Попалась давеча
статья «Как уничтожали советскую радиотехнику». Спорить с её автором не буду, хотя темы для того есть. Начиная с того, что список торговых марок был значительно шире приведенного… Не важно…
Вообще-то, как и всегда бывает в подобных случаях, нахлынули воспоминания. Приятные и не очень. Вторые понятны - уничтожалась в те годы не только радиоэлектронная промышленность, уничтожалась промышленность ВСЯ…
Вместе с тем, будучи в то время обладателем весьма приличного «джентльменского», скажем так, комплекта именно советской аппаратуры, попытаюсь сравнить её с фирменной без прикрас.
Начнём с телевизоров. Цветных. Которые были цветными весьма условно да и стоили более восьмисот рублей (около пяти - шести среднемесячных зарплат). При этом, надёжность аппаратов оставляла желать лучшего… Вместе с тем, японский телевизор в «комке» стоил от пяти тысяч советских рублей, что выводило его в категорию «для избранных».
Почему и продолжу развитие темы в свете сравнения по параметру «цена / качество».
Начнём с самого простого - с проигрывателей. Наибольшим спросом пользовались универсальные комплекты для воспроизведения грампластинок, где проигрыватель был выполнен в одном корпусе с усилителем и продавался в комплекте с парой АС. Цена на «Мелодию - 103С» (ту самую, с маленькими квадратными колоночками) составляла 247 рублей 50 копеек. А это было в 1976-м году, товарищи… - Кстати, очень распространённая в СССР схема компоновки, реализованная по принципу «купил и забыл». Иногда они оснащались и встроенным кассетным магнитофоном, качество которого не выдерживало никакой критики (на уровне четвёртой группы сложности), но массового потребителя это вполне устраивало. Более того, это было «круто» по тем временам. Естественно, «круто», учитывая цену. Да, такие устройства были зачастую просто неубиваемы, в силу чего до сих пор продаются на барахолках в рабочем состоянии. А покупали их те, кто иногда заходил в магазин грампластинок «Мелодия» за чем-нибудь новым, поскольку старые пластинки просто надоели. Звук в таких аппаратах искать бесполезно, но они полностью соответствовали маркетинговым требованиям того времени.
Проигрыватели пластинок - «деки». То есть те, к которым нужно было дополнительно покупать усилитель и АС. Да, были безусловные лидеры типа «Корвета-038» (которым я, признаться, пользуюсь до сих пор, чего, кстати, совершенно не стесняюсь) или очень редкого «Феникса - 006», но… Но стоил тот же «Корвет» 630 рублей, что сразу же выводило его в категорию «висит груша, нельзя скушать»… Сколько мы, будучи ещё пацанами, любовались его сверкающим на полках магазинов футуристическим нержавеющим «шаром» в основании тонарма, но возможности покупки этого аппарата простое любование явно не приближало. А что-то попроще, типа «Веги-110» за 155 рублей и совершенно не превосходящего её по звуку «Арктура-006» за 240, даже примитивного сравнения со японскими вертушками из бюджетного ценового диапазона явно не выдерживало. Но разница в цене была для советского человека огромна.
Магнитофоны катушечные. - Тема сложная. Собственно говоря, производились десятки моделей с претензией и без. Без претензии был тот самый «Юпитер» или «Маяк -203», стоивший под три сотни рублей. «Стерео» при единственном своём встроенном слепоглухонемом динамике он воспроизводить не мог. Нужно было покупать усилитель и колонки. Но большинство довольствовалось и этим… Перешагивая через сонм невнятных «Орбит» и «Снежетей», выходим к высшей группе сложности, где «Электроники» и «Олимпы» стоили иногда более 1600 рублей. Это при том, что обильно продававшиеся в соседнем «комке» «Akai-3000D» известные у нас в городе под псевдонимом «вечный жид» стоили около полутора тысяч и «писали» несравнимо лучше.
Да, были находки, типа «Илети -110» (827 рублей). Кстати, являясь счастливым обладателем этого магнитофона, сам развеял устойчивый миф о «стеклоферритовых головках». Мне повезло - в моём аппарате были установлены аморфные головки «ТЕАС». И я мог сравнить его с аналогом, на котором использовался столь модный стеклоферрит. Во всяком случае, в советском исполнении, «стекло» кроме износоустойчивости, не давало ничего. Кроме совершенно искусственного и стеклянного звука. Это, кстати, так же касалось и всех «Олимпов» и «Электроник»…
Акустические системы. Мрачно… Полагаю жившие при СССР прекрасно помнят легендарные S-90, выдавить хоть какое-то подобие звука из которых можно было, лишь «раскачав» их до уровня громкости, сопоставимого с орудийной пальбой. Вместе с тем, «середина» там так и не проявлялась, сколько их ни качай…
С кассетными магнитофонами была, вообще, беда. Собственно говоря, заставить хоть чуть - чуть звучать картридж с такой шириной ленты и соответствующей скоростью её движения - уже подвиг. Итак, что у нас там? Мифические кассетники высшей группы сложности мало кто видел. А из тех, кто видел, процент тех, кто их купил, стремится к весьма малой величине. Стационарный же «Маяк -231» известен всем. В том числе, и ценой - ровно в четыре сотни полновесных советских рублей (две зарплаты чуть выше средней). Как и неисчислимым количеством тех, кто брался этот «Маяк» переделывать, дабы хоть чуток улучшить качество его звучания. В то время японская «дека» стоила под тысячу. Столь ли велик разрыв в соотношении цена / качество? - К этому вопросу вернёмся позже.
