиться к спектаклю и премьера прошла хорошо.



3) Болотов хотел внедрить театральное действо детей в систему базового воспитания

В отличие от многих современных родителей, Болотов видел в детском театре вовсе не реализацию творческих способностей чад, и даже не борьбу с их страхом перед публичными собраниями. Болотов хотел, чтобы играя свои роли, дети учились различать добро и зло, искренность от фальши, а настоящее счастье - от придуманного. В его репертуар входили такие произведения, в которых было явное деление на плохих и хороших героев. Таким образом, Болотов хотел сделать детские театры мощной школой морали.



4) Театральные постановки детского театра проходили на территории дворцового комплекса в Богородицке

Первый спектакль богородицкого театра состоялся в одном из парадных залов дворца Бобринских. Спустя некоторое время, сцена и помещения для репетиций театра были оборудованы в одном из флигелей дворца, который, к сожалению, до наших дней не сохранился.



5) Болотов написал многие пьесы для театра самостоятельно

Таланты Андрея Тимофеевича Болотова, как мне кажется, находятся где-то за пределами человеческого разума. Он смог проявить себя не только во многих отраслях науки, искусства и садовом паркостроении, но и стал весьма интересным драматургом. Специально для своего театра Болотов написал несколько пьес. Самыми известными из них были пьесы «Честохвал», «Несчастные сироты» и «Награжденная добродетель». Последнюю, кстати, Болотов считал одной из самых удачных собственных пьес.



6) При написании пьес Болотов не делал поблажек «нежной детской психике»

Это в наши дни многочисленные психологи утверждают, что любые негативные сюжеты могут нанести непоправимую травму детской психике. В XVIII веке детей рано знакомили с реалиями жизни. В театральных пьесах Болотова дети играли сцены, в которых они нередко превращались в бедных и обездоленных наследников, испытывали настоящие страдания, преодолевали трудности и совершали подвиги. Такие произведения не имели ничего общего с сегодняшними сказочными и «ванильными» сюжетами, предлагаемыми детям в театральных студиях. Но именно в этом мыслитель и видел реальную подготовку ребенка к взрослой жизни.



Дети в 18 веке на картине Франсуа-Юбера Друэ.

7) Болотов создавал гениальные театральные декорации

Исследователи отмечают, что оснащение детского театра в Богородицке ничуть не уступало «взрослым» театром. Здесь было все, что нужно для проведения зрелищных спектаклей: поднимающийся занавес, суфлерская будка, специальное сценическое освещение, партер. Двойные кулисы позволяли мгновенно менять декорации, нарисованные при участии самого А.Т. Болотова, который был неплохим художником.



8) Детский театр в Богородицке стал действительно популярным

У театра, созданного Болотовым, действительно были поклонники. Ими были обычные взрослые люди, многие из которых были блестяще образованы и искушены в теаатральной жизни страны. При словосочетании «детский театр» современному человеку сразу же приходят на ум милые и несмышленые малыши на сцене и полный зал родителей, еле сдерживающих слезы умиления. Но в те годы все было иначе. Детей с раннего детства приучали к труду и обязанностям наравне со взрослыми. В случае с театром в Богородицке мы имеем дело с настоящим сценическим трудом по типу «взрослых» театров в наши дни. Современники вспоминали, что на представления в Богородицк запросто могли приехать более 200 человек. И это учитывая то, что во времена Болотова Богородицк был очень мал.



Спектакль "Несчастные сироты".

9) Создав детский театр, Болотов вызвал в свой адрес серьезную волну критики

Великому управляющему Богородицкого дворца многие завидовали. Его многочисленные таланты трудно было как-либо поставить под сомнение. Однако, создание театра стало тем самым событием, благодаря которым у недоброжелателей Болотова появились козыри в руках. Они утверждали, что Болотов плохо влияет на детей и подрывает их образование в связи с тем, что репетиции отнимают у них время, которое следовало бы потратить на учебу. После отъезда Болотова из Богородицка театр прекратил свое существование в былом виде.



10) В наши дни театральные традиции Болотова в Богородицке продолжает театр «У Гаши»

В Богородицке существует замечательный домашний театр «У Гаши». Несмотря на то, что его участники не позиционируют себя, как прямые преемники болотовского театра, да и среди участников театра числятся люди всех возрастов, этот коллектив во многом хранит и воспроизводит в наши дни традиции, заложенные Болотовым. Театр регулярно организует спектакли по пьесам Андрея Тимофеевича, занимается просветительской работой и популяризацией Болотовского наследия. Театр «У Гаши» тесно сотрудничает с Богоролицким музеем и является неотъемлемой частью всех зрелищных событий в городе. В наши дни театр «У Гаши», как и театр Болотова, дает масштабные представления в Богородицком дворце, которые привлекают многих жителей Богородицка и туристов.



Источники:
1) www.bogoroditsk.ru
2) www.btula.ru
3) www.ugashi.ru

Фото спектаклей: официальная страница домашнего театра «У Гаши» ВКонтакте.

Тульская область, Бобринские, 10 фактов, театры, Богородицк, театр "У Гаши", А.Т. Болотов

Previous post Next post
Up