Музей-усадьба "Край Долгоруковский", Липецкая область, Долгоруковский район

Dec 05, 2017 23:16

Этот сельский арт-центр появился еще тогда, когда были молоды дедушки современных винзаводовцев. Он никого не оставляет равнодушным. Любители экспериментов в искусстве называют его родиной провинциального авангарда, а сторонники традиционного творчества - «мусоркой». Его создатель - человек очень смелый, любящий будоражить общественность, но при этом - созидатель по натуре своей.

Саркастические картины о международных отношениях, сцены из трудной жизни работников колхоза, булгаковская Маргарита со свечой, «памятник» русским усадьбам и сюрреалистичный Козьма Прутков, с грустью смотрящий на свое разрушенное имение в Павловке - все это можно увидеть здесь, в Музее-усадьбе «Край Долгоруковский».

История музея - это уже разрыв шаблонов! Однажды житель небольшого села Долгоруково в Липецкой области Иван Христенко основал музей своего родного края. Будучи примерным советским гражданином и ярым коммунистом он, однако, очень жалел о том, что несколько местных усадеб исчезли с лица земли. Особенно дорого было ему имение братьев Жемчужниковых, которые в тандеме с Алексеем Толстым, создали литературный образ Козьмы Пруткова.

Собрав все свои идеи воедино, Иван Христенко решил создать собственную импровизированную усадьбу. В ней он отразил всю многовековую историю района. Экспонаты музея активист часто создавал из подручных материалов, а то, и вовсе - мусора. Его музей получился настолько сюрреалистичным, что во всем мире у него едва ли найдутся аналоги.

Какие безумные идеи воплотились в музее? Почему Иван Христенко принципиально не принимал поддержки спонсоров? Как он, выпускник МГУ и известный на всю страну юрист, оказался в Долгоруково и создал там музей? Какие проблемы музей испытывает в настоящее время? Давайте разбираться во всем вместе!




На этой неделе блогосфера особенно жарко обсуждает современное искусство и его деятелей. Люди спорят о том, существуют ли грани той странности, которую предлагают нам творцы. И тут я понял: пришло время показать вам самый сюрреалистический сельский музей в мире! К сожалению, я не смог снять его внутри и мы осмотрим только фасады музея и его двор. Надеюсь, что в следующий раз я проведу детальную фотосъемку интерьеров.



2. Этот необычный памятник Козьме Пруткову находится недалеко от бывшей усадьбы Жемчужниковых. В нем невооруженным глазом виден художественный почерк Ивана Христенко.

Ивана Александровича Христенко многие называют «человеком не от мира сего». Он всегда был натурой очень творческой, принципиальной и имел свое видение на любые вещи. В юности Иван Христенко никак не мог и предположить, что когда-то он свяжет свою жизнь с музейным делом. Он учился в самом престижном вузе Страны советов - МГУ. И не где-нибудь, а на юридическом факультете. В ту пору эта специальность была по-настоящему редкой.


Иван Александрович Христенко. Фото: http://lipetskmedia.ru

Христенко обладал удивительной памятью, аналитическими способностями и необходимой юристам въедливостью. Практически сразу после окончания института он стал успешным юристом-практиком и был распределен в Долгоруковский район Липецкой области. Он стал невероятно компетентным специалистом в своем деле. Христенко не боялся браться за самые сложные дела и мог распутать любую правовую «заваруху». Слава о его профессионализме распространилась далеко за пределы Липецкой области. За правовой консультацией в Долгоруково стали приезжать люди из многих городов.


3. В советские годы долгоруковские власти получили разнарядку о создании музея от  вышестоящих чинов. Первое время музей получал незначительное финансирование, а потом - он стал развиваться только за счет Ивана Христенко.

Иван Христенко с уважением относился к советской власти и был глубоко порядочным гражданином. Однажды местному руководству дали разнарядку на создание в Долгоруково музея. Власти решили поручить это дело Христенко - как одному из самых ответственных долгоруковцев.


4.

