Усадьба АХТЫРКА, Московская область, Сергиево-Посадский район

Nov 07, 2012 15:19

Ахтырка была единственной в Подмосковье усадьбой, целиком выдержанной в духе ампира. По замыслу архитектора А.С. Кутепова, на берегу Вори должна была быть устроена Египетская пристань. В Ахтырку приезжал П.И.Чайковский. В.М. Васнецов написал здесь много этюдов и работал над своей известной картиной «Аленушка». По местным преданиям усадьбу в 1917 году поджег владелец Ахтырки - князь E.H. Трубецкой (1863-1920), когда уезжал из России. Осталась церковь и несколько деревьев на склоне к реке Воря. Предлагаю сравнить, насколько отличается вид Ахтырки на литографиях 1820-х гг. и на фотографиях, сделанных мною в это воскресенье…


4 ноября 2012 г.

Усадьба
АХТЫРКА

Татищевы, Трубецкие, Матвеевы

М О С К О В С К А Я о б л а с т ь ...
... р а й о н С Е Р Г И Е В О - П О С А Д С К И Й



Знаменитая в XVIII - начале XX века усадьба Ахтырка известна с 1450 г. как пустошь Дудкино Инобожского стана Дмитровского уезда, владение Троице-Сергиева монастыря. Смотрите внизу карты 1797 года.


2. Ампи́р (от фр. empire style - «имперский стиль») - стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве.  
Дудкино тож, и впервые она упоминается в грамоте великого князя Ивана III в 1504 году. В 1694 году Дудкино принадлежало И.А.Панину, а затем ее владельцем стал В.Н.Татищев (1686-1759) - знаменитый историк и горный деятель, президент Берг-коллегии, основатель Екатеринбурга и уральских горных заводов.


3. Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров.  
В 1734 году у В.Н.Татищева поместье купил князь И.Ю. Трубецкой Меньшой (1703-1744), и с той поры до 1879 года оно оставалось во владении Трубецких.


4. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры.  
В 1772 году, при Н.И.Трубецком, здесь была построена церковь во имя иконы Ахтырской Богоматери, после чего и село стало именоваться Ахтыркой.


5. Колонна - памятник былой владелице, не стерлась и выбитая на ней надпись: «Княгине Наталии Сергеевне Трубецкой сооруженъ сыномъ ея князем Петром Ивановичем 1859 года августа 26 дня».  
Вероятно, в эти же годы или несколько ранее в Ахтырке были сооружены деревянные усадебные постройки и разбит небольшой сад. Но настоящее большое строительство здесь началось только в первой трети XIX века.


6.
Колонна раньше стояла на берегу реки Воря. С трудом, но можно еще прочесть выгравированные на нем стихотворные строки - посвящение в духе сентиментального восемнадцатого столетия:
Тебе, мать нежная, драгая,
Я памятник воздвигнул сей,
Чтоб ум твой, доблесть вспоминая,
Излить здесь глас души моей.
Ты местность эту сотворила,
Храм Божий, воды, дом и сад,
Сама природу победила,
Всему дав стройный, дивный лад.
Вся жизнь твоя была сплетенье
Забот семейных и трудов,
А здесь нашла ты развлеченье
У милых Вори берегов…
Да будет в век же вспоминанье
Сей памятник делам твоим,
А мне то сладостно сознанье,
Что сын воздал достойно им.  
Усадьба князей Трубецких некогда была одной из красивейших в Подмосковье. Главные ее постройки созданы в 1820-х годах блестящим мастером московского ампира архитектором A.C. Кутеповым.


7. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830-1840 гг.

Это была единственная в Подмосковье усадьба, целиком выдержанная в духе ампира. Дом-дворец, увенчанный куполом, горделиво высился на холме над запруженной речкой Ворей.


8. Колонны.  
Парадный фасад усадебного дома украшал шестиколонный портик. Противоположный фасад был обращен к реке и саду. По сторонам главного дома стояли два флигеля, выстроенные в тех же ампирных формах, что и главный дом.


