В литературных кругах Богородицкий дворец известен как «усадьба Вронского». Одна из самых популярных краеведческих легенд города гласит о том, что Лев Николаевич Толстой, который, как мы выяснили
в предыдущем посте, был знаком с Бобринскими, «поселил» в Богородицком дворце персонажа романа «Анна Каренина» Алексея Вронского.
Но действительно ли это так? Или легенда про Вронского не более, чем краеведческая байка? Какие строки из романа прямо подтверждают подлинность «вронской» гипотезы? Как называлась усадьба в романе? И как откликнулся на толстовский вклад в историю Богородицкого дворца современный кинематограф? Давайте попробуем в этом разобраться!
А какие первые ассоциации возникают у вас с Богородицким дворцом: исторические или литературные? Дворец для вас, в первую очередь - это усадьба внебрачного сына Екатерины Великой? Или «усадьба Вронского»?
Выражаю огромную благодарность директору Богородицкого дворца-музея Марине Владимировне Жерздевой, а также - всем его сотрудникам за гостеприимство и помощь в углубленном знакомстве с историей города.
1) Легенда о Вронском в Богородицке считается правдивой
То, что Лев Толстой вдохновился красотой Богородицкого дворца и «поселил» в нем героя романа «Анна Каренина» Алексея Вронского, в Богородицке считается правдой. Когда туристам рассказывают про то, что планировка города напоминает веер самой Екатерины Великой, и о том, что императрица, по-видимому, могла гостить в усадьбе своего сына, экскурсоводы подчеркивают: «возможно!». Но когда речь заходит об «усадьбе Вронского» краеведы соглашаются: да, это действительно правда.
2) В романе «Анна Каренина» есть строки, в которых описывается усадьба Вронского. В них легко угадывается Богородицкий дворец
Сотрудникам Богородицкого дворца удалось подобрать цитату из романа «Анна Каренина», максимально точно свидетельствующую о том, что Толстой описывал именно Богородицкий дворец. Процитируем этот фрагмент: « - Как хорош! - сказала Долли, с невольным удивлением глядя на прекрасный с колоннами дом, выступающий из разноцветной зелени деревьев сада. - Не правда ли, хорош! Из дома, сверху, вид удивительный. Они въехали в усыпанный щебнем и убранный цветником двор…и остановились в крутом подъезде».
3) Фактическое название дворца не совпадает с названием усадьбы Вронского в романе
Мы привыкли, что дворец в Богородицке чаще всего называют дворцом Бобринских или Богородицким дворцом. Однако, Толстой придумал для усадьбы своего героя новое имя. В «Анне Карениной» Вронский владеет усадьбой Воздвиженское. Стоит отметить, что усадьба с таким названием действительно существует. Она находится в Серпуховском районе Московской области. И именно она часто вызывает путаницу среди ценителей романа «Анна Каренина». Говоря о Воздвиженском в контексте «Анны Карениной», следует понимать, что речь идет о Богородицком дворце.
4) Лев Толстой часто искал места действия собственных произведений среди достопримечателностей, увиденных им лично
В толстовских героях без труда угадываются многие люди из его окружения. На страницах его книг можно встретить описания реальных населенных пунктов, усадеб и достопримечательностей. Известно, что Лев Николаевич гостил в Богородицке и был дружен с несколькими представителями рода Бобринских. Подробнее об этом вы можете узнать
в моем посте. Однако, возвращаясь к теме, мы можем отметить, что способность писателя искать вдохновение в своем окружении действительно является веским доказательством того, что «богородицкий факт» имеет место быть.
5) Богородицкий дворец был задействован в экранизации «Анны Карениной»
История о реальном прототипе «усадьбы Вронского» знакома многим из нас еще со школьной скамьи. Неудивительно, что, определяя список локаций для очередной экранизации «Анны Карениной», Карен Шахназаров решил задействовать Богородицкий дворец. О том, как усадьба Бобринских выгладит в фильме 2017 года с Елизаветой Боярской в главной роли, вы сможете узнать, ознакомившись с
моим постом.
Больше постов о достопримечательностях Богородицка -
здесь.
Литература:
1. Жерздева М. В. «Лев Николаевич Толстой и графа Бобринские», Тула: Самвия, 2012. - 28 с.