Начну с того, что теорию прокатного производства мы изучали по книге Клименко и Онищенко. А заведующим нашей родной кафедры «Обработка металлов давлением» был тот самый легендарный профессор Валентин Митрофанович Клименко, которого мы между собой называли просто Дед.
И это имело под собой все основания - когда лично я вернулся после прохождения Срочной службы на третий курс института, когда, собственно говоря, и начали нам читать теорию прокатки, Валентину Митрофановичу было уже 79 лет. Хотя, насчёт «уже» - вопрос очень спорный. Мы неоднократно отмечали, что внутренне он моложе многих из нас. Причём, ничего пренебрежительного в этом «Деде» не было, наоборот - преклонение перед мудростью и опытом.
Не премину отметить, что кафедра очень часто занимала первое место по институту. И нам было очевидно - почему. - Валентин Митрофанович умел подобрать коллектив. Не было у нас никакой палочной дисциплины, свойственной многим кафедрам ДПИ тех лет. Наоборот, преподаватели были для нас именно старшими товарищами.
Да, зачем далеко ходить, с теми из них, кого встречал и встречаю в Городе, всегда обнимаемся и целуемся. И, чего душой кривить, мы, выпускники, им всем безмерно благодарны. Ибо, очень во многом нас именно нами сделали они0, наши Учителя.
Но, главой всему был, конечно же, Дед.
Как у нас проходили экзамены.
- Группа заходит в аудиторию, разбирает билеты и садится по местам. Можно пользоваться любой литературой - книги, конспекты. Стопки на углах столов поднимались достаточно внушительные.
И тогда Дед, окинув ненавязчивым взглядом аудиторию и понимая, что всем есть, откуда списывать, демонстративно отгораживался от неё широко развёрнутой газетой. Наверное, чтобы просто не смущать нас.
Замечу, что стандартный ответ на экзаменационный билет занимал шесть - семь страниц формата А4, исписанных с двух сторон. Вот, идешь отвечать, садишься и начинаешь читать ему этот манускрипт. Естественно, достаточно быстро сбиваясь на невыразительное бубнение. Хотя, не поэзия же… Дед как-бы дремлет. И, совсем неожиданно задаёт вопрос:
- Так, вот в этом месте вот этот параметр поменялся. Что будет на выходе? Причём, ты никогда не знаешь, когда этот вопрос будет задан. Поэтому, с того момента, как переступил порог аудитории, понимаешь, что расслабляться нельзя ни на секунду. И таких вопросов задаётся три - пять. В зависимости от уровня отвечающего. После чего Дед говорил:
- Четвёрки (например) хватит, или поборемся?
- Тут уж каждый поступал сообразно своим амбициям. Дед умел отличить тех, кто в процессе сдачи экзамена просто запутался и заслуживает большего от банальных рвачей за лучшую оценку. Второй категории он всегда умел очень вежливо доказать правильность своего понимания уровня знаний экзаменуемого.
Многим такая форма экзамена покажется дикой и глубоко несерьёзной. Но.
Валентин Митрофанович неоднократно говорил нам - глупо заставлять зубрить. После экзамена всё, всё равно, вылетит из головы. Те, кто пойдёт в науку, за год выучат километры формул наизусть. - Жизнь заставит. А тем, кто пойдёт на производство, эти километры и даром не нужны. Нужно научить вас, ребята, двум главнейшим вещам - уметь работать с литературой и правильно понимать процесс. После чего вы сможете работать в любой отрасли, не только в металлургии.
Что я испытал на собственной шкуре дважды. Волею случая, в 2000-м в очередной раз изменив специализацию, через четыре месяца попал на стажировку на завод крупнейшего в мире производителя оборудования. Занятия вёл Алан, из местных. - Человек, прекрасно разбиравшийся во всех тонкостях и энтузиаст своего дела. И он как-то спросил меня:
- Ты задаёшь вопросы, на которые и я не сразу могу ответить. Как я понимаю, ты учился ещё при СССР. Где у вас там давали такой уровень знаний?
- Алан, вообще-то я - металлург по образованию…
НЕМАЯ СЦЕНА.
- Ну, тогда ты лет пятнадцать работаешь в этой отрасли…
- Спешу тебя снова разочаровать - четыре месяца…
СНОВА НЕМАЯ СЦЕНА…
- Алан, понимаешь, просто у нас были настоящие замечательные Учителя. Кстати, я тебя в этот список тоже уже занёс : )))
Подчёркиваю, во всё этом моей заслуги нет. В этом всём заслуга Валентина Митрофановича и его учеников, которые были моими Учителями. И тоже - Учителями с заглавной буквы.
В 90- м Дед выпустил нас, в 91-м - следующий поток (где учился мой Кум (увы, в моём ЖЖ Вы с ним практически не знакомы).
А через два года ушёл от нас. Мы с Кумом плакали навзрыд. - Такая потеря невосполнима.
Светлая память Вам, Валентин Митрофанович!
P.S. Отдельное спасибо и Земной Поклон преподавателю нашей кафедры Юрию Ивановичу Юрченко за подготовку прекраснейшей книги «Мудрость Учителя», которая вышла в 2008-м году в издательстве «Норд - Пресс».
О Валентине Митрофановиче, увы, очень уж коротко:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 А книгу следует прочесть….
Кому интересно, конечно же….