9. Год постройки церкви 1821 - 1825.  
Несмотря на внешний блеск, жить в этом доме, по воспоминаниям E.H. Трубецкого, было тесно и неуютно. «Как и все старинные усадьбы того времени, она больше всего была рассчитана на парад, чем на удобства жизни, - писал E.H. Трубецкой про ахтырскую усадьбу. - Удобства, очевидно, приносились тут в жертву красоте архитектурному стилю.


10.  
Парадные комнаты - «зало», «биллиардная», «гостиная», «кабинет» были великолепны и просторны, но рядом с этим - жилых комнат было мало и были они частью проходные, низенькие и весьма неудобные.


11. На входе в церковь стоит часовня Новомучеников и Исповедников Российских.  
Казалось, простора было много - большой дом, два флигеля, соединенные с большим домом длинными галереями, все это с колоннами «ампир» и с фамильными гербами на обоих фронтонах большого дома, две кухни в виде отдельных корпусов ампир, которые симметрически фланкировали с двух сторон огромный двор перед парадным подъездом большого дома. И, однако, по ширине размаха этих зданий помещение было сравнительно тесным.


12. Справа стоит указатель на "Спортивно-оздоровительный комплекс".  
Отсутствие жилых комнат в большом доме было почти полное. А флигеля с трудом помещали каждый небольшую семью в шесть человек. Когда нас стало девять человек детей, мы с трудом размещались в двух домах...»


13. В здании церкви скульптор Тавасиев создавал героя башкирского народа, Салавата Юлаева. Сейчас эта скульптура находится в Уфе.  
Дом окружал обширный липовый парк. К нему примыкал так называемый Верхний, пейзажный парк, а точнее - просто лес, который расчистили, устроили лужайки, а над оврагами перекинули легкие березовые мостики. Искусственных насаждений в нем почти не было. В глубине парка стояла двухэтажная беседка «Эрмитаж», увенчанная эоловой арфой, издававшей при порывах ветра мелодичные звуки.



14. Внутри стены, окрашенные под серый мрамор, ныне побелены. Украшавшие их картины, роспись купола итальянского письма и белый с золотом иконостас не сохранились.  
По замыслу архитектора, на берегу Вори должна была быть устроена Египетская пристань - в духе древних пристаней на Ниле в «стовратных Фивах». Но этот замысел так и не был осуществлен, несмотря на то что на одной из старинных литографий можно видеть Египетскую усадьбу как существующую. Но это было, увы, всего лишь мечтание...


15. Колоннады боковых портиков храма сообщают ему торжественную монументальность, которой противопоставлена легкость силуэта стройной трехъярусной колокольни, соединенной с храмом крытым переходом.



16. Чудотворный образ явлен был в городке Ахтырка Харьковской губернии. И случилось то знамение в 1730-х годах.  
Последний владелец усадьбы из рода Трубецких - князь Н.П.Трубецкой - был председателем Российского Музыкального общества. При его участии и его материальной помощи была создана Московская консерватория.


17. Подъездная аллея.  
По аллеям парка гуляли и М. Нестеров, и С. Аксаков, и П. Чайковский, и Н. Рубинштейн.


18. В 1980 г. Музей-заповедник в Абрамцеве добился решения о реставрации храма по проекту архитектора-реставратора Н. В. Шемшуриной).  
Аллеи старинного парка выводили к оригинальным небольшим мостикам через ручьи с грациозными перилами в березовой коре или к круглой беседке, или княжеской скамейке, на которой любил отдыхать Иван Петрович Трубецкой.


19. Господский дом стоял прямо напротив ворот в храм.  
И если в таких усадьбах, как Архангельское, Кусково, обелиски, памятные колонны, павильоны владельцы усадеб сооружали в честь пребывания в этих местах великих князей и императоров, то здесь, среди скромных аллей парка, на небольшом холмике, возвышающемся над берегом спокойно-задумчивой и нежно-гладкоструйной речки Вори, вдруг возникает силуэт совсем небольшой, скромной колонны. Это памятник, посвященный одним представителем рода другому. На нем трогательное стихотворное послание.


20. Все дороги от храма спускаются вниз к реке Воря.  
Оно далеко от пиитических изысков XIX столетия да и не претендует на отточенность форм, но по-своему доброе и милое. Чисто семейного, альбомного склада. Поставлен знак Петром Ивановичем Трубецким в память о своей матери (это был всего лишь кенотаф, поскольку сама княгиня Наталия Сергеевна Мещерская, по мужу Трубецкая, похоронена в лавре).


