В июле 2009 года службы усадьбы Беляева были лишены охранного статуса... Особняк галантерейщика, потомственного почетного гражданина Москвы, Дмитрия Федоровича Беляева был построен в 1903 году архитектором А.А.Галецким. Возможно, ограду особняка проектировал учитель А.Галецкого - Ф.Шехтель. Некоторое время после Отечественной войны в особняке жил с семьёй маршал К.Рокоссовский. Старых ворот и ограды башни нет, но интерьеры, и большая часть фасадных декораций бережно отреставрирована...
24 июля 2012 г.
Усадьба
Д.Ф. БЕЛЯЕВА,
Рюмин переулок, д.2
Рюмины, Беляевы
М О С К В А
г о р о д
Уже ниже, от Гончарной улицы, отходит Рюмин переулок, названный по домовладельцу. Известен с XVIII века как Сахаров переулок, позже Вшивогорский (Швивогорский) переулок (по Швивой горке - юго-западному склону большого Таганского холма). Название Сахаров и более позднее - Рюмин - по фамилиям домовладельцев.
2. Продолжаем гулять по Гончарной улице и через пару домов свернем налево в Рюмин переулок.
В этом небольшом переулке находится интересный образец московского модерна - особняк потомственного почетного гражданина Д. Ф. Беляева, перестроенный из более старого здания в 1903 г. по проекту А. А. Галецкого. Александр Антонович Галецкий (1872 - после 1926) - русский архитектор, один из видных мастеров московского модерна. В 1894 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества с серебряными медалями по рисунку и архитектуре.
3. Улица Гончарная д.3. Музей русской иконы.
Доходный дом - административное здание Грачёвой (1913, архитектор Н. Д. Поликарпов).
С 1894 по 1898 годы учился в Императорской Академии художеств в мастерской А. Н. Померанцева, которую окончил со званием художника-архитектора и малой серебряной медалью за проект Великокняжеского дворца.
4. Стена Афонского подворья.
В 1900-1901 годах работал помощником архитектора Ф. О. Шехтеля, принимал участие в некоторых его постройках. До 1900 года служил архитектором Донецко-Юрьевских заводов.
5. Дом Д. Е. Грачёва (1913, надстроен архитектором Н. Д. Поликарповым) разрушен. Современный жилой дом построен в 1999 году по индивидуальному проекту.
С 1900 по 1902 годы являлся архитектором Никольской мануфактуры С. Т. Морозова, для которой построил больницу, санаторий и начал возведение зимнего театра. С 1907 года служил архитектором Строгановского училища. В 1926 году работал в Мосрекламе. Дальнейшая судьба А. А. Галецкого неизвестна.
6. Что-то происходит за этими окнами в доме №3 по Гончарной улице.
Дом середины XVIII века заводчика, и владельца старейшей Столбцовской игольной фабрики в России - Рюмина был перестроен им в стиле модерн.
7. Афонское подворье в отражении.
У дома были выполнены уникальные по рисунку кованные изделия, мозаика, лепнина интерьеров.
8. Стена Афонского подворья.
Балконы, обращенные к Центру Москвы, их перила, состоят из объемных кованных ирисов и тюльпанов; ограда по переулку - в образе развивающихся весной из клубка змеиных тел; ограда палисада двора в виде японских иероглифов.
9. Балкон новостроя. Гончарная ул. д.5.
Панно восточного фасада - венецианской фирмы "Мурано" - "Маки на закате" - символ четырех возрастов человека.
10. ул. Гончарная. Налево за деревянным домом - Рюмин переулок. Направо - усадьба Тутолмина.
Своды залов второго этажа украшены лепниной - ветвями цветущей сакуры. Водосточные трубы - напоминают бамбуковые стебли.
11. Гончарная ул. д.5.
Зеленная фасадная керамика-"кабанчик" дома, в сочетании с весенними (лепными) цветами, и масками Лорелей - образ Весны.
12. Жилой дом XIX века.
Возможно ограду особняка проектировал учитель А.Галецкого - Ф.Шехтель.
13.
В 30-х гг. XX века в усадебном доме находился ЗАГС (см. старые фотографии ниже).
14. Резной домик.
Некоторое время после Отечественной войны в особняке жил с семьёй маршал К.Рокоссовский.
15. Рюмин переулок.
В настоящее время ворот и ограды башни нет, но интерьеры, и большая часть фасадных декораций бережно отреставрирована.
16. Усадьба Беляева сразу угадывается. Слева раньше стоял деревянный дом, потом его снесли и поставили кирпичную постройку, теперьь и ее тоже снесли, остаток стены прилегает к усадебному дому.