И тут Иван Анатольевич начал творить. На создание музея долгоруковцам практически не выделили денег. Пришлось создавать шедевр, фактически, из подручных материалов. И Ивану Христенко удалось создать нечто безумно-замечательное! Он никогда не был связан с музейным делом. Но он с детства был очень творческим, образованным и начитанным. Он очень любил образ Козьмы Пруткова, а впоследствии, и вовсе - считал себя «исполняющим обязанности Козьмы Пруткова». Долгоруковский музей стал своеобразной реинкарнацией усадьбы «создателей» Пруткова - братьев Жемчужниковых, которая находилась в нескольких километрах от села.


5.

Первыми экспонатами музея стали предметы, связанные с Великой Отечественной войной. Однако, вскоре местному руководству стало «не до музея» и вся ответственность за все его дальнейшее развитие легла на Ивана Христенко.


6. Обычный сельский дворик.

Однако, именно эти сложные времена и «сделали» лицо музей уникальным. Иван Христенко принялся мастерить экспонаты из подручных материалов. Порой, ими становились ненужные вещи и даже - содержимое помоек. Иван Александрович мастерил свои работы в неповторимом стиле - миксе различных направлений современного искусства.


7.

В интервью одной из местных газет нынешний директор музея - дочь Ивана Христенко, Надежда, вспоминала забавный случай о реакции зарубежных посетителей на экспозицию музея отца. Путешественники смеялись до слез.


8. Здесь все было сделано своими руками.

- Эта миниатюра из папье-маше, где на спине стоящего на карачках Горбачева стоит Ельцин и теннисной ракеткой разбивает КПСС на куски, а рядом сидит американец, который положил ноги на перестройку, никого не оставляет равнодушной,- рассказывает Надежда Христенко.


9. Козьма Прутков смотрит в сторону своей разрушенной усадьбы с башни-колокольни.

Рядом с фантазией на тему международных отношений - грустные реалии жизни работников колхозов. Скульптура крестьянки, сгорбленной под тяжелым снопом сена - это история про то, как женщина, вымотанная бесплатными трудоднями в колхозе не выдержала нагрузки и умерла.


10.

Любимый персонаж Ивана Христенко Козьма Прутков встречает туристов во дворе музея. Он сидит на символическом башенке-колокольне и с грустью смотрит на свою разоренную усадьбу в Павловке.


11. Нельзя объять необъятное. Но у Ивана Христенко это получилось.
По соседству с Козьмой Прутковым находятся другие скульптуры - Спинозы, боярыни Морозовой, бюст Ленина на груде кирпичей.



12.

Во дворе находится и уникальный экспонат усадебной тематики, который меня поразил. Перед вами - инсталляция «Барская усадьба». Очевидно, что Ивану Христенко было очень больно за судьбу многих памятников российской архитектуры.


13. А вы так представляли себе князя Долгорукова?



14.

Даже в самые трудные для музея минуты он отказывался от спонсорской помощи - терпеть не мог «буржуев» и рассматривал только помощь от государства.


15. То, чем сейчас восхищаются в столичных арт-пространствах, существовало в Долгоруково несколько десятилетий назад.



16.



17.  Владимир Ильич как арт-объект.

На протяжении всего времени своего существования посещение Музея-усадьбы «Край Долгоруковский» было бесплатным. Это было одной из принципиальных позиций Ивана Христенко, которую поддерживает и его дочь Надежда.


18. Инсталляция "Барская усадьба".



19. Вход в музей всегда был бесплатным.

Судьба этого удивительного арт-центра остается неопределенной до сих пор. Иван Александрович Христенко тяжело болен и прикован к постели. Его дочь Надежда искренне верит в то, что государство поможет детищу его отца и дальше удивлять туристов.


20. Руководство музея по-прежнему относится негативно к любой спонсорской помощи. Что будет с музеем дальше - неизвестно.

Карты


1832 год.



1870 год.



1937 год.



1942 год.



1950 год.



1984 год.



2000 год.



2017 год. Yandex.

музей, Край Долгоруковский, Долгоруково, Липецкая область, Жемчужниковы, фото 2017, Павловка, Долгоруковский район, Козьма Прутков, современное искусство

Previous post Next post
Up