21. Электричество в Ахтырке появилось после сооружения на реке Воря собственной малой гидроэлектростанции в 1947 году.  
В 1879 году, чтобы выручить брата - Ивана Петровича Трубецкого, проигравшегося и попавшего в долговую яму - Н.П. Трубецкой был вынужден продать свое имение, которое затем переходило из рук в руки.


22. В Ахтырке был развит промысел - художественная выделка бытовых предметов, начало которому было положено столярной мастерской в Абрамцеве.  
Трубецким пришлось продавать это таинственно-музыкальное имение, они, сохраняя память об одном из представителей рода - Наталии Сергеевне Трубецкой, переносят колонну к церковной ограде.


23. Близость Троице-Сергиевой Лавры и Покровского Хотькова монастыря - святых мест, связанных с подвижничеством Сергия Радонежского, красота здешней природы, настраивало обитателей усадьбы на мирный, созидательный лад.  
Последний хозяин Ахтырки - СИ. Матвеев - превратил усадьбу в процветающее хозяйство с оранжереями, где круглый год выращивались цветы.


24. Возможно остатки разрушенной плотины.  
Одну из дач в Ахтырке летом 1881 года снимал художник В.М. Васнецов, который написал здесь этюды «Пруд в затишье», «У опушки», «Осока», «Затишье». Здесь Васнецов работал и над своей известной картиной «Аленушка», которую И.Э. Грабарь назвал обаятельной лирической поэмой о чудесной русской девушке, одной из лучших картин русской школы. До сих пор в Ахтырке сохраняется «Аленушкин пруд», запечатленный на полотне Васнецова.



25. Старый кустарник на спуске к реке.  
В 1921 году Д.С. Ганешин (1904 - 1979, первый исследователь усадьбы Ахтырка) еще застал усадьбу почти целой, в то время здесь находился детский дом. Позднее А.Н. Греч в своем знаменитом «Венке усадьбам» утверждал, что усадьбу в 1917 году поджег владелец Ахтырки - князь E.H. Трубецкой (1863-1920), чего не могло быть хотя бы потому, что E.H. Трубецкой к тому времени никакого отношения к Ахтырке не имел.


26. Благодаря музыкальным пристрастиям хозяина вся Ахтырка была словно напоена музыкой.  
В юношеском возрасте Ганешин впервые увидел Ахтырку, и она настолько поразила его, что с конца 1940−х годов, когда усадьбы Трубецких уже не существовало, постоянно жил  в селе. Уйдя на пенсию, вел кропотливую работу по воссозданию облика «дворянского гнезда» и его обитателей.


27. Вид на партер усадьбы.  
Усадебный дом действительно сгорел, но позднее - в 1920-х годах. Постепенно разрушились и были разобраны флигели. «Недавнее пепелище заросло травой, крапивой и бурьяном, - с горечью писал А.Н. Греч. - Одиноко и оголенно стоит церковь, больше не ведет никуда дорога, охваченная пилонами въездных ворот... Над пепелищем склонили свои ветви плакучие березы, точно на кладбище».


28. Дом в Ахтырке строил Кутепов. Он превосходно воспроизвел здесь тот тип усадебного зодчества, который был найден и осуществлен отцом и главой московского классицизма М.Ф.Казаковым в безвременно погибших Кузьминках.  
От всего комплекса усадьбы уцелела только церковь Ахтырской Божьей Матери с трехъярусной колокольней, построенная по проекту A.C. Кутепова в 1821 - 1825 годах. Она принадлежит к числу выдающихся произведений московского ампира. Сейчас церковь снова действует, но в предыдущие годы она была разорена и первоначальное убранство ее - лепнина, живопись в технике «гризайль», окраска стен под серый мрамор - в значительной мере утрачено. Погибли иконы, роспись купола, белый с золотом иконостас.


29. Живописную усадьбу в Ахтырке не раз изображали художники.  
Чудотворный образ явлен был в городке Ахтырка Харьковской губернии. И случилось то знамение в 1730-х годах. Благочестивый священник Василий Данилов косил на лугу траву и увидел необычный свет, исходивший от лежавшей на земле иконы. Святой образ был внесен в дом, но только через три года и три месяца проявил свою благодатную силу - исцелил больную девочку, дочь священника. Молва о явленных иконой чудесах разлетелась по необъятной Российской империи.


