Большинство россиян привыкли ассоциировать Петергоф исключительно с Большим дворцом, парком и фонтанами. Для меня Петергоф стал открытием именно с "Готических конюшен".
Они были построены по инициативе императора Николая I по проекту архитектора Николая Бенуа в 1848-1855 годах. В советские годы здесь внезапно смешались кони и люди - «дом» для лошадей превратился в корпуса для отдыхающих. Санаторий "Петродворец" явно не способствовал развитию туристического потенциала бывших Императорских конюшен.
И вот, на прошедшем Культурном форуме в Санкт-Петербурге, в танцевальном зале Большого Петергофского дворца, был подписан исторический документ о побратимстве Императорских конюшен Петергофа и Королевских конюшен Версаля. С российской стороны соглашение подписал заместитель министра культуры РФ Олег Рыжков, а с французской - Главный администратор замка, музея и национального владения Версаль Тьерри Госсрон.
Что появится в этом огромном архитектурном комплексе в ближайшие годы? Как это повлияет на туристический климат и узнаваемость этого места? Я подготовил для вас фотографии всех интерьеров бывшего санатория "Петродворец" и "сердца" конюшен - манежа.
Здание Императорских конюшен является не единственной постройкой Петергофа, выполненной в стиле английской готики. Однако, в числе диковинных и малоизвестных достопримечательностей этого города они явно выделяются.
2.
Ни для кого не секрет, что еще буквально 100 лет назад основным средством передвижения для всех жителей нашей планеты была лошадь. Без этого животного нельзя было представить жизнь человека прошлых лет. В крестьянской среде лошадь также выполняла роль кормилицы и помощницы, помогая возделывать землю и убирать урожай. А в аристократических кругах к коням относились практически как к членам собственных семей - с любовью и уважением. Лошади сопровождали военных в походах и баталиях, они часто помогали им выживать и побеждать. Кроме того, в прошлые века лошадь практически выполняла роль автомобиля. Купить породистого скакуна мог позволить себе только очень состоятельный человек. В этом смысле, стоимость породистой лошади в XIX веке можно сопоставить со стоимостью элитного авто в наше время.
3. Манеж.
Фото до 1940 года. "Манеж". Источник: Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., Стройиздат, ЛО, 1985 (Главное архитектурно-планировочное управление Ленсовета. Государственная инспекция по охране памятников).
Фото до 1976 года. Санаторий "Петродворец". Автор Фото: Сокирко Виктор.
4.
Именно для того, чтобы подчеркнуть особую роль лошади в жизни человека, в России, как и во всем мире, постепенно стала зарождаться традиция строительства «дворцовых» конюшен. Эти строения, которые выполняли хозяйственную функцию, часто выглядели как настоящие замки и дворцы. Взять хотя бы конезавод в
Старожилово,
Новотомниково, Хреновом,
Кузьминках и других дворянских усадьбах.
5.
Но, как это было всегда, самые роскошные и самые масштабные постройки, могли позволить себе члены императорских семей. Перед вами - удивительно типичный и характерный пример модной архитектурной идеи, доведенной до абсолюта.
6.
7.
8.
9.
Здания Императорских конюшен огромны, искусны и совершенно бесстыдно красивы. Они были построены по инициативе императора Николая I. Строительство больших конюшен являлось стратегическим шагом по улучшению хозяйственной оснащенности петергофской резиденции.
10.
11.
Автором проекта конюшен выступил выдающийся российский зодчий Николай Бенуа. Будучи натурой творческой и увлеченной, он с удовольствием шел на смелые архитектурные эксперименты. Получив заказ на составление проекта конюшен от самого императора, он сделал ставку на стиль английской готики и не прогадал. Проект пришелся по вкусу как самому венценосному заказчику, так и его супруге Александре Федоровне.
12.
Фото 1942 года. "Солдаты Вермахта в Готических конюшнях". Источник:
pastvu.com.
Масштабное строительство конюшен длилось семь лет: с 1848 по 1855 годы. Помимо, собственно, манежа для лошадей, в комплексе зданий конюшен были построены помещения для ветслужбы, хранения сена и кормов, каретные, склады, жилье для персонала конюшен, кузницы, площадки для выгула лошадей и многие другие службы.
13.
Фото 1941 года. "В Готических конюшняхх". Источник:
pastvu.com.
По своей форме этот архитектурный комплекс напоминает средневековую крепость, внутри которой расположен живописный двор. Фасады конюшен по своему внешнему виду напоминают и готический собор, и замок - одновременно. Такая многоликая, но в то же время, органичная игра ассоциаций - свидетельство большого таланта архитектора Николая Бенуа. Зубчатые башенки, стрельчатые окна, геральдические вензели Романовых в украшении фасадов - все это еще больше придавало конюшням вид роскошного жилого помещения.
14.
«Сердцем» императорских конюшен стало помещение манежа. Там размещалась императорская ложа. А декор этого помещения, по задумке автора, получился очень эффектным. Сочетание однотонных оштукатуренных стен и эффектной системы открытых дубовых стропил с причудливой резьбой, имитирующих сложный свод, действительно впечатляет!
15.
16.
