Усадьба ПЕРОВО, Москва

Mar 22, 2013 09:32

Существует легенда о том, что государыня Елизавета Петровна и Разумовский обвенчались именно в здешней Знаменской церкви осенью 1744 года. А еще Перово считается родовым гнездом леших и возле церкви существует грунтовый могильник бывшего села  Перово. Елизавета попросила построить дворец знаменитого архитектора Бартоломео Растрелли.Прямым аналогом Дворца Растрелли в Перово была усадьба Трубецких середины XVIII века (г. Москва, улица Усачева, д.1/3), где бывал Пушкин. В усадьбе Руднево под Тулой существует аналог церкви в Перово…


24 февраля 2013 г.

Усадьба
ПЕРОВО
(Пирогово, Тетеревники)

Куракины, Воротынские, Голицыны,
Брюсы, Разумовские, Гедеоновы, Тарновские

М О С К В А
г о р о д



Название местности Перово пошло от характера основной деятельности местного населения - производства пера и пуха. В границы Перово входили большие лесные угодья, где проводились царские охоты на птицу, и щипали перо. Напоминание об этом находится и на гербе Перово, где на зеленом щите перекрещены золотой охотничий рожок и серебряное перо.



2. Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Перове.  
Большую роль в удобстве занятия охотой и ремеслом в Перово сыграло и то, что по его территории проходила важная дорога - на город Владимир (предыдущую перед Москвой столицу России). Поэтому прямо здесь же, в Перово, на обочинах Владимирской дороги шла ойкая торговля пуховыми постельными принадлежностями.


3. Вход в Перовский парк.  
Видимо, из-за обилия лесов и понятий, которые в России тесно переплетаются - «лес», «леший», «чертовщина», по некоторым поверьям, Перово считается родовым гнездом леших, якобы здесь рождались эти духи и расселялись по всей центральной России. Подтверждение этому можно найти, например, в книге Владимира Даля «Пословицы и поговорки»: «Как леший перовский зовет куликовского в гости к родительской кости» (то есть к месту, где захоронения родителей, на родину).


4. Возможно, здесь, правее стоял Перовский дворец.  
Первые сведения об этой местности относятся к XVI веку, когда здесь стояло село Тетеревники с церковью Успения Богородицы. Судя по названию, когда-то здесь жили великокняжеские тетеревники, охотники, обслуживающие птичью охоту на тетеревов.



5. Год постройки церкви: Между 1699 и 1705.  
Согласно описанию 1573 года, здесь упоминаются пустоши Тетеревники, Бортное и Пирогово (Перово тож). Писцовая книга 1576 года фиксирует это владение за Михаилом и Романом Шокуровыми.


6. Предполагаемый архитектор: Никодемус Тессин Младший, ученик Бернини.  
В начале XVII века опустевшая церковь была сожжена и владение окончательно запустело. И в 1624 году владельцами земель становятся князья Татевы. Татевы - угасший княжеский род, происходивший от Рюрика и князей Стародобских. Владельцы пустошей Тетеревники и Перово князья Федор и Иван Борисовичи известны тем, что подписали грамоту избрания Михаила Романова на царство в 1613 году.


7. Редкий образец храмового зодчества Москвы петровской эпохи.  
А первый «именитый» хозяин появился спустя 100 лет - в 1680 году князь Иван Алексеевич Воротынский отдал это владение князю Петру Алексеевичу Голицыну (отец которого Алексей Андреевич владел соседним Гиреево) в качестве приданого за своей дочерью Настасьей Ивановной.


8.  
А первый «именитый» хозяин появился спустя 100 лет - в 1680 году князь Иван Алексеевич Воротынский отдал это владение князю Петру Алексеевичу Голицыну (отец которого Алексей Андреевич владел соседним Гиреево) в качестве приданого за своей дочерью Настасьей Ивановной.


9. Стилистически храм может быть отнесён к так называемому "голицынскому барокко".  
Новый хозяин Перова был тесно связан с Петром I, которого знал с детства. Но Пётр Алексеевич, занятый на государственной службе в «Великом посольстве» Петра, мало бывал здесь, хотя именно при нём здесь появилась первая церковь - Знамения Пресвятой Богородицы. Её строительство началось в 1699 году, а освящена она была в 1705 году, когда владельцем Перова стал подросший сын Петра Алексеевича - князь Николай Петрович Голицын.



10. Кинотеатр Владивосток, возможно здесь стоял Перовский дворец.  
Знаменская церковь (улица С. Лазо №7) - одно из замечательных зданий Москвы. Оно более похоже не столько на церковь, сколько на парковый павильон, предназначенный для отдохновения, романтических обедов, встреч с друзьями. Это центричное здание, в плане восьмилепестковое, нижний ярус украшен пышной белокаменной резьбой, замечательны фигурные фронтоны с белокаменной резьбой. Завершается храм изящной композицией из волют, поддерживающих небольшой купол и ориентированных по сторонам света.