30. Вал, который опоясовал пруд на запруженной реке Воря.  
Сама императрица Елизавета Петровна повелела церковным иерархам провести надлежащие расследования, что и было незамедлительно исполнено. И в 1751 году Святейший Синод постановил почитать обретенный образ чудотворным и совершать память ему 2 июля (15-го - по новому стилю). День этот исстари почитался в подмосковной Ахтырке как престольный праздник. Незримая связь родового гнезда Трубецких с образом Ахтырской Богоматери существовала всегда.



31. Изящнейший дворец с развевающимся на флагштоке стягом красуется на высоком берегу Вори, - к запруженной реке сбегают дорожки и кудрявые аллейки, а на противоположном берегу, у мостика, меж живописных куртин, прогуливаются дамы и господа… (сравните эту фотографию со старой литографией, которая находится ниже)  
В книге, издания 1862 года, об истории чудотворной иконы приводится назидательный рассказ: однажды отец Василий поручил некому иконописцу, по имени Иоанн, обновить образ. Иоанн, помолясь, готовился приступить к работе, как вдруг услышал глас: «Встань! Настало время отнести икону туда, откуда ты ее взял. Исправить ее ты не можешь». Иоанн тотчас исполнил высшую волю.


32. Старая сосна на аллея парка.  
С тех стародавних пор к иконе не прикасалась кисть живописца. Но однажды святой завет был нарушен: в 1905 году образ из Покровского собора в украинской Ахтырке отправили на реставрацию в Санкт-Петербург. Тогда-то и исчезла храмовая чудотворная икона. Где она ныне - не знает никто. Все известные иконы Ахтырской Богоматери - лишь списки с образа, обретенного некогда в Малороссии и утраченного при злосчастных обстоятельствах.



33. Безымянный художник, то ли желая польстить заказчику, то ли сообразуясь с собственной фантазией, изобразил никогда не существовавшую каменную пристань с двумя египетскими пилонами по краям. За дворцом виднеются колокольня и главка храма.  
Постепенно развалилась плотина и исчез водоем, был вырублен парк, сломаны оранжереи и парники. В 1937 г. закрыли Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, и в 60-х-70-х годах лишь ее руины с растущими на крыше деревьями напоминали о былой красоте. Да и эти стены хотели снести, использовать на щебенку.


34. В начале 1920-х страшный пожар уничтожил все - главный дом, флигели, парковые беседки и гроты, да и сам старый парк, являвший собой подлинное произведение садово-паркового искусства.  
К счастью, художники из Абрамцева выпросили развалины для своих целей, а здание бывшей церковно-приходской школы было приобретено скульптором Тавасиевым. Вскоре в здании церкви он начал ваять героя башкирского народа, Салавата Юлаева. Огромная фигура верхом на коне разместилась под куполом храма! Но нет худа без добра. Может быть, если бы не она, то мы не имели бы сейчас и самой церкви.


35. Где--то на этом месте, чуть правее белого дома стоял главный дом усадьбы, а слева и справа флигели.  
А сам памятник ныне стоит в Уфе на берегу реки Белой, а силуэт его украшает герб республики Башкоторстан. Но были люди, помнившие былую красоту Ахтырки, мечтатели, верившие в невозможное.


36. Т.н. Аленушкин пруд.  
И самый большой мечтатель - Дмитрий Сергеевич Ганешин. Он стучал во многие двери, и было принято решение о реставрации церкви. Большую работу провели сотрудники Абрамцевского музея-заповедника во главе с директором И.А.Рыбаковым. Ими у вдовы Сергея Ивановича Матвеева, сына мирового судьи, были обнаружены несколько цветных слайдов начала этого века, на которых предстала дореволюционная Ахтырка.


37. Здесь Васнецов увидел "Аленушку".  
Начались реставрационные работы по восстановлению церкви. А в 1991 г. по просьбе верующих села Ахтырка возрождающаяся церковь была передана им. 15 июля 1991 г. после 53 лет "мерзости запустения" под сводами возрождающегося храма вновь зазвучали молитвы и церковное пение.


