Дата фотографий 14 августа 2011 года и 9 августа 2009 года
Усадьба Муханово на Рассоловке принадлежала известному дворянскому роду Мухановых, многие из которого были лично знакомы с А.С. Пушкиными. А вы знаете что река Рассоловка раньше называлась Куньеме? В 6 верстах от усадьбы Муханово на этой реке существовала Воскресенская пустынь, разоренная
(
Read more... )
В 1996-2007 гг. у д.Ратьково, на р.Дубна были открыты остатки «домика мёртвых» с захоронениями по обряду кремации - редкий погребальный комплекс позднедьяковской культуры (VI-IX вв.) на территории Волго-Окского междуречья, давший богатый материал по реконструкции погребального обряда и костюма финно-угров и балтов раннего средневековья.
Археологическая экспедиция Сергиево-Посадского музея-заповедника в 1999, 2000, 2002, 2006, 2007 гг. открыла и исследовала могильник VI - IX вв. на городище у д. Ратьково Александровского района Владимирской области, на мысу левого берега р. Дубна. Одной из загадок дьяковской культуры является отсутствие у неё могильников - в Подмосковье и окрестностях до последнего времени было известно только два. Они, вероятно, находились в глухих углах леса, тела умерших помещали в наземных сооружениях - «домиках мёртвых». На Ратьковском могильнике были найдены остатки трупо-сожжений и погребальный инвентарь на глубине от 0,3 до 0,5 м. Судя по глубине, останки и вещи помещали в наземные «домики мёртвых».Всего собрано 1202 предмета (из них 196 - оплавленные бронзовые вещи), а также фрагменты керамической посуды.
Раскопки (вскрыто о 476 кв.м.) позволили реконструировать погребальный обряд. Кремация осуществлялась на стороне. Кости людей после сожжения очищены от углей и золы и специально измельчены. Остатки кремации, обугленные зерна и вещи концентрируются вокруг небольших ям, причем большая часть материала лежит в верхних слоях заполнения ямам или рядом с ними. В заполнениях трех ям собраны тысячи обугленных зерен культурных растений (пшеницы-полбы, ячменя, гороха, проса) и куски спекшихся обугленными зёрен - остатки какого-то блюда, вроде, каши, связанного с «тризной» - поминальной трапезой.
Судя по находкам на Ратьковском городище, обычаи приготовления поминальной трапезы из пшеницы, ячменя, гороха были характерны и для славян (канун, коливо, кутья, кисель) и для местного финно-угорского населения. По-видимому, воспоминанием о наземном погребальном обряде, бытовавшем у дославянского населения центральной части Восточной Европы, является образ «бабы-яги костяной ноги» и «избушки на курьих ножках».
В сказках подчеркивается связь дома Бабы-Яги и костей человека. Во всех сюжетах баба-яга существо не русское, противопоставляющее себя русским. Стремление бабы-яги - символа смерти - изжарить героя сказки, можно рассматривать как обряд кремации, характерный для местного финно-угорского населения. Для мужских погребений характерны железные стрелы, поясные пряжки и накладки, кресало. В женских погребениях: шилья, ножи, пряслица, литейные формочки, бронзовые украшения, в том числе шумящие подвески.
Украшения из бронзы составляют подавляющую часть находок из погребений Ратьковского могильника. «Шумящие» бронзовые украшения играли важную роль в одежде финских и балтеких женщин - при движении бронзовые обереги издавали звон - магическое средство для изгнания «злых сил».
Часть погребений принадлежала женщинам-литейщицам. Бронзо-литейное дело в ту эпоху находилось в руках женщин и женские погребения могильников поволжских финнов - мери, муромы, мари, мордвы сопровождаются принадлежностями литья.
Литейные формочки изготавливали из мягких пород камня. На аккуратных прямоугольных брусках вырезаны ровные тонкие бороздки или круглые ямки для отливки шариков зерни, тонких проволочек и других мелких деталей ювелирных украшений: колечек, звеньев, треугольных зернёных подвесок.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Все что прислали - внизу. Воспоминания - это несколько посещений усадьбы в 90х годах и всё...
Reply
Leave a comment