11. Возле церкви существовал грунтовый могильник, в 1960-х годах он был раскопан.  
Строитель ее, князь Петр Алексеевич Голицын, часто бывавший на Западе, возможно, последовал примеру брата, Бориса Алексеевича Голицына, построившего чудесную, дотоле невиданную церковь в своем подмосковном имении Дубровицы - ведь обе церкви строились примерно в одно и тоже время.


12. После 1932 г. храм был закрыт. В нем размещались мыловаренный и химический цеха.  
В 1730 году сын Петра Алексеевича Голицына выстроил придел Николая Чудотворца, сломанный для того, чтобы существенно увеличить вместимость церкви - в 1905 году пристроили трехпрестольный храм св. митрополита Алексия, св. Николая и Серафима Саровского. Верх нового храма, имитировавшего барочные формы, напоминал завершение петербургского Смольного собора. При реставрационных работах в 1958 году новую постройку снесли.



13. В 1958 часть храма была разрушена. При реставрации все строения были снесены, остался лишь небольшой, первоначальный храм 1705.  
Но финансовые дела позже у Николая Петровича шли не слишком удачно, и в 1732 году он заложил всё село Перово с деревней Тетеревники одному из самых таинственных и загадочных людей петровской эпохи - Якову Вилимовичу Брюсу.


14.  
Но владел этими землями Брюс не так уж и долго - в 1735 году он скончался, и в 1743 году Перово приобрела казна, а ещё через год императрица Елизавета Петровна пожаловала владение Алексею Григорьевичу Разумовскому, своему фавориту, а с 1744 года и супругу.


15. небольшое 2-ярусное центрического типа сооружение выделяется оригинальным сочетанием форм западноевропейского и московского барокко.  
Существует легенда о том, что государыня Елизавета Петровна и Разумовский обвенчались именно в здешней Знаменской церкви осенью 1744 года. «С тех пор Государыня особенно полюбила Перово, - рассказывает биограф Разумовских, - она одарила церковь дорогою утварью, богатыми ризами и воздухами, шитыми золотом и жемчугом собственной работы».


16. В оформлении фасадов использована ордерная система: поставлены полуколонки с белокаменными композитными капителями, по верху стен проходят антаблементы с многообломными карнизами на кронштейнах.  
С этого времени начинается расцвет перовской усадьбы. В сентябре 1747 года Елизавета издала указ о строительстве дворца, и уже весной следующего года деревянное барочное здание позже знаменитейшего архитектора Бартоломео Растрелли было готово (этот заказ он получил сразу же после Оперного дома в Лефортове). Усадьба представляла собой невысокое протяженное строение с открытой галереей по фасаду. Его окружал роскошный пейзажный парк, с беседками и фонтаном, с аллеей, переходящей в просеку, идущей к соседнему Измайлову.


17.  
Выбор архитектора был неожидан. Надо сказать, что Елизавета, сменив на троне Анну Иоанновну, не жаловала тех, кому благоволила предшественница. А Растрелли был автором архитектурного проекта "Летнего Анненгофа", Лефортовского дворца Анны Иоанновны. В целях экономии средств и времени, но и не без злого умысла, Елизавета велела использовать для новой постройки деревянные верхние апартаменты "Летнего Аннегофа".


18. Храм украшен высокорельефной белокаменной резьбой. Аттики-гребешки украшены орнаментальными барельефами растительного характера, близкие по стилистике исполнения декоративной резьбе Я.Бухвостова.  
Трудно сказать, что творилось в душе у Растрелли, вынужденного разрушать собственное детище, но приказ императрицы он исполнил в срок. Им был создан проект нового дворца, к которому прилагался план разборки старого, с пронумерованными деталями. Занятый многочисленными стройками в Петербурге, Растрелли не имел возможности самостоятельно наблюдать за возведением Перовского дворца и строительными работами назначили руководить московского архитектора А.П. Евлашева - через год Перовский дворец был готов.


19. Строение на территории церкви.  
Любовное гнездышко, которое свила Елизавета для своего фаворита Разумовского, обоих очень устроило. Это был небольшой приподнятый на невысокий цоколь нарядный усадебный дом. К его центральному входу, выделенному портиком на шести пилястрах, вели два широких расходящихся марша парадной лестницы, а по обеим сторонам затейливого фронтона располагались две группы амуров, извечных символов любви. Между небольшими двухоконными с пилястрами выступами по краям фасада размещалось много больших окон, пропускавших дневной свет внутрь здания. В дом, кроме парадного, вели входы и со стороны торцов, которые были оборудованы более простыми, но тоже расходящимися двухмаршевыми лестницами, сохраняющими стиль постройки.


