Усадьба ЗЕНДИКОВО, Московская область, Каширский район

May 28, 2015 22:08

Русские усадьбы, московский модерн, древнерусская архитектура, монастыри, барокко, старые карты, старые фотографии, картины, гравюры, карта Крыма
Рядом с усадьбой Тарасково, недалеко от Каширы, находится усадьба Зендиково. Название связано с именем Зендика Тимирязева, точно неизвестно, был ли он русским дворянином или крещеным татарином, ( Read more... )

В.Г. Двигубский, палладианские мотивы, пруды, усадьбы, Зендиково, Каширский район, абандон, двухсветный зал, фото 2015, Рядцевы, Двигубские. Гороховы, Московская область, парки, Барятинские, весна

Leave a comment

(окончание) kemenkiri June 2 2015, 23:50:36 UTC
А младший сын Александр - пожалуй, самый известный представитель этой ветви семейства Барятинских.
Учился в Иезуитском пансионе, служил в гусарах, писал стихи на французском языке (и выпустил в 1823 году небольшую их книгу). Но прославило его не это, а членство в Южном тайном обществе и близкая дружба с его главой Павлом Пестелем. В отличие от друга, Александр Барятинский по итогам следствия остался жив, но был присужден к вечной каторге. ОТбывая ее,тяжело заболел чахоткой, едва не умер в начале 1830-х годов, но все-таки прожил до 1844-го, продолжал писать стихи, интересовался математикой и древними языками, держал двух собак по имени Улиска и Пенелопа, успел выйти на поселение в Тобольск, общался со ссыльными поляками... и оставил внебрачного сына Петра, которого воспитали другие декабристы, и который, прекрасно зная, кто его отец, всю жизнь прожил под чужой фамилией, служа сельским учителем в Тобольской губернии.

(Портрет Александра Барятинского времен каторги, нарисованный Николаем Бестужевым:
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Alexandr_Petrovich_Baryatinsky_by_N.Bestuzhev.jpg#/media/File:Alexandr_Petrovich_Baryatinsky_by_N.Bestuzhev.jpg

Несмотря на смерть отца и такое сомнительное обстоятельство, как брата-государственного преступника, обе сестры Александра выходят замуж в 1827-1828 гг. Брак младшей, Екатерины, ушедшей обратно от матери к остальной семье, оказался достаточно удачным, но сама она довольно рано скончалась (в 1835 г.). А вот у старшей, Варвары, умер единственный ребенок, а муж ухитрился каким-то не до конца известным образом испортить отношения и с ней, и с остальной семьей, - и растворился, оставив Варваре на память труднопроизносимую фамилию Винкевич-Зуб. С тех пор одной из основных ее забот было изыскание средств на ежегодную посылку денег матери в Петербург и брату на каторгу; сохранилась толстая пачка писел Варвары брату. В них, в частности, можно прочесть много теплых слов об одной из тетушек, Аграфене, судя по всему, заменившей в свое время мать детям брата; Варвара называет ее святой.

Но вернусь к Михаилу николаевичу, которому официально принадлежало Зендиково и еще 3 каширских деревни. тут есть неясности, причем по многим фронтам.
Действительно, после недолгой военной службы в гражданской он если и был, то тоже недолго. Зато, судя по письмам сестры и племянницы, мог исполнять различные хозяйственные и имущественные поручения других дворянских семейств, родственных и не очень (например, Долгоруковых или Потемкиных - по-видимому, все это, там, где не родство - московские знакомства).
Что до его семейной жизни, то долгое время ее вроде бы нет... а потом, после смерти брата в доме на Житной вдруг появляется его жена, Екатерина Степановна, и двое детей-подростков, Николай и Анна. В дальнейшем дети проходят в документах как "воспитанники". То есть похоже, они были рождены им и Екатериной и Степановной вне брака, где-то в районе 1812-1814 гг. Следы семейства в Москве в это время теряются - довольно вероятно, что они могли переждать лихое время в Зендикове - и где-то здесь могли завязаться эти отношения. Но почему их нельзя было скрепить браком так долго, пока совершенно неизвестно.

Есть и еще одна неизвестность. Действительно, в 1828 году Двигубские покупают не только Зендиково, но также Умрыхино и Зубово. И продай его им лично Барятинские, это было бы не удивительно, денег в семье в самом деле не так много. Но Двигубские, судя по данным очередной ревизии, покупают их *с аукциона*. В силу каких именно обстоятельств они уходят об Барятинских так, мне пока неизвестно (тем более, что Михаил Николаевич еще здравствует, и долго).

Михаил Николаевич в итоге перебирается в Чернятино - по-видимому, там еще при прошлом помещике был дом (поскольку упоминались дворовые), причем перебирается насовсем, продав после смерти сестер дом в Москве.

Из-за мутного статуса воспитанника сын Михаила Николаевича, Николай, дворянство получил только по военному чину (то есть Барятинским он был, а князем - нет). Позже он (тоже с некоторыми приключениями) унаследовал Чернятино, еще позже - занимал в уезде разные земские должности. Был дважды женат, точно была одна дочь.
Скончался в 1873 году, похоронен в Кашире, и на надгробии, кажется, все-таки был назван "*князем* Барятинским".

Reply


Leave a comment

Up