На дистанции - четверка первачей,
Злых и добрых, бескорыстных и рвачей.
Кто из них что исповедует, кто чей?
...
Каждый лезет на высокий пьедестал.
Вопрос об участии российских олимпийцев в Играх под нейтральным флагом очень сложен. И сводится в обсуждениях к двум противоположным максимам. И, соответственно, последующей борьбе между ними. Вместе с тем, само обсуждение это прекрасно иллюстрирует определённую персонификацию в подходе к нему самому. Которая начинается с очень правильного и верного вопроса: «А как бы я сам поступил, будучи на их месте»? И для каждого спорящего свой вариант ответа очевиден. Только потому, что он принадлежит именно ему. Вместе с тем, требования пожертвовать будущим в корне отличаются от противоположной соглашательской политики. Которая предлагает в очередной раз потерпеть. Здесь всё понятно. - Без жертв и разрушений, как говорится. И, вообще, чтобы не было войны.… Первая же сторона предлагает пожертвовать. Пожертвовать наработанным и большой частью своего будущего. Которое у спортсмена коротко априори. Вместе с тем, что мне в этой ситуации неприятно - многие, стоящие на этой позиции, в таком положении сами не оказывались. Но уверенно предлагают сделать это кому-то. И именно это вносит в спор очень нелицеприятный контекст.
Хотя…
Давайте разберёмся. Если честно, я сам эту тему не люблю. Так как не считаю себя вправе судить, равно как и не желаю сгибать выю. Противно и то, и другое. Но вчера позволил себе открыто задать вопрос: «А где тот последний бастион»? Ведь мы всё время думаем, что он - не последний. И вдруг окажется наоборот, что тогда? Что является основным для этих спортсменов? Что для них Родина? И какое именно место она занимает в их внутренней табели о рангах? Но, всё это в любом случае требует массы уточнений и оговорок. Нет точной постановки вопроса. Её мы, кстати, полагаю, и не услышим. Возможно потому, что она будет кое-кому очень неприятна. Посему, пустым морализаторством заниматься не хотелось.
Заново поднять эту тему, только в куда более жёстком ключе, меня заставил нижеприведенный комментарий. Который выводит на сцену конкретные понятия, определения и параллели. На такую постановку вопроса ответить считаю просто необходимым.
«Адресован этот вопрос ко всем, кто упрекает спортсменов, готовых выступать под нейтральным флагом, и страну, которая им это позволяет.
Товарищи, а вы готовы лишить будущего ЛИЧНО себя и ЛИЧНО свою семью, похерить все свои ЛИЧНЫЕ достижения, по сути, всю свою жизнь, и ЛИЧНО отправиться искать себе другой заработок на биржу труда? Что ЛИЧНО вы готовы потерять ради страны, ради флага, ради лайков в Интернете»?
Вместе с тем, Флаг - официальный государственный символ Родины, прошу не забывать. И отказаться сначала от одного её символа, не может ли позволять допустить, что в будущем можно отказаться потом от другого, от третьего? С чего начинается Родина для людей, у которых, как говорили «при совке», как сейчас модно выражаться в определённых кругах, «личные интересы стоят выше общественных»? Почему так происходит, когда всё, что связано с личными интересами и интересами Родины, до боли напоминает интермедию «здесь играем, здесь не играем, а здесь рыбу заворачивали»? Откуда такая избирательность в подходах? Вопрос, естественно - риторический. Это - капитализм плюс отсутствие официальной идеологии патриотизма. А коль имеется она только на «намекнутом» уровне, то и будет трактоваться как кому угодно.
Кстати, отсюда возникает вопрос - окажись (чисто гипотетически) на месте России Штаты, как бы к белофлажному соглашательству спортсменов отнеслись бы там? Опираясь, увы, лишь на огульные представления, позволю себе допустить, что куда более радикально.
Но почему вновь и вновь всплывает та сама искандеровская притча о скатерти? Которую, уж простите за достаточно объёмный фрагмент, процитирую:
Я бы сравнил душу с чистой белой скатертью. Именно на этой чистой белой скатерти я мечтал в будущем есть чистую королевскую капусту, фасоль и горох. А что же предательство? Да, я знал, что оно не украсит моей белоснежной скатерти, но я думал: что ж, оторву кусок, испоганенный предательством, а остальное расстелю, чтобы насладиться благами жизни. А тут что же получается? Хап! И вся скатерть в дерьме!
Это как же понимать? А на чем, отвечайте мне, есть заработанную капусту, горошек, фасоль?! Я-то как мечтал? Буду есть с чистой скатерти и бедным кроликам от моего стола буду кое-что подбрасывать, ворча на бездельников. О, какое это счастье - ворчать на бездельников и чистоплюев и подбрасывать им со своего щедрого стола! А теперь что получается? Самому есть с дерьмовой скатерти? Оказывается, предательство измазывает своим дерьмом всю скатерть, а не часть ее, как я думал. Так ведь я ж этого не знал! Выходит, мне ничего не заплатили, выходит, мне ничего не остается, кроме этой дерьмовой скатерти, с которой я должен есть одерьмевшие от нее продукты? Кто поймет сиротство кролика с испоганенной душой? Ведь мы, кролики, все-таки существа теплокровные и потому чистоплотные. О, там, в джунглях, я это почувствовал почти сразу, хотя и не так ясно, как теперь. Даже эти вонючие мартышки стали меня презирать. Злоба - вот что тогда осталось во мне. И самая злобная злоба на чистеньких! Что ж вы меня не остановили, если вы такие хорошие, а?!