20. Здание освещается высокими прямоугольными окнами. Входы в храм оформлены массивными порталами с лучковыми фронтонами на колонках.  
Сад был разбит по проекту Растрелли. Его аллеи и дорожки геометрически распланированы, и главная ось продолжала дорогу, ведущую на Лефортово. Другие дороги вели из перовского сада в Кусково и Измайлово. Вся усадьба так нравится Елизавете, что, поручая через несколько лет архитектору Мичурину строить дворец в Киеве, императрица указывает «держаться против фасаду того Перовского дому», для чего архитектору А. П. Евлашеву было поручено измерить и тщательно описать перовский дом с тем, чтобы этими данными мог располагать в своей работе Мичурин.


21. Внутри Знаменской церкви.  
Не забывает Елизавета и о своем любимом развлечении - ездить именно из Перова на охоту в Измайловский зверинец. В 1745 г. в Казенном приказе делается пометка, что церковь Знамения следует "писать в селе Перове, Тетеревники тож" - отныне два названия сливаются в одно. Дворец, который проектировал Растрелли, можно было с одинаковым правом назвать и перовским, и тетеревниковским.


22. Нижний ярус здания имеет 8-лепестковую конфигурацию. Он поддерживает крупный световой восьмерик, завершенный главой на барабане усложненной формы.  
В 1753 году у Елизаветы появился новый фаворит - граф И.И. Шувалов, и ставший ненужным Перовский дворец пал жертвой других планов императрицы. Ей пришла в голову идея восстановить сгоревший Головинский дворец в Лефортово. И снова сооружение Растрелли попало под топор, поскольку именно его материал она приказала использовать в новой постройке. Сегодня от дворца сохранились только авторские чертежи. С его разборкой кончается недолгий "царский" период в истории села.



23. В парке.  
В 1753 году Перовского дворца не стало. Сыграли ли в этом свою роль местные лешие - остаётся только догадываться…Во второй половине XIX века взамен старой петлявшей Владимирской дороги было проложено новое Владимирское шоссе, прошедшее здесь же неподалеку, через Перово. Новое шоссе повлекло за собой и строительство железной дороги, а позже и промышленный рост местных земель.


24. Аллея в парке.  
Позже Владимирское шоссе было переименовано в Шоссе Энтузиастов, в память о горькой судьбе неудавшихся революционеров и политических заключенных.



25. На прогулке.  
В первой половине XIX веке в Перово начинает складываться промышленный центр. Здесь возникает мануфактура шерстяных изделий Ниссена и Клаузена. Она вошла в историю тем, что на ней в ноябре 1842 года происходила одна из первых стачек в России.


26. В кругу деревьев.  
В 1880-е годы в Перове имелось самое большое по сравнению с другими дачными пригородами Москвы число дач -27. Однако дачная жизнь в Перове скоро прекратилось.



27. Главная аллея в Перовском парке.  
Продолжает существовать усадьба Перово. В середине девятнадцатого столетия она составляет собственность князей Гедиановых, одной из любопытных исторических фамилий, предками которых были крещеные татары. Сохранить за собой усадьбу Перово после отмены крепостного права они не смогли. Имение разделили между инженером В.А.Киприановым и купеческой фамилией Гульшиных. Последние оставались владельцами вплоть до октября 1917 года, и в селе продолжало существовать помещичье имение, впоследствии без следа исчезнувшее.


28. Перспективный план развитися Перовского парка.  
В начале XX века лицо Перова всё более определялось возникавшими здесь предприятиями, связанными с железнодорожным транспортом. Не случайно, что именно здесь в 1905 году развернулось массовое стачечное движение.


29. Маленький пруд на востоке парка.  
В конце главной дорожки стоял деревянный дом с мезонином, уютный и типичный - усадьба Тарновских. Целы были еще интерьеры дома, где уживались старинные вещи с реликвиями и сувенирами, посвященными Рихарду Вагнеру.


30. Горки.  
Последний владелец, подобно Максимилиану Баварскому, был поклонником немецкого композитора, имя которого он окружил своеобразным культом. Многочисленные портреты Вагнера, снимки с постановок, репродукции картин немецких художников, писавших на темы вагнеровских опер, германского эпоса и народных сказок, составляли убранство стен во многих комнатах.


31.  
Пусть являлись все эти вещи противоположными к старинной мебели и старым книгам в кожаных корешках, размещенных в шкафах светлого ореха, и мраморной прекрасной вазе перед окном в гостиной - они все-таки создавали усадьбе оригинальное, неповторимое лицо, совершенно законно отражая культурные интересы человека нового поколения.


32. Сердце.  
Многих владельцев переменил с 1916 года желтый ампирный дом. Не осталось больше мебели - стульев с высокими резными спинками в столовой, мраморной вазы с тонкими на ней барельефами; расхватали чьи-то руки и сувениры вагнеровского культа. Может быть, сгнил, может быть, сгорел - а скорее всего растаскан "по щепочкам" этот уютный домик Тарновских в Перове.