А вот проблема с переносными магнитолами или же просто переносными стереомагнитофонами стояла в полный рост. - Их просто толком не было. Или они были такого качества (как приснопамятный наш местный макеевский «Скиф»), что лучше бы их не было вообще. Это уже во второй половине восьмидесятых рвануло, но народ предпочитал покупать панасониковские балалайки, выполненные в пропорциях батона варёной колбасы сотен по восемь рублей за особь. А к «Шарпу «три семёрки» и не подходи…. Кстати, а вы с тех пор слышали, чтобы переносной аппарат так звучал?
Подводим итоги.
Звук. К сожалению, в основной массе своей, звучание советской радиоаппаратуры оставляло желать лучшего. В нём совершенно не было «середины», средних частот. В чём-то оно, да, отвечало качеству записи и самих советских пластинок с популярной музыкой. Стиль «бум-цвяк», годами сформированный философией переписывания с ленты на ленту. Когда, чтобы добавить яркости, некоторые писали даже через выход наушников, накручивая тембра. Кстати, о темброблоках. В усилителях высшей группы сложности типа «Кумир-001» и иже с ними была функция отключения этого самого темброблока. То есть, переход к тому самому хай-эндовому «линейному звуку». Но, при нажатии кнопки, начинался полный и беспросветный ужас. Замечу, лично втыкал в советский тракт знаменитый усилитель «Рioneer A 400 X», изначально не имевший темброблока. И без всех этих заветных «шнуров и коннекторов», звук преображался кардинально.
Проблема лежит как в качестве и подборе элементной базы, так и в самой философии советского звука, сформированной некачественными носителями. Пример, усилитель «Корвет 50У-068С», имеющий характеристики: «номинальный диапазон воспроизводимых частот: 10...70000 Гц, коэффициент гармоник 0,05 %, коэффициент интермодуляционных искажений: 0,06 %.» против того же «четырёхсотого «Пионера» с весьма скромными паспортными данными: 20 /20000 гЦ и коэффициентом гармоник 0,4». Но при воспроизведении фонограмм с любого источника, «Корвет» был просто смешон. То есть, сами цифры в паспорте не говорят ни о чём. В данном случае, они являются ,чем-то совершенно отвлечённым, но на естественности звучания они не отражаются никаким образом. Кстати, заметьте, я сравниваю изначально несравнимое - топовую советскую модель (наш верхний советский хай-энд, по сути) с сегментом хайфая, робко претендующего быть хай-эндом.
Качество. Которое, увы хромало на все четыре лапы. Старая примета - не покупать аппарат, выпущенный в конце месяца. Да, были надёжные марки, но они были в сравнительном меньшинстве.
Сравнение. В той самой категории цена / качество. Следует не забывать, что цена на «фирму» была сформирована фарцовщиками, презиравшими накрутку менее ста процентов. Что выводило импортную радиоэлектронику уже в поднебесные выси. Вместе с тем, она практически не ломалась, что и служило поводом для многих купить японскую двухкассетную пластмассовую балалайку взамен хорошего советского катушечника. Ну и странное понятие о «престиже», дело ясное…. А что бы было, если бы на прилавки магазинов вывалили бы японскую технику по цене вдвое меньшей?
Вместе с тем, желающие могли поднакопить денег и купить японский аналог, который будет однозначно превосходить наш, советский, по качеству и надёжности. Но речь идёт, естественно, о тех, кто мог накопить…
Резюме. - Более-менее приличная аудиотехника и в те времена не была по карману среднестатистическому советскому человеку. Причём, куда более, нежели сейчас. Хотя, как и сейчас, она совершенно не входила в перечень необходимого, правда, в то время, элементом престижа являлась в куда большей степени.
Да и производилась она, за исключением таких энтузиастов звука как «Корвет», чисто на потребу. Причём, по максимально возможному прайсу. Система, являвшаяся «вещью в себе» и не испытывавшая внешней конкуренции, сама себе устанавливала стандарты без оглядки на что-либо внешнее и им же следовала. В силу чего, она породила какой-то свой особенный продукт, собственную, не сопоставимую ни с чем реальным философию звука.
В завершение предложу ту аудиосистему, которую я бы себе собрал в советские времена (не задумываясь о деньгах). АС - Корвет «35 АС- 008» 10 рублей за пару). Проигрыватель «Корвет - 038» (630 рублей), усилитель - «Корвет 50У-068С» (650 рублей) (двухблочный усилитель "Корвет УП-028С" / "Корвет УМ-038-стерео" (825 рублей за пару, если не ошибаюсь) будет уже полным развратом) и магнитофон «Илеть - 110» (827 рублей). Итого, нормальный качественный советский звук обошелся бы мне тогда в 2367 рублей. То есть, примерно в среднегодовую по стране зарплату. А ведь это ещё совсем не представители советского ценового «топа»…
Будем продолжать ужасаться ценами на западный хай-энд?
P.S. Мощная база данных по советской радиоэлектронике.
Ностальгия:
http://www.rw6ase.narod.ru/