Ведь всё, о чём говорили выше - вопрос именно совести. Ибо, наверное, понятия «Родина» и «совесть» начинаются с одной точки.
Предвижу железный контраргумент - так у нас же сейчас ещё не война и это ни о чём не говорит! Вот когда война начнётся, вот тогда как развернёмся!
- Нет, ребята, война, война.… Которая, пожалуй, и не прекращалась ни на минуту. Просто, примеряла иногда для себя овечьи обличья. А коль уж по поводу войны…
Начну, пожалуй, опять с аллюзии. Всё в этом «олимпийском примирении» в точности соответствует петшопбойзовской песни «Go West», который они, писали, как я понимаю, правда, с совсем другим подтекстом. Не глумливым, а с надеждой на лучшее. Который, к сожалению, обернулся нынешними реалиями:
«(Не оглядывайся) назад, на восток (Борьба) борьба за поиск пропитания (И мы уйдем) мы готовы уйти, (Вот что) мы все-таки сделаем, (Пойдем на запад) Там мирная жизнь (Пойдем на запад), На открытом воздухе, (Пойдем на запад) Там, где голубое небо (Пойдем на запад) Вот что мы сделаем».
Итак, снова на Запад? Лишь бы небо было голубым, чтобы были мир-дружба-жувачка, полнейшее благорастворение воздухов и не было бы «поисков пропитания»? А не проходили ли это мы уже всё? Кстати, что там было во время оно сказано о данайцах?
Не хотел вводить в строй данную аргументацию, но сейчас, пожалуй, пора. До сих пор это было для меня «запрещённым приёмом», ибо может создаться внешнее впечатление, что мы, дескать, эдакие героические цацы, а они, соответственно, такие вот нехорошие бяки.
Вместе с тем… - Донбасс.
Миллионы людей не уехали именно, образно выражаясь, «за Флаг и Гимн». За всё то, что они отождествляли для себя с Родиной. И остальное было уже совсем не важно. - Ни работы «где-то там», ни просто собственная безопасность… - Ни пяди родной земли врагу! Личное на общем фоне (для простых людей, обывателей, чего уж тут) оказалось на общем фоне настолько смехотворно мизерным, что просто не обсуждалось.
И которые прожили здесь, заметьте, почти четыре года, не взирая на все трудности и неопределённости (угрозу жизни я просто выношу за скобки, дабы с разу с тузов не заходить и оппонентов ногами не добивать).
А чем отличается их будущее, карьеры, заработки и прочия благополучия от олимпийских? Разве что, для большинства здесь размер был куда поменьше. Да и медийная реализация собственного ego отсутствовала. Пожалуй, всё.
Пример из области спорта. Знаю молодого парня, нигерийца. Футболист. Приехал сюда до войны. Сейчас играет у нас. Давно уже и Республиканский паспорт получил. Я его спросил:
- А почему ты здесь остался, не уехал?
- А как я вас мог бросить?
Ответ, скажу честно, просто обескуражил. В хорошем смысле этого слова, естественно.
А тот же «звёздный» Ярослав Ракицкий (местный, кстати), запросто уехал с «Шахтёром» скитаться по львовам и прочим харьковым. Тот самый Ракицкий, который хвастался в интервью своей двухэтажной квартирой с золотой ванной, «поршем» и прочим.
Лично знаком с игроками «Шахтёра» из тех, кто постарше. Занимаются развитием детского футбола. А такой же «бывший» (в том числе и тренер) Яремченко, благополучно сбежавший, постоянно вопит на весь интернет - да кто они такие?
Так, что, вопрос именно в уровне достатка? Так называемой «звёздности»? Ведь, полагаю, что те, кто собирается ехать на Олимпиаду на любых условиях, пусть и не меняют суперкары, как перчатки, но, осмелюсь допустить, последний хрен тоже без соли не доедают. Или, Олимпиада для них, как в песне Семёныча: «И назойливо в ушах звенит струна: у тебя последний шанс, слышь, старина! Он в азарте - как мальчишка, как шпана, -нужен спурт - иначе крышка и хана!»
Ох, вряд ли, вряд ли… Упомянутый в песне контингент - явно не олимпийский…
Так что, тогда всё в порядке получается? Можно им, оказывается ещё и рвать, и метать? Рвать и рвать, метать и метать? Тогда, в чём проблема?
Знаете ли, мне очень бы хотелось организовать диалог этих спортсменов с нашими людьми. И с теми, кстати, кто из других стран (не из России даже) приехал сюда, бросив дома всё, и пошёл на фронт. Мне очень интересна была бы аргументация «спортивной стороны»…
Ладно, отвлечёмся от Донбасса и вернёмся к основному.
Почему, когда нас либероиды призывают платить и каяться, мы все «в едином порыве»…
А когда дело доходит до персонификации и связанного с ним бабла, последнее, успешно и по стародавнему неписанному закону тут же начинает побеждать любое зло? Зло, которое, по определению, заключается именно в отсутствии этого самого бабла?
Эх, ребята… Какою мерою вы мерите…
И это, пожалуй, и есть критерий. С чего для кого начинается Родина…. С Меры.
Меры Мира. - На чьих условиях желать Мира - исключительно на своих, или на тех, которые просто более удобны сегодня?
У нас сейчас свобода. Пусть каждый поступает в меру своего разумения. Только потом пусть не плачет.