33. Рядом с Советским прудом.  
В 1925 году Перово получило статус города, в состав которого позже вошли Кусково, посёлки Чухлинка, Новогиреево и село Карачарово. А в 1960 году Перово вошло в состав Москвы, сохранив своё название, но уже в статусе района столицы.


34. Советский пруд.  
В годы войны в парке находилась зенитная батарея прикрывавшая железнодорожную станцию Перово, в результате, чего парк сильно пострадал из-за бомбардировок. В 1948 году парк был заново благоустроен. На наиболее пострадавшей части парка построен стадион.


35. Разумовский окружил имение парком с беседками, фонтаном и прудом.  
С включением города Перово в черту Москвы в 1960 году парк стал районным парком культуры и отдыха Перовского района. В 1967 году в северной его части построен кинотеатр «Владивосток».


36. Здесь будто бы венчались царица Елизавета с графом Разумовским...  
В настоящее время в центральной части парка находится стадион «Локомотив». В конце главной аллеи - установлен памятник участникам Московского декабрьского восстания 1905г. (скульптор В.В.Глебов, архитектор А.М.Каминский).


37. В парке.  


38. Вдалеке стадион Локомотив и супермен рядом с тренажерами.

Старые фотографии


Ф.Б.Растрелли. Усадьба Перово. Проект дворца. 1750-е годы.


Проект Растрелли. Дворец К.Г.Розумовського для Глухова в Украине.


1920 год. Купавенский (Советский) пруд в Перово.
Площадь 0,2 га. Иногда пруд называют Советским (до 1967 года Советской называлась улица Лазо, рядом с которой расположен пруд). Назван по Купавенским улице и проезду (причём было принято написание "КупавИнские"), находившихся в районе Перовской ул. и ул. Лазо, которые в 70-х годах был упразднены, а название перенесено на Большой, Средний и Малый Купавенские проезды в Южном Измайлово.


1907-1928 гг. Колокольня снесена при реставрации 1959 года. Колокольня 1870 год. Архитектор М. Г. Прыжов.


1907-1940 гг. У кинотеатра Владивосток раскопали надгробья и останки в 1969 году.


1931 г.


1958 г. При реставрации церковь Св. Серафима Саровского снесена. Построена в 1904-1905 гг..
Источник: Дирекция Перовского парка. ГНИМА имени А.Щусева


1964 г. Это вход рядом с памятником 1905 года, а здание справа - бильярдная...
Источник: Частный архив.


1974 г. Советский пруд, кинотеатр и церковь.


1980 - 1985 г.


1980 - 1985 г. Кинотеатр Владивосток.


1980 - 1986 г.


1981 - 1985 г. Автобус ЛиАЗ-677М.


1981 г. Карусель в Перовском парке которой сейчас там нет.


1985 - 1987 г.


1988-1989 г.
Источник: личный архив
Фотограф: И.Нагайцев


1988 г. Источник: Из личного архива
Фотограф: Вадим Шульц.


1993 - 2003 г.


1997. Улица Усачева, д. 1-3. Усадьба Трубецких . Аналог разобранного дворца в Перово.
Источник: личный архив
Фотограф: olgadukova


Главный дом Трубецких являлся одним из самых древних деревянных усадебных домов Москвы. В этом доме бывал 16 сентября 1826 года А.С.Пушкин, после праздничного гулянья на Девичьем поле с историком Погодиным и семейством Трубецких. Еще недавно усадебный дом полностью сохранял внутренние интерьеры.


Дом на улице Усачева.


Церковь в усадьбе Руднево под Тулой. Аналог церкви в Перово.
http://idu-shagayu.livejournal.com/696630.html


Украина, г. Киев. Мариинский дворец.
Очень похож на Перовский дворец.

Старые карты

1766 год.

1797 год.

1797 год.

1818 год.

1826-1840 год.


1849 год.


1860 год.


1878 год.

1900 год.

1928 год.

1931 год.

1931 год.

1942 год.

1942 год.

1957 год.  

1957 год.

1968 год.  

1979 год.  

1986 год.  

2003 год.  

2010 год.

2012 год.

Археологическая карта.
185.  Грунтовый могильник у церкви Знамения в быв. с.  Перово.
186. Селище в быв. с.  Перово.


Схема усадьбы Перово. На этой схеме расположение дома (2) указано южнее церкви (1).
Ссылки на Panoramio и Google Earth

Пушкин, фото 2013, Перово, пруды, усадьбы, Разумовские, Елизавета II, Куракины, церкви, Растрелли, зима, Брюсы, Голицыны, рококо, Брюс, дворцы, Гедеоновы, Тарновские, барокко, Воротынские, парки, Москва

Previous post Next post
Up