Николай Бенуа тщательно проработал не только проект самого здания, но и дизайн его внутренних помещений. Мебель для конюшен проектировалась и заказывалась под чутким контролем зодчего. Он разработал даже дизайн формы для служащих конюшен!
17.
18.
19.
20.
После окончания строительных работ здание заработало в полную силу практически сразу же. Оно было очень удобным, функциональным и вызывало неописуемый восторг у публики. У Императорских конюшен появилось неофициальное название «Готические конюшни», которое живо до сих пор.
21.
22.
Благодаря таланту Николая Бенуа в Петергофе появилось еще несколько удивительных по красоте строений в готическом стиле. Это, разумеется, здание вокзала в Петергофе и здание почты, построенное в тандеме с архитектором Альбертом Кавосом. Можно смело сказать, что Николай Бенуа разнообразил и добавил архитектурную «перчинку» и дворцово-барочный и парадно-нарочитый вид Петергофа.
23.
Оставим манеж и прогуляемся по остальным помещениям "готических конюшен".
24.
Фото до 1906 года. "Солдаты Собственного Е.И.В. Сводно-пехотного полка в казарме". Источник: Фотоальбом «Военная столица Российской империи». Автор фото: К.К. Булла.
25.
В декабре 2001 года совместным распоряжением Минкультуры и Минимущества России конюшни были закреплены за ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» на праве оперативного управления. Стало ясно - с этой архитектурной жемчужиной стоит обращаться очень бережно и вернуть ей историческое значение.
26.
27.
Встал вопрос о приспособлении здания к его современному использованию. Судьба Готических конюшен была официально определена в рамках секции «Сохранение культурного наследия» VI Санкт-Петербургского международного культурного форума. В ее рамках представитель Министерства культуры РФ Олег Рыжков и главный администратор государственного учреждения Замка Версаль Тьерри Госсрон в торжественной обстановке подписали соглашение о сотрудничестве.
28.
Стороны договорились о техническом сотрудничестве и побратимстве памятников и исторических объектов - Дворцовых конюшен в Петергофе и Большой конюшни Версаля. Сотрудничество предполагает совместное продвижение памятников, обмен опытом по управлению объектами, технологиями их сохранения и приспособления для современного использования. Также партнеры будут обмениваться публикациями и научными материалами, организовывать совместные выставки и другие мероприятия, развивать проекты в области конного наследия, сообщила пресс-служба Министерства культуры.
- «Идея вернуть конюшням их первоначальное предназначение принадлежит хозяйке вечера - гендиректору Петергофа Елене Кальницкой, - рассказал замминистра культуры Олег Рыжков. - Впервые мы обсуждали с ней эту идею в прекрасном русском городе Тамбове. Именно с этого момента начался отсчет этого проекта».
- «Мы очень рады приветствовать всех на подписании и надеемся, что соглашение будет способствовать дальнейшему развитию культурных связей между Россией и Францией», - отметил главный администратор Государственного учреждения замка Версаль Тьерри Госсрон.
Очевидно, что в истории Готических конюшен начинается новая глава. Уверен, что она будет долгой, интересной и будет способствовать развитию российского туризма.
29.
30.
31.
32.
33.
Фото до 1916 года. "Автомобиль «Sperber» во дворе Императорских конюшен". Источник:
/www.vitber.lv.
34.
Остатки санатория "Петродворец".
35.
Кабинет электросветолечения.
36.
Старые двери.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
Правила приема "Петродворцовой" минеральной воды.
44.
45.
46.
Теперь посмотрим фасады.
47.
48.
49.
И много деталей.
50.
Смотрим дальше, там будут интересные старые фотографии.
51.
52.
53.
54.
Сирень.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
Фото 1958 года. "Дом отдыха "Петродворец". Автор фото: В.Т. Лаптев.
61.
62.
63.
Фото до 1916 года. "Школа военных мотоциклистов". Источник:
www.ebay.com.
64.
65.
66.
Общий вид с дрона.
67.
68.
69.
70.
Фото до 1960 года. "Императорские конюшни". Источник:
pastvu.com.
71.
72.
Фото 1931 года. "Дом отдыха №8". Источник:
www.ebay.com.
73.
74.
75.
Фото до 1897 года. "Президент Французской республики Феликс Фор проезжает мимо императорских конюшен". Источник:
pastvu.com.
76.
Фото до 1893 года. "Царские конюшни". Источник:
www.royalcollection.org.uk.
77.
78.
Фото до 1867 года. "Царские конюшни". Автор: А.Ф. Лоренс.
79.
Фото 1941 года. "Немецкий часовой у императорских конюшен". Источник:
foto-history.livejournal.com.
Фото 1985 года. "Ворота Императорских конюшен". Источник:
www.panoramio.com.
Фото до 1900 года. Автор: Бианки И.К. А Это здание Почты на Петергофской дороге (СПб прт., 15). Угадывается стиль, тоже работа Н.Л.Бенуа.
80.
Старые карты
1792 год.
1831 год.
1850 год.
На карте 1860 года уже отчетливо видно конюшни.
1860 год.
1890 год.
1913 год.
1920 год.
1982 год.
2001 год.
2017 год.