Недавно говорил на эту тему.
Сейчас прислали
статью с «Эксперта». Которая многое и подтверждает, и уточняет.
Палата представителей Конгресса США приняла законопроект о финансировании минобороны в 2018 году, в который была включена статья о выделении средств на так называемое противодействие России в Европе, общий объем которых составляет порядка $4,6 млрд.
И противодействие это, как оказывается, выражается не только в оборонной сфере. Что и требовалось доказать. На Россию приходится около 40% газа, экспортируемого на европейский рынок, за ней следует Норвегия - 34%.
В 2016-м году «Газпром» экспортировал в страны Западной Европы 146,2 млрд. кубометров газа. Если вычесть долю потребления Турции, получим 121,44 млрд. м3 и экспорт на общую сумму более 19 миллиардов долларов. Дополнительно к этому, на рынок Восточной и Центральной Европы поставлено 32,1 млрд. м3. То есть, подсечь Россию на этом рынке для Штатов смысл имеет немалый.
На данный момент же потребление СПГ составляет лишь 14% европейского рынка.
Отдельным пунктом в законопроекте предусмотрено наращивание торговли энергоресурсами с Европой в качестве «средства сдерживания России». Усилия США должны способствовать энергетической безопасности в Европе, так как Россия якобы использует энергоресурсы в качестве «оружия принуждения, запугивания и влияния» в регионе.
А теперь США будут использовать в качестве «оружия принуждения» свой «авторитет» и свой СПГ… Это пересекается и с заявлениями Трампа о развитии производств в самой Америке. Действительно, какой смысл отдавать европейский рынок России, если можно получать с него деньги в карман США. Более того, нанося тем самым ущерб противнику. Естественно, поднимается вопрос о сравнительной стоимости американского газа (с учётом расходов на транспортировку) и российского. Но коль такое решение за океаном принято, очевидно, что оттуда эта программа будет продавливаться всеми силами. Какие рычаги будут задействованы - посмотрим. Первое, что можно предположить, сокращение маржи самих американских добывающих кампаний для увеличения оборота. А какие действия будут предприняты по отношению к Европе, чтобы заинтересовать её «купить кирпич», покажет время.
Первым аргументом (для затравки, так сказать) в «убеждении Европы» скорее всего, будет то, что СПГ менее подвержен геополитическому риску, чем трубопроводный газ.
Поэтому и проблемы, о которых говорится в статье, с получением разрешений на отправку СПГ из Штатов в страны не входящие в американское соглашение о свободной торговле, вряд ли будут.
Вместе с тем, такой подход ставит Украину в крайне неудобное положение. Именно по причине того, что через неё идёт та самая «труба на Европу». Или в Штатах уже поняли, что с 2020 года транзита через Украину уже не будет, либо же (что не менее возможно) понимают степень «геополитических рисков» именно по причине внутренней ситуации на Украине.