Кувалда клипового мышления

Mar 13, 2019 19:03

     


Одной из причин деградации лимитрофов (если не самой важной, но об этом можно спорить), считаю тотальное внедрение ещё с перестроечных времён модели клипового мышления, в которой ответ на вопрос «как это сделать, как этого добиться», подменяется двумя картинками «было» и «станет». То есть, исключает не только сам мыслительный процесс, а и погружает адепта в «страну мрий» о светлом будущем. Естественно, людьми обратившимися в эту «веру» управлять куда проще, им достаточно показывать лишь две картинки, и они просто побредут по уготованной им дорожке «за своим светлым будущим».

А светлое это будущее рисуется, естественно, в следовании т.н. «европейским ценностям», «американской мечте». Словом, каждый пользователь может выбрать своё из двух, в сути своей практически идентичных, но из двух, подчёркиваю, вариантов. - Иллюзия выбора уже есть.

Сам же процесс преобразования мышления легко просматривается ещё с перестроечных времён. И совершенно понятно, почему он начался именно тогда. Да, при Союзе был определённый «дефицит мнений» и в широкодоступной массовой культуре. Зато, уже во времена перестройки можно было наблюдать разительный контраст официального и неофициального.  Всплывшее, подобно тому, что никогда не тонет, естественно, относилось к разряду того, что стало вдруг «можно». И сразу же крупными и жирными мазками обрисовало картину полнейшей деградации по сравнению с теми же самыми «официальными образцами». Возьмём для первого примера ту же поп-музыку. А за ней идёт и всё остальное - деградирует кино, литература…
Уже в постперестроечные времена в топы продаж попадает писанина в формате «покет - бук» от той же Марининой, а тот же Рязанов снимает «Небеса обетованные», «Привет, дуралеи»… Понятно, что сусловская система перегибала палку, но, почему многие так истово ринулись к противоположности? Всё ли дело только в существовавших во время оно ограничениях, либо же, следует вспомнить прекрасную цитату из «Гиперболоида», гласящую: «Людей нельзя оставлять без вожаков, их тянет стать на четвереньки»?

В том же конце восьмидесятых в мозг людей внедряется бесконечный солитёр телесериалов. Причём, начинают именно с самых низкопробных, бразильских. Но у множества людей тут же вырабатывается потребность в указанное время упасть перед телевизором и получить очередную порцию пластмассовых страстей. Вследствие чего уже напрочь исчезает критичность подхода к реальности, которая подменяется жизнью в двухмерном пластиковом мире двухмерных же мечт.

Случай из жизни. Человек, который  сразу же молча протянул протянул мне сто рублей в конце восьмидесятых, увидев в моих руках пластинку «King Crimson», которую я прятал в сумку, чтобы не приставали с предложениями продать, году в девяносто третьем заявил мне на той же самой наше музыкальной толкучке: «Не, а зачем, я вот себе Криса Ри купил - так ОТДЫХАЮЩЕ»!
Вот это омерзительное, появившееся тогда простонародное определение «отдыхающее», которое применялось ко всему подряд, и затмило умы. Причём, «отдохновение» подобного рода искалось соответсвующим контингентом везде, являясь символом очевидной деградации. Я в ответ спросил его, без малейшей надежды услышать что-то внятное:
- Прости, мы с тобой оба уже ушли со своих старых работ, сами себе зарабатываем деньги. И оба, естественно, тратим на это куда больше времени и собственных усилий. Но почему меня «отдыхающее» не интересует, а тебя, наоборот? От чего ты лично, в отличие от меня, так устал?
Ответом было невнятное мычание, которое можно было свести к известному постулату о том, что некоторые равнее других.
Что примечательно в этом всём… - Большинство этих самых, кто начал ещё тогда искать себе столь лёгкие пути для «отдыха», заскакали. Меньшая часть - ещё во время оранжевого майдана, а остальные - в 2014-м… Действительно, а чего не поскакать повыше, если «отдыхали» целых двадцать лет подряд…. Энергии-то, полагаю, накопилось, хоть город - миллионник освещай!
Но, что самое показательное, деградация музыки, литературы, кинематографа наблюдается не только у нас. Процесс имеет всемирный масштаб. А всё, что поднимается хоть чуть выше постоянно опускающейся планки массового стандарта, тут же объявляется «культовым и элитарным». В силу чего, по уровню возможности восприятия и постановки проблемы, среднестатистический советский человек дал бы сто тысяч очков вперёд самому продвинутому современному хипстеру.
Сама суть клипового мышления прекрасно отражена в видеоролике того же Питера Гейбриэла. - Видеоряд непостоянен. Мало того, что изображение постоянно меняется оно идёт прерывающимися пакетами, становясь очень меткой и злобной карикатурой. Действительно, в противном случае, среднестатистическому обывателю будет просто не интересно и он отвернётся. Всё должно быть ярко, броско, динамично и не задерживаться в памяти. Дабы память эту «не перегружать». Чтобы побольше «отдыхала».

А когда в указанный час все усядутся перед телевизором в ожидании очередной порции ежевечерних наслаждений, из телесериала, ток-шоу и т.п. в определённый момент прозвучит  завуалированный звоночек. Вот тогда и поднимутся «плешивые стада» собакопавловских баранов ненавидеть и убивать.

На уровне примеров. - Заметьте, как всё просто. Все «стремящиеся к западному образу жизни» приводят в пример Польшу, в которую «вбухали охрененное количество миллиардов», а не ту же самую Болгарию. И никого не учит простейший пример -  с другими странами Восточной Европы этого «почему-то» не случилось. Но все наивно продолжают ждать, что именно они станут исключением и что в них именно и вбухают, как минимум, не меньше, чм в Польшу.
Откуда такой наив? - Ответ прост - массовое клиповое мышление.

В ответ я устал рассказывать старый анекдот:
Умер мужик. Апостол Пётр спрашивает его - куда хочешь, в Рай, или в Ад? - Можешь посмотреть, ознакомится. Сначала мужик в сопровождении Ангела идёт в Рай. Там полная идиллия - под ослепительным небом все гуляют по высокой траве, кушают золотые яблоки, пьют нектар, играют на арфах. Потом чёрт ведёт его к соседней двери - там ревёт музыка, пьянка, дым коромыслом, словом «пиво - бабы - папиросы». После чего Апостол Пётр спрашивает - куда пойдёшь? - В Ад. Хорошо… Чёрт хватает мужика, протаскивает мимо той двери, в которую он только что заходил, и заталкивает в следующую. А там - чад, котлы, сковородки… Мужик спрашивает - а что это такое, ты же мне другое показывал? - Это, отвечает чёрт, была наша агитбригада…
Так и Польшей, - Никому больше миллиардов не дали, но на «польскую тему» ведутся все без исключения.
Потому что мышление клиповое. Есть картинки «было» и «станет», кормящие необъятные животы примитивных хотелок. И совершенно не возникает вопроса - « а каким образом всё это может произойти»?

Что остаётся добавить к вышесказанному? - Увы, тем и отличаются лимитрофы от России. - В них нет стержня. Вроде - бы некоторые и похожи на русских, а ковырнёшь - не русские. - Лентяи, пораженцы и слабаки…

image Click to view



лимитрофы, их нравы, точка зрения

Previous post Next post
Up