Об идее отлить ступени военного Храма Вооружённых сил России на территории парка «Патриот» из трофейного немецкого оружия, озвученной Шойгу.
Не предлагаю даже спорить, хорошо это, или же плохо. Просто предложу взгляд на эту проблему со стороны. За основу возьму
хороший материал, опубликованный корреспондентом «ФАН» Андреем Союстовым, посетившим лишь одно из хранилищ Министерства обороны РФ.
В первую очередь, хочу разобраться со стороной материальной, дабы под ногами далее не путалась.
Увы, не знаю особенностей российского законодательства по этой теме, но, насколько мне известно, так называемые ММГ (настоящее оружие, деактивированное в заводских условиях), в России продаётся. И спрос на него есть. Но понятно одно, что германское трофейное оружие ценится куда выше советских образцов. Причина банальна - его просто меньше. Опять же, цены в России мне неизвестны. В силу чего, ниже приведу украинские предвоенные цены на «деактив».
В статье говорится:
В каждой укупорке - по сотне 9-мм пистолетов P08 Parabellum или Walther P38, по двадцать 7,92-мм карабинов Mauser 98k, по четыре 7,92-мм пулемета MG 42. И это были только те трофеи, что спустя многие годы после 9 мая 1945 года сохранились на одной из баз вооружения Минобороны РФ.
Это - только на одной, подчёркиваю!
«Parabellum P08» - 1100, «Walther P38» -750, «MG 42» (если это не югославский «MG 53-42» с грубо затёртыми клеймами и набитыми поверх них «курами») - 4000. Карабин Маузера - около 350. А чему удивляться - основное стрелковое оружие Вермахта, их сохранилось очень много. Цифры все, сами понимаете, в американских деньгах, чтобы не морочитья с курсами.
Итак, сколько у нас получается за всё это, если взять по ящику каждого? - 208 тысяч долларов за четыре ящика. И, если принять курс 65 рублей за доллар, то 13 520 000 рублей. И 224 счастливых коллекционера в придачу. Скажем так, не очень уж и точно, естественно, но порядок цифр ясен.
Но не всё измеряется одними только деньгами. И им отведём самое последнее место.
С другой стороны…
Немного из впечатлений из музеев.
Донецкий краеведческий. Ни о каких MG и речи нет, естественно. Стоит сиротливо коробка от пулемётной ленты («патроненкастен»), и то хорошо. «Парабеллум» есть, но копанина. Правда, «копанина» во вменяемом состоянии. Причём, времён Первой мировой. А знаменитый «товарищ «Маузер» (С96) уже в состоянии «невменяемом». - Насквозь ржавый монолитный кусок металла, в котором угадываются контуры легендарного пистолета. Создаётся впечатление, что ему пара тысяч лет… Увы, «жирная» земля Донбасса беспощадно сжирает все металлические предметы.
Музей в Севастополе. Опять же, воспоминания десятилетней давности, когда там был.
Да, пулемёт Гочкисса в отличном сохране радует глаз… А вот пистолеты… Вместо многих из них экспонируются… - Глиняные муляжи…
Не знаю, как там сейчас с этим дело обстоит, ведь, слава Господу, Севастополь теперь - российский город. Но, сам вопрос. Почему тысячи единиц старого оружия десятилетиями томятся на складах, а не экспонируются в музеях? Тот же ящик с «парабеллумами» дал бы материал для ста музеев.
Кстати, в статье есть фраза о наличии на складе оружия времён первой мировой.
А кто видел «царскую» винтовку Мосина, т.н. «гранёнку»? Пулемёт Льюиса (как у товарища Сухова)? Германскую винтовку Маузера Gewehr 98, а не карабин? А японскую винтовку «Арисака»? Уверен, что если не на этом складе, то на других они есть. А тот же самый германский «штурмгевер», кстати?
Почему до сих пор практикуется политика игнорирования трофейного оружия, как и в советские времена? Почему не показать его широким массам в каждом краеведческом музее? Почему, чтобы увидеть тот же приснопамятный М.Р.40 нужно зачастую ехать в столичный музей? Да, их было сравнительно мало, но, не настолько же, чтобы на складах всей России не «завалялась» для нужд музеев пара - тройка лишних сотен…
Возвращаясь к теме. В статье прямо сказано: «Всего из состава хранящегося на базе трофейного стрелкового оружия Вермахта предполагается утилизировать для создания храма по 800 «Парабеллумов» и «Вальтеров», 1200 карабинов 98k и порядка десятка Maschinengewehr 42». Не так уж и много, скажем честно, чтобы об этом вообще говорить. Хотя, само определение «ступени Храма, отлитые из трофейного оружия», сейчас звучит уже немного натянуто - популистки… Не то, что 75 лет назад… Правда, лучше поздно, чем никогда…
Кстати, по массе (без деревянных элементов) это составит всего около 3,3 тонн…
То есть, сама тема обсуждения не особо-то и стоит.
Но, почему остальные трофеи продолжат (как следует понимать) находиться в спецхранилищах?