38. Старое дерево на берегу обмелевшего усадебного пруда.  
В престольный праздник была совершена Божественная литургия и на ней присутствовали прямые потомки создателей храма князь Андрей Владимирович Трубецкой и его супруга Елена Владимировна, урожденная княжна Голицына. С 25 апреля 1992 г. не прерываются еженедельные богослужения в храме во имя Ахтырской Божией Матери.


39. Уже давным-давно не отражаются в водной зеркальной глади дворцовые портики, пилоны, башни, колонны…  
Кроме церкви об усадьбе в Ахтырке напоминают лишь подъездная аллея, обсаженная липами и елями, да сильно одичавший пейзажный парк.


40. Ну другом берегу реки Воря сохранились остатки двух пионерлагерей и липовая аллея усадьбы Жучки.  
Восстановление всего Ахтырского комплекса сыграло бы заметную роль в развитии музейно-туристского дела, но ахтырские землевладельцы скорее всего будут против.


41. Скромный деревянный особняк с мезонином в Абрамцеве выстоял в лихие годы войн и революций, а величественный дворец в Ахтырке, творение забытого ныне зодчего Кутепова, ученика великого Жилярди, исчез с лица земли, словно и не было вовсе этого архитектурного чуда.



42. Остатки старых деревьев.



43. Аллея от главного дома к пруду.

Старые карты



1797 год. Ахтырка относилась к Митинской волости Дмитровского уезда.  


1797 год.  


1860 год.



1925 год.  


1931 год.



1939 год.



1942 год



1957 год



2007  


2010

Старые фотографии



Ахтырка. Старинная литография. Неизвестный художник. 1830-е годы  


1879 г. Виктор Васнецов. Картина “Ахтырка”.  


1894 год. Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933): Ахтырка. Вид усадьбы.



1880 г. А.Васнецов. Ахтырка. 1880 год. Акварель  // Аполлинарий Васнецов. - М., 1980  


Начало XX века. Главный дом усадьбы Трубецких Ахтырка.  


1881 г. Васнецов В.М. Алёнушка.
Картина Васнецова Аленушка, навеяна лирически сказочным образом, по всем известной русской сказке Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, хотя прототипом к написанию этой картины была действительно реальная девушка, художник приметил в усадьбе Ахтырка, решив написать именно ее в своей задуманной картине. Образ этой простой русской девушки с несколько печально тоскливым взглядом, побудило Васнецова к созданию картины Аленушка, претворив в задуманной картине свой творческий окрас и лирическую сказочную взаимосвязь, от которой веет чисто русским духом.



1908 г. Василий Кандинский. "Ахтырка. Красная церковь". 1908 г.



1940-1950 гг. Разгромленная в 40-х годах XX в. Ахтырская церковь.



2002 г. Павел http://sobory.ru/



2006 г. Вид на Ахтырку. http://www.panoramio.com/  
Ссылки на Panoramio и Google Earth http://www.panoramio.com/user/3393283/tags/Ахтырка
Ссылки http://www.flickr.com/photos/deadokey/sets/72157631946192702/
http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.akra-city.ru/samye-znamenitye-usadby-rossi/ahtirka.html
http://www.okhtyrka.biz/galeryfoto.php?p=1212
http://russify.ru/text/farm/47.htmhttp://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.oiru.org/component/content/article/5-2010-01-21-09-27-06/66-31.html
http://www.biblgorlov.ru/kraevedenie/kalender_2009/ganeshin.html
http://www.sergiev-reg.ru/news/vypushchena-kniga-ob-usadbe-akhtyrka
http://www.sergiev.ru/node/3564
http://www.nivasposad.ru/school/homepages/all_arhiv/konkurs2006/chvileva_angelina_yu/html/ahtirka.htm
http://www.panoramio.com/photo/4280689
http://www.gramotey.com/?open_file=1269037696
http://www.russiskusstvo.ru/authors/81/a1326/

Спасибо, есть что добавить?

П.И. Чайковский, Трубецкие, усадьбы, Ахтырка, реки, Васнецов, Сергиево-Посадский район, московская область, Татищевы, ампир, Абрамцево, А.С. Кутепов, парки, церкви

Previous post Next post
Up