Главный фасад двухэтажного здания, облицованного серо-зеленой керамической плиткой, весьма прост - это два ряда окон, однотипно обработанных горизонтальной тягой. Центральный, чуть выступающий в плоскости стены ризалит имеет венчающий сплошной аттик.
17. Старый жилой дом на пересечений Гончарной и Рюмина переулка.
В левой стороне сооружения - вход, к сожалению, утративший свой навесной металлический козырек. Его выделяют забавные крошечные колонки на кронштейнах, расположенные по сторонам входного проема.
18. Страшная кирпичная стена теперь замаскирована.
Наиболее интересен садовый фасад здания, украшенный мозаичной композицией «Маки на закате» в характерной для стиля изогнутой полуэллиптической рамке. В интерьерах использованы лепные вишнёвые ветви. Кованая ограда балкона выполнена в форме ирисов.
19. Страшный вход левее усадьбы остался.
Особую художественную ценность имеет металлическая ограда особняка со стороны переулка, выполненная в виде расползающихся весной змей, а также калитка в саду (ныне не обнаруженная), смелый экспрессивный рисунок которой навеян графическими открытиями знаменитого бельгийца Виктора Орта - его знаменитым «ударом бича».
20. Ограда особняка со стороны переулка, выполненная в виде расползающихся весной змей.
Каких-то 30 лет назад вместо асфальтированной площадки и разрушающего структуру здания черного частого металлического забора с южной стороны здания находился японский сад с калиткой в том же стиле.
21. Над головой человека в белой рубашке одна из самых интересных вещей усадьбы - мозаичная композицией «Маки на закате» в характерной для стиля изогнутой полуэллиптической рамке.
22. В интерьерах использованы лепные вишнёвые ветви.
23.
24. Усадьба облицованна серо-зеленой керамической плиткой. Архитектура весьма проста - это два ряда окон, однотипно обработанных горизонтальной тягой.
25. Шехтель и Галецкий. ))
26.
27. Зеленная фасадная керамика-"кабанчик" дома, в сочетании с весенними (лепными) цветами, и масками Лорелей - образ Весны.
28. Водосточные трубы - напоминают бамбуковые стебли. Кованые деревца, подпиравшие козырёк бесследно исчезли.
Старые карты
1500 год.
1611 год.
1613 год.
1646 год.
1661 год.
1674 год.
1739 год
1808 год
1824 год
1836 год
1862 год
1878 год
1888 год
1910 год
1912 год
1923 год
1942 год
1942 год
1942 год
1957 год
1957 год
1968 год
1979 год
1986 год
1988 год
1995 год
2003 год
2007 год
2009 год
2009 год
2010 год
2010 год
2010 год
2010 год
2011 год
Старые фотографии
1911 год. Источник: архив музея Истории Благотворительности
1930 год. Молодожены возле ЗАГСа, который находился в усадьбе.
1930 г. "Московский ЗАГС. Счастливая невеста." ЗАГС находился в усадьбе Беляева.
Коллекции Дикинсон-Колледж. Карлайл, Пенсильвания.
1970 г. Кованые деревца, подпиравшие козырёк. Теперь их нет! Остались только каменные тумбы-основания.
Фотограф: Мясников Виктор Анатольевич.
1971 г. Старые домики на улице Володарского.
Фотограф: Мясников Виктор Анатольевич.
1980-1985 год. Калитка японского сада особняка Беляева.
Фотограф: Мария Владимировна Нащокина. Источник: архив Стройиздата, книга Москва - какой ей быть.
1980-1985 год. Похищенные ворота особняка Беляева.
Фотограф: Мария Владимировна Нащокина. Источник: архив Стройиздата, книга Москва - какой ей быть.
1983 г. Фотограф: Виталий Царин
1983 год. Хорошо видны ограда в стиле "модерн" и старый одноэтажный деревянный домик.
1997 г. Фотограф: Виталий Царин.
1997 г. Фотограф: Виталий Царин
2000 г. Источник: архив С.Г.Величко
Фотограф: Татьяна Васильевна Бондарькова
Ссылки на Panoramio и Google Earth
http://www.panoramio.com/ - улица Гончарная
Ссылки
http://www.flickr.com/photos/deadokey/sets/72157630984509814/ - г.Москва, ул. Гончарная
http://testan.narod.ru/moscow/book/pereulok/mosper24_3.html
http://www.mskvd.ru/Archi/p2_articleid/370
http://alexzhuc.livejournal.com/16028.html
http://mccuntz.livejournal.com/80284.html
http://acribo.livejournal.com/66504.html
http://marinni.livejournal.com/738420.html?thread=13068404
http://a-la-belle.livejournal.com/4230.html
http://archnadzor.livejournal.com/35076.html
http://moya-moskva.livejournal.com/110358.html
http://sofitte.livejournal.com/2488.html
Спасибо